"Имитационное моделирование. Игровое моделирование"
консультация

Учите ребенка

каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п). Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Игровое моделирование — наглядно-практический метод обучения, в основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются другим предметом, рисунком, схемой, значком. А мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя

при этом интерес к занятию.

Следовательно, актуальность в том, что:

--данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью;

--дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес, моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему;

--использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания, а ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй, черти!»;

--графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель игрового моделирования:

-Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Задачи игрового моделирования:

-заменять реальные предметы схематическими изображениями и знаками;

-обеспечить успешное освоение детьми знаниями об особенностях объектов природы, их структуре;

-развивать речь, используя моделирование, творчество и фантазию детей;

-развивать умения точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели;

-содействовать с помощью моделирования овладению детьми важными компонентами учебной деятельности, операциям : сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Преимущества метода игрового моделирования

Психические процессы: внимание, память, мышление, речь

Познавательные умения: наблюдать, видеть, слушать, думать, владеть символами

Личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность

Интеллектуальные качества: анализ, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, умозаключение

Этапы работы игрового моделирования:

--Подготовка развивающей среды и материала с учетом знаний, умений и навыков детей.

--Изучение научной литературы, которая характеризует интеллектуальное, познавательное и творческое развитие дошкольников.

--Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме.

--Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми.

Модель построения педагогического процесса

С родителями

-родительские собрания

-консультации

-открытые занятия

-практикумы

-мастер-классы

 

С детьми

-совместная деятельность

-НОД

-словесные, дидактические, речевые игры

-и/у со схемами и моделями

-чтение (восприятие)

-составление с детьми схем, мнемотаблиц и т. д

 

самостоятельная деятельность

-игры детей с моделями, наглядными схемами,

-пиктограммами, составление детьми схем, мнемодорожек и т. д

 

С педагогами

-консультации

-семинары-

-практикумы

-НОД с детьми

-мастер-класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_modelirovanie2021_pedsovet.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №5 «Рябинка», г.о.Лобня, М.О. Имитационное моделирование. Игровое моделирование. Воспитатель: Петрова Ю.А. 2021 год

Слайд 2

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три» Конфуций Игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения.

Слайд 3

Имитационное моделирование (ситуационное моделирование) – - метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация – это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте). Игровое моделирование в детском саду Модель позволяет ребёнку выделить свойство предмета. Модель-это наглядно-практическое средство познания В моделировании реальный предмет может быть заменён и ребёнок овладевает замещением объектов в игре, непосредственно образовательной деятельности. Мышление отражается в речевой деятельности, речь организует процессы запоминания.

Слайд 4

Игровое моделирование строится на принципах: Коллективной работы Практической полезности Гласности Соревновательности Максимальной занятости педагогов Неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках игры

Слайд 5

Цель игрового моделирования: -Изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Задачи игрового моделирования: -заменять реальные предметы схематическими изображениями и знаками; -обеспечить успешное освоение детьми знаниями об особенностях объектов природы, их структуре; -развивать речь, используя моделирование, творчество и фантазию детей; -развивать умения точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели; -содействовать с помощью моделирования овладению детьми важными компонентами учебной деятельности, операциям : сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Слайд 6

Следовательно, актуальность в том, что: данная технология обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью; дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес, моделирование же вызывает интерес и тем самым решает эту проблему; использование символов аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания, а ведь одно из правил запоминания гласит: «Когда учишь-записывай , рисуй, черти!»; графические аналогии помогают видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 7

Преимущества метода игрового моделирования Психические процессы : внимание, память, мышление, речь Познавательные умения : наблюдать, видеть, слушать, думать, владеть символами Личностные качества : самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность Интеллектуальные качества : анализ, синтез, сравнение и сопоставление, классификация, умозаключение

Слайд 8

Этапы работы игрового моделирования: -Подготовка развивающей среды и материала с учетом знаний, умений и навыков детей. -Изучение научной литературы, которая характеризует интеллектуальное, познавательное и творческое развитие дошкольников. -Реализация модели построения системы педагогической работы по данной теме. -Дифференциация в использовании видов игр, посредством которых будет проведена целенаправленная работа с детьми.

Слайд 9

По характеру педагогического процесса Тренинги Обучающие Познавательные Творческие Развивающие Контролирующие Обобщающие По игровой методики Предметные Сюжетные Ролевые Деловые игры Иммитационные Драматизация Технологии игрового моделирования:

Слайд 10

Структура метода игрового моделирования

Слайд 11

Использование имитационного моделирования в различных видах детской деятельности Деловая игра Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность детям понять и изучить учебный материал с различных позиций. Различные модификации деловых игр

Слайд 13

В театрализованной деятельности

Слайд 15

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 16

Моделирование в математическом развитии детей Части суток

Слайд 18

Моделирование в разделе «Ознакомление с художественной литературой» и «Развитие речи»

Слайд 19

Моделирование в изобразительной деятельности

Слайд 23

Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром». «Экологическое воспитание» Макет «Солнечной системы2

Слайд 24

Свойства воды

Слайд 25

ОБЖ «Здоровый образ жизни»

Слайд 27

Модель построения педагогического процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативно-имитационное моделирование как способ актуализации и формирования умений безопасного поведения в быту

Согласно сложившейся в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, широкий круг норм и правил поведения становится внутренним достоянием ребенка только при условии, что они преломляются через вну...

СИМ-(ситуативно-имитационное моделировани)е- это эффективный метод формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

СИМ (ситуативно-имитационное моделирование)-отмечает И.А. Щёголев, это процесс конструирования модели реальной ситуации ( в данном случае, опасной обстановки ПДД) и постановка экспериментов на этой мо...

Технология имитационного моделирования

В статье представлен практический опыт использования имитационного моделирования в различных видах детской деятельности в ДОУ...

«Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения дошкольников в быту»

laquo;Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения  дошкольников в быту»...