Формирование основ исследовательской компетенции дошкольников
статья (старшая группа) на тему

      Если мы говорим о компетенции дошкольника, то речь, по-видимому, должна идти о формировании основ ключевых компетенций, ряд из которых формируются  в дошкольном возрасте (исследовательские, познавательные), а дальнейшее развитие и новое качественное наполнение дети получают в школе, а затем в высшем учебном заведении (профессиональные, социальные, личностные, образовательные).  И именно дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к исследованию. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ исследовательской компетенции дошкольников.

Вопросам развития информационно-познавательной компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий и средств связи   в разных сферах общественной жизни. Одной из актуальных в наше время стала задача развития у подрастающего поколения  исследовательской компетенции.      Стремление исследовать окружающий мир - одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Данное стрем ление универсально и проявляется в исследовательском пове дении.  Следует отметить, что понятие «исследовательское поведение» несколько шире понятия «исследовательская компетенция», так как первое понятие рассматривается как сущностная характеристика деятельности  личности, которая направлена на поиск и приобретение новой информации, а второе как комплекс качеств, необходимых для выполнения этой деятельности.

      Если мы говорим о компетенции дошкольника, то речь, по-видимому, должна идти о формировании основ ключевых компетенций, ряд из которых формируются  в дошкольном возрасте (исследовательские, познавательные), а дальнейшее развитие и новое качественное наполнение дети получают в школе, а затем в высшем учебном заведении (профессиональные, социальные, личностные, образовательные).  И именно дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно стей к исследованию. И от того, насколько были использо ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен циал взрос лого человека.  Таким образом, можно сказать, что в дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но  в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем исследовательские знания, которые в свою очередь формируют исследовательскую компетенцию.

     С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри ятным периодом для развития основ исследовательской компетенции потому, что в этом воз расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна вать окружаю щий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире нию дет ского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпо сылка для будущей исследовательской компетенции.  Кроме того, мышление дошколь ников более сво бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.   Развитие познавательных потребностей и интересов детей к предмету изучения и к процессу умственного труда во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный, творческий, исследовательский поиск, в открытие новых знаний. У ребенка должно появиться желание овладеть каким-либо исследовательским навыком, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при обретения соответствующего исследовательского навыка. Появление мотива влечет за собой развитие исследовательского поведения, которое, в свою очередь, формирует познавательные способности, а знания и навыки порождают потребность в их прак тической реализации  и осуществляются в исследовательской деятельности. Хорошо организованная исследовательская деятельность развивает исследовательские способности.

         Анализ современного состояния образования в России, в особенности в начальном звене (дошкольных учреждения), свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ-технология.  И именно элементы ТРИЗ-педагогики отвечают требованиям основных  критерий для развития основ исследовательской компетенции.  Ведь главная задача, которую ставит перед собой педагог-тризовец - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности,  познать радость при преодоление трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

     Формирование основ исследовательской компетенции, в специально организованной деятельности, является одним из основных направлений в моей работе. Мною  была разработана программа «Юный исследователь», включающая в себя серию занятий, которые связаны одной темой и проходили этапы экспериментирования, моделирования, работу с системным оператором, решением противоречий и составлением описательных рассказов.  В тематические  занятия   я включала: ознакомление с явлениями живой и неживой природы и знакомство с предметами, созданными человеком.  

      Технология формирования исследовательской компетенции  при ознакомлении с каждой темой программы представляет собой 5 этапов.

  1 этап. Цель: дать элементарные представления о явлениях и объектах окружающей действительности посредством элементарного экспериментирования.    

  2 этап. Цель: развитие образного мышления, усвоение обобщающих знаний, отражающих существенные связи и отношения, используя метод моделирования.

3 этап. Цель: развитие творческого системного мышления, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов; учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

       4 этап.  Цель: учить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, учить малыша находить выход из любой сложной ситуации.

    5 этап. Цель: развивать монологическую речь в процессе составления описательных рассказов и придумывании новых сказок.

      Тематические  занятия позволили на содержательном  материале дать детям более глубокие представления об окружающей действительности и  сформировать мотивационные основы исследовательских способностей у  старших дошкольников. Каждый блок предполагает использование игр в свободной деятельности и обращение к другим видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Широко использовалась и очень полюбилась детьми, одна из интереснейших, на мой взгляд, методика изобразительного искусства «кляксография».

