Игровое моделирование с воспитателями
методическая разработка по теме

Янбахтина Светлана Ивановна

ИГРОВОЕ  МОДЕЛИРОВАНИЕ  С  ВОСПИТАТЕЛЯМИ

 

 

 

 

 

 

"ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoe_modelirovanie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка»  с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

                                                                                                       Подготовил

                                                                                        старший воспитатель

                                                                                        Янбахтина С.И.

г.Пыть-Ях

2011 г.

Задачи:

  1. развивать творческую активность и инициативу педагогов;
  2. повышать интерес педагогов к расширению своих знаний о русской  народной культуре;
  3. представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.

Правила игры: участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 8 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. У кого больше – тот победил.

Ход игры:

Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится»

Назвать пословицы, в которых есть число «семь».

Возможные ответы:

  1. Беда семь бед приводит.
  2. Лук от семи недуг.
  3. Семь пятниц на неделе.
  4. Один пашет, семеро руками машет.
  5. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  6. Прожил семь лет – нажил семь бед.
  7. Семеро одного не ждут.
  8. Семь верст киселя хлебать.

Задание 2.  «Всякое дело человеком ставится и человеком славится»

  1. В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?
  2. Чем отличается дымковская игрушка от богородских?
  3. Расскажите, что вы знаете о Гжели.
  4. Расскажите, что вы знаете о жостковской росписи.
  5. Чем знаменито село Семеново?
  6. Чем славится деревня Филимоново?
  7. Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?

Задание 3. «Пень не околица, глупая речь не пословица»

Решение педагогического кроссворда.

По горизонтали:

1. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (поговорка)

3. Устное народное творчество, «народная мудрость». (фольклор)

4. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм (Дымково)

5.Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом (частушка)

По вертикали:

1. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий (стека)

2. Устное народное творчество , песня-сказание, основное на реальных событиях (былина)

3. Вид устного народного  творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (загадка)

4. Система цветовых сочетаний изделия (колорит)

5. «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода (хохлома)

6.Чередование элементов росписи в определенном порядке. (узор)

Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка»

Правильно угадать форму устного фольклорного произведения:

Катилася торба с высокого горба.

В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей.    (считалка)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба – каравай,

Хоть весь день поливай!    (приговорка, припевка)

Жил-был царь.

У царя был кол,

На колу – мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку с начала?   (докучная сказка)

Что возьмешь?

Ниточку или иголочку?

Сахару кусочек или красненький платочек?    (скороговорка)

Смелость города берет.        (поговорка)

На всякое хотенье есть терпенье. (поговорка)

 

Упрямого исправит дубина, а горбатого – могила.             (пословица)

В брюхе – баня,

В носу – решето,

Всего одна рука, да и та на спине.           (загадка)

Задание 5. «Человек без родины – что соловей без песни»

Назвать как можно больше праздников, отмечаемых на Руси.

Примерные ответы:

Праздник осени:

  1. 21.09 – Рождество Богородицы;
  2. 27.09 – Воздвижение Креста Господня;
  3. 14.10 – Покров Пресвятой Богородицы

Праздник зимы:

  1. 04.12 – Введение во Храм Пресвятой Богородицы;
  2. 07.01. – Рождество Христово
  3. 19.01  - Крещение Господне
  4. 15.02 – Сретение Господне
  5. Масленица (проводы зимы)

    Праздники весны:

  1. 07.04. – Благовещение Пресвятой Богородицы;
  2. Вербное воскресенье, Пасха

    Праздники лета:

  1. 05.06 – Вознесение Господне;
  2. 16.06. – День Святой Троицы;
  3. 07.07. – День Ивана Купалы;
  4. 19.08. – Преображение Господне;
  5. 14.08. – Медовый спас;
  6. 19.08. – Яблочный спас;
  7. 29.08 –  Ореховый спас;
  8. 28.08. – Успение Пресвятой Богородицы.

Задание 6. «В добрый час молвить – в худой промолчать»

Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз:

  1. «Без драки попасть в большие забияки»
  2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник»
  3. «Не мечите бисера перед свиньями»
  4. «Козел отпущения»
  5. Зарыть талант в землю»

Задание 7. «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

Угадать значение старославянских слов:

  1. Кружлявый :

- прыщавый,

- кудрявый (правильный ответ);

- веснушчатый

  1. Уварахтаться:

- испачкаться; (правильный ответ);

- укутаться;

- заблудиться.

  1. Остолопиться:

- сердиться;

- упрямиться;

- растеряться (правильный ответ);

  1. Встреснуться:

- влюбиться;

- спохватиться (правильный ответ);

- встярхнуться.

  1. Елдаечки:

- пшеничные  лепешки (правильный ответ);

- старинные женские украшения;

- качели.

Задание 8. «Все скороговорки не перескороговорить и не перевыскороговорить»

Правильно и быстро проговорить скороговорку:

  1. «Купила кукушка кукушонку капюшон, надел кукушонок

Капюшон – как в капюшоне он смешен»;

  1. «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;
  2. «Три сороки – тараторки тараторили на горке»;
  3. «Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку»;
  4. «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!»;
  5. «Ткет ткач ткани на платье Тане».

Участники подсчитывают количество фишек, полученных в ходе игры. Далее награждение педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое моделирование с педагогами ДОУ "Быт и традиции народной культуры"

Игровое моделирование с педагогами на тему:  «Быт и традиции народной культуры» рекомендовано к проведению на   педагогическом совете, семинарском занятии....

презентация по теме "Инновационные методы работы старшего воспитателя.Игровое моделирование."

Игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительнымэтапом усвоения.Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижени...

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Консультация для воспитателей: «Игровое моделирование на песке как метод познания для детей старшего дошкольного возраста»

В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре....

"Имитационное моделирование. Игровое моделирование"

Учите ребенкакаким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он усвоит их на лету.К. Д. УшинскийРебенок достаточно рано...