Технология имитационного моделирования
методическая разработка (средняя группа)

В статье представлен практический опыт использования имитационного моделирования в различных видах детской деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребенка неизвестным ему пяти словам, - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками. и он усвоит их на лету»

К. Ушинский

Технология имитационного моделирования в ДОУ

Имитационное моделирование – метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности.  Модель – это образ, используемый в качестве заместителя.

 Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

      Виды моделирования

Предметное, в котором воспроизводятся конструктивные особенности. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

Предметно – схематическое, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе;

Графическое, (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно)признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты).

Использование имитационного моделирования в различных видах детской деятельности

Ярким примером моделирования в речевом развитии являются;

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация. .Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

 Моделирование в познавательном развитии детей

Метод моделирования в математике  часто встречается в виде «числовых цепочек».

Широко используются  модели при формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года.  

Сюжетные картинки, отражающие деятельность человека в разные отрезки суток,  представляют модель частей суток и используются при знакомстве  дошкольников с режимом дня.

3. Моделирование в игровой деятельности детей

С  моделями дети знакомятся уже  в первых играх, когда камешки – это «конфеты» для куклы, а песок – «мука» для куличика.  

 Игра «На что похоже»

 Нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко.  Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

Игра «В гостях»

Накрывается стол для чаепития, но вместо блюдечек дети кладут круги, а на них кусочки торта – треугольники. Здесь соблюдается принцип подобия, когда реальные  предметы заменяются подобными геометрическими фигурами.


Следовательно, актуальность использования имитационного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для дошкольников  характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуативно-имитационное моделирование как способ актуализации и формирования умений безопасного поведения в быту

Согласно сложившейся в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, широкий круг норм и правил поведения становится внутренним достоянием ребенка только при условии, что они преломляются через вну...

СИМ-(ситуативно-имитационное моделировани)е- это эффективный метод формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

СИМ (ситуативно-имитационное моделирование)-отмечает И.А. Щёголев, это процесс конструирования модели реальной ситуации ( в данном случае, опасной обстановки ПДД) и постановка экспериментов на этой мо...

«Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения дошкольников в быту»

laquo;Ситуативно-имитационное моделирование как метод актуализации знаний и формирования умений безопасного поведения  дошкольников в быту»...

"Имитационное моделирование. Игровое моделирование"

Учите ребенкакаким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он усвоит их на лету.К. Д. УшинскийРебенок достаточно рано...