   Результатами работы по программе  яв ились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире, научились проводить элементарные опыты, отстаивая свою точку зрения, смело и открыто высказывать свои идеи.

     Работая по программе, я убеди лась, что она эффективно помогла де тям стать более инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения  информации, а затем работать с ней, т.е. развивать  свои исследовательские способности. Апробируя программу, я пришла к выводу, что именно дошкольный возраст закладывает основы исследовательской компетенции и насколько плодотворно будет использован этот период жизни, зависит от взрослого, находящегося рядом с ребенком и условий, в которых он  «творит».

Программа по формированию основ исследовательской компетенции у старших дошкольников «Юный исследователь».

Тематиче-ские блоки

Содержание занятий

Связь с другими видами деятельности

«Удивительный воздух»

1.экспериментирование. «Мы – исследователи»         Цель: дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

2.моделирование.  «Берегите воздух»                             Цель: учить детей составлять модель окружающей действительности, используя условно-символические модели (круги). Закреплять знания о воздухе, помочь детям понять, что  большое количество транспорта, заводы и бытовой мусор загрязняют воздух, и чтобы он стал чище необходимо больше растительности. Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение создавать коллективную работу «Посадим лес».                       Материал: один большой круг голубого цвета, условно-символические модели: зеленый – растительность, серый – транспорт, коричневый заводы, черный бытовой мусор, красный – живые существа; ватман, фломастеры, цветная бумага, цветные салфетки, клей, кисти.

3абота с системным оператором. «Воздушный шарик»      Цель: развивать творческое системное мышление, умение выделять части и называть частью чего является этот предмет, показывая, чем был в прошлом и чем будет в будущем. Дать детям представления о том, что ветер имеет разную силу, учить называть положительные  и отрицательные стороны ветра, находить для него другие применения. Воспитывать желание открыто высказывать свои суждения.                                                             Материал: один воздушный шар с изображением лица, воздушные шары, насос для надувании воздушных шаров,   демонстрационный системный оператор, фломастеры, видеофильм «Путешествие Незнайки на воздушном шаре».

4.Решение противоречий. «Загрязнение воздуха – транспорт и заводы необходимы человеку».                Цель: учить детей решать противоречия, комбинированию различных вариантов  выходы из проблемных ситуаций. Учить применять новые преобразования предмета при усовершенствовании транспорта и изображать это в рисунке.                                                                         Материал:  игрушка цветок, картинки с изображением транспорта, иллюстрации заводов, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

5.Составление описательных рассказов. «Воздух»     Цель: развивать монологическую речь, умение составлять описательные рассказы о предмете, используя схему-алгоритм. Упражнять детей в умении восстанавливать полученные ранее знания и выстраивать систему. Развитие эмпатии.                                                                        Материал: схемы-алгоритмы, воздушные шары для каждого ребенка.

Художественная литература:   А.Леокум «Какой народ первый стал использовать паруса»; Д.Родари «Почему море соленое»; В.Сухомлинский «Весенний ветер»; Л.Пантелеев «Парус»; Н.Павлова «Путешествие капелек с воздухом»; А.Блинов «Ветер-водонос».

Изодеятельность:

Аппликация «Посадим лес» - (коллективная) из различных материалов: вата, салфетки, засушенные листья, цветная бумага, рис, манка;

рисование «Новый транспорт» разными изоматериалами: карандашами, фломастерами, восковыми мелками.

Музыка:

П.И. Чайковский «Апрель»;

П.И.Чайковский музыка к балету “Щелкунчик”- “Танец феи Драже”.  Игровая деятельность: блок сюжетно-ролевых игр «Попутного ветра»; дидактические игры «Природный мир бывает разным», «Один – хорошо, а много – плохо», «Что будет, если…», «Цепочка».

 

«Вода – водичка»

1.Эксперементорование. «Мы – исследователи»          Цель: дать представления о воде как жидком веществе. Познакомить со свойствами воды, для чего нужна вода. Помочь детям понять, что загрязнение воды влияет на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к воде.                                                                               Материал: визитка «Ученый-исследователь», стаканы, колбы,  емкость с водой, соль, сахар, акварельные краски, мелкие камешки, кусочки ткани, бумага (писчая, салфетка, картон), губка.

2.Моделирование. «Как крабик дом искал»                  Цель: дать представления  детям о водных обитателях,   продолжать учить детей составлять модель  «Животный мир морей и океанов», используя условно-символические модели (круги). Упражнять детей в умении группировать объекты в одну систему – рыбы. Развивать фантазию при работе с кляксами, создавая «новых обитателей морей». Воспитывать бережное отношение к воде.               Материал:  один большой круг синего  цвета, условно-символические модели: зеленый – растительность, серый – транспорт, коричневый -  заводы, черный -  бытовой мусор, красный – живые существа; листы бумаги, тушь, фломастеры.

3.Работа с системным оператором. «Речка –реченька»  Цель: развивать творческое системное мышление, умение выделять части изучаемого объекта и определять частью чего он является. Формировать способность видеть объект под другим углом зрения, усовершенствуя лодку и создание  фантастических новых объектом для очистки рек и морей. Закреплять умение иллюстрировать словесный образ рисованием.                                                                  Материал: картинки водного транспорта, демонстрационный системный оператор, фломастеры, листы бумаги голубого цвета, мультфильм «Кораблик».

4.Решение противоречий. «Дождик, дождик пуще…» Цель: продолжать учить детей решать противоречия, видоизменять,  комбинировать имеющиеся представления и создавать новые объекты, приписывая сказочный характер. Развивать навыки дивергентного мышления.            Материал: визитки «Хорошо», «Плохо», фломастеры, листы бумаги.

5.Составление описательных рассказов. «Приключение капельки»                                                                            Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схему-алгоритм. Развивать фантазию, умение сочинять новую сказку, используя свойства воды. Материал: изображение капельки, схемы-алгоритмы, плоскостные сказочные изображения обитателей моря.

Художественная литература:  В.Орлов «Ты скажи мне, реченька…»; Г.Снегирев «К морю»; К.Ушинский «Капельки»; А.Шевченко «В реке купались облака»;  «Дождик, дождик веселей…»; Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Крузо» (пересказ К.И.Чуковского.). Изодеятельность: Рисование «На что похоже» (кляксография); Рисование «Волшебные помощники» (метод фокальных объектов).

Музыка: Римский- Корсаков “Песня Леля” из оперы “Снегурочка”; В. Калинников “Грустная песня”; П.И. Чайковский «Времена года», Симфония № 2,4; А.Стоянов

“Снежинки”.

Игровая деятельность: дидактические игры: «Помоги перейти лужу», «Хорошо-плохо», «Мир звуков», «Наши помощники», «Берегите природу», «Да-нет», «Что общего», «Рыбы – птицы – звери», проведение  «фокусов» с водой.

 

«Живые существа»

1.Наблюдение за хомячками.                                           Цель: познакомить детей с хомячками, с их внешнем видом, с их повадками. Уточнить знания о том, что это животные, они питаются, двигаются и как и мы наблюдают за нами. Воспитывать любовь к животным, желания за ними ухаживать.                                                                   Материал: два хомяка, клетка, корм для хомяков, тарелочка с водой, вата, газета.

2.Моделирование. «Друзья наши меньшие».                Цель: продолжать учить детей классифицировать объекты по определенным признакам, используя  условно-символические модели. Воспитывать любовь к животным. Материал: картинки с изображением животных, один большой круг розового  цвета, условно-символические модели: средний оранжевый круг, средний  сиреневый круг, маленькие желтые круги – домашние животные, маленькие салатовые круги– дикие животные.

3.Работа с системным оператором. «Живые существа».                                    

Цель:  Дать     детям представление  о  многообразии  живых существ. С помощью системного  оператора показать   сходство и  различия  человека и животного. Закреплять  знания о том, что все живые существа растут,  развиваются и размножаются. Учить по-доброму относится к людям и ко всему живому миру.                                            Материал: иллюстрации с изображениями людей разных рас, иллюстрации с изображениями животных, листы бумаги, разделенных на 4 части, простые карандаши, картинки - признаки живых существ.

4.Решение противоречий. «Примудрости лисонькиных сказок».

Цель:  Уточнить и закрепить представления детей о сказках; учить решать противоречия, основываясь на материалы сказок, выразительно передовая образы лисы.  Закреплять умение слушать вопрос воспитателя, отвечать на него,  строить фразы. Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию.

  Воспитывать любовь к сказкам, чувство сопереживания, желание помочь.

Материал: игрушки: колобок, лиса;  домик, снежинки, льдинки, листочки, цветы; иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»; 1\2 листа бумаги с кляксами, фломастеры;  магнитофон, фонограмма с записью.

5.Сочинение сказок. «Как заяц друзей искал»

Цель: Стимулировать речевое развитие, умение варьировать ответы в рамках заданной темы. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления. Воспитывать любовь к сказкам. Материал: плоскостные изображения зайца и  сказочных зверей, декорации,  цветная бумага, фломастеры.          

Художественная литература:     Г.Остер «Обитаемый остров», «Зарядка для хвоста»;В.Смит «Про летающую корову» (перевод Б.Заходера); В.Ф.Богат «В жаркой Африке»; инд. сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (перевод Н.Ходзы); В.Зотова «Лесная мозаика»;  К.Ушинский «Спор деревьев»; В.Гаршин «Лягушка – путешественница»;В.Даль «Война грибов с ягодами»; Л.Толстой «Лев и собачка». Изобразительное искусство: Рисование «На что похоже» (кляксография);  работа с бумагой по технике оригами, изготовление зайца, медведя, лисы, волка.

Музыка:  сл. А. Ламм  «Пропала собака» муз. В.Я. Шаинского; Русские народные песни “Ветер, солнце и орел”;; «Мир похож на цветной луг»сл. А. Ламм    муз. В.Я. Шаинского; Муз. Е. Птичкина

«Планета цветов».

Игровая деятельность: решение творческих задач «Помоги львенку», «Помири друзей», «Назови одним словом», «Летает, плавает, бегает», «Мир звуков», «Волшебная полянка», «Цепочка», «Кто где живет».

«Новые приключения Колобка»

1.Экспериментирование. «Испечем мы колобок»       Цель: познакомить детей с составом продуктов, которые необходимы для выпечки, определить их свойства посредством элементарного экспериментирования. Закреплять умение определять положительные и отрицательные стороны объекта (сладкий колобок, соленый колобок). Продолжать учить работать с соленым тестом.                                                                      Материал: колбы, стаканы с водой, сахар, соль, мука, дощечки ля лепки, стеки, салфетки.

2.Моделирование. «Магазин».                                         Цель: посредством моделирования уточнить знания детей о классификации продуктов ( растут готовые, приготовленные человеком). Учить детей анализировать, рассуждать, и смело высказывать свои умозаключения.                           Материал: муляжи овощей и фруктов, один большой желтый круг, один средний зеленый круг, один оранжевый средний круг, маленькие розовые круги, маленькие красные круги.

3.Работа с системным оператором. «Откуда хлеб пришел».                                                                             Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, с помощью системного оператора показать «путь» хлеба от поле до стола. Развивать творческое системное мышление, умение выстраивать систему.                                   Материал: тульский пряник, салфетки, тарелочки для каждого ребенка, иллюстрации сельскохозяйственной техники, развернутый системный оператор, фломастеры.

4.Решение противоречий. «Как спасти Колобка».      Цель: продолжать развивать умение сочувствовать, сопереживать героям знакомой сказки. Учить находить новые способы решения противоречия, изменяя колобка и  соблюдая нравственные нормы. Формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном. Воспитывать любовь к художественной литературе.                                     Материал: игрушка колобок, листы бумаги, фломастеры.

5.Составление описательных рассказов. «Мука»        Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схемы-алгоритмы. Продолжать формировать навыки сравнения свойств предмета. Развивать монологическую речь.                                               Материал: схемы-алгоритмы, мука, фломастеры, листы плотной бумаги, гуашь,  широкие кисти, вода.

Художественная литература: русские народные сказки: «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масленый» обр. Каранауховой; «Все наоборот: небылицы и нелепицы» (сост. Г.М.Кружков); Д.Родари «Волшебные сказки»; Изодеятельность:  Лепка  «Колобок»  из соленого теста; рисование «Поможем колобку» ; коллективная работа «Мучная полянка» - «зарисовка» цветов  мукой.          

Музыка: «Если добрый ты…» сл. Пляцковского муз. Б. Савельева; «Дружные пары», муз. И. Штрауса; «Задорный танец», муз. В. Зо лотарева.

Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; блок сюжетно-ролевых игр «Новые приключения Колобка»; дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что часть чего», «Узнай по запаху», «Кокой продукт ты съел?», «Наши помощники».

Работы детей при решении противоречии «Как спасти Колобка»

Колобок - метла

Липкий колобок

«Живые существа»

Программное содержание.

      Дать детям представление  о  многообразии  живых существ. С помощью системного  оператора показать   сходство и  различия  человека и животного.

     Закреплять  знания о том, что все живые существа растут, развиваются и размножаются.

      Учить по-доброму относится к людям и ко всему животному  миру.

Оборудование.

       Иллюстрации с изображениями людей разных рас, иллюстрации с изображениями животных, листы бумаги, разделенных на 4 части, простые карандаши, картинки - признаки живых существ.

Ход занятия

- Ребята, как называется наша планета?

- А кто живет на Земле?

- Все ли люди одинаковы?

- Давайте вспомним, чем же отличаются люди, которые живут в разных местах нашего земного шара. Какие люди в  самом жарком месте - экваторе?

- Негры.

- А где живут желтые люди?

- А какие люди живут на севере?

- Чем они отличаются от нас?

- А как называют нас?

  Рассматривание картинок с изображениями людей разных рас.

- Да, ребята. Все мы разные большие и маленькие, черные и белые, мальчики и девочки, высокие и низкие. Однако тела у  всех нас устроены одинаково. Посмотрите друг на друга. Что есть у всех людей?

 Покажите: уши - чтобы ....  , глаза – чтобы  ____, ноги _________чтобы....., руки ______чтобы ....

  - Ребята, но ведь не только один  человек живое  существо,  которое живет на нашей планете. Кто еще? (животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся...).

     Каждый ответ  детей  сопровождается  показом картин отдельного класса.

- Видите, ребята, животный мир тоже разнообразен. Давайте посмотрим, в  чем  же отличие  их. Чем отличается  животные от птиц, птицы от насекомых и  т. д.

- А вы хотите узнать в чем сходство людей и животного мира?

- Возьмите,  пожалуйста.   Листы  бумаги   и  карандаши.  Договоритесь  между  собой.  Кто  из  вас  будет  рисовать  человека, а кто животного. Нарисуйте их в верхнем экранчике.

- А сейчас.  Я буду  говорить о  том, что  можно сделать, а вы

  должны нарисовать  в  нижнем экранчике  эту  часть  тела,

  выполняющие те или иные действия.

- слушать.

- видеть,

- дышать,

- издавать звуки,

- есть, брать, двигаться.

- А теперь посмотрите, только на нижние экранчики. Что же у

  нас получилось? Все ли части тела такие и у человека и  животных? Так в чем же сходство человека и животного? А в

  чем их различие?

  Физкультминутка:

   Изобразите:

- идет хитрая лиса;

- сердитый волк;

- трусливый заяц;

- мальчик плачет;

- веселый ежик,

- мудрый лев.

- Ребята, как вы  думаете, почему человека и животного мы

  показываем живыми? Какие общие качества у них есть?

- питаются,

- дышат.

- двигаются,

- чувствуют, растут, развиваются, размножаются.

  Каждый признак сопровождается показом иллюстраций.

- скажите,  пожалуйста,  что  необходимо.  Чтобы могли  жить

человек или животное.

- Питаться. Одинаковая ли пища у человека и животного?

- Дышать:    все  ли  живые  существа  дышат  одинаковым

  воздухом?

- Двигаться: одинаково ли передвигаются люди и животные?

- Чувствовать: как человек выражает радость боль, печаль? А

  животные?

- Размножается:   как  появляется  потомство  у  человека  и

  животного?

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо - плохо»

- Что я делаю, когда мне хорошо?  плохо?

     Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

№ строки

Содержание

Информация

1.

Название конкурса

Изюминка

2.

Название работы

Юный исследователь

3.

Название учреждения

МДОУ детский сад №36 «Росинка»

4.

Почтовый  адрес учреждения

5.

Индекс

6.

Субъект РФ

Белгородская область

7.

Тип муниципального образования

г.

8.

Название муниципального образования

9.

Тип населенного пункта, входящего в состав муниципального образования

г.

10.

Название населенного пункта

Белгород

11.

Адрес

ул. 50-летие Белгородской области дом 5

12.

Телефон

8-(4722)-32-47-33

13.

Адрес в интернет

14.

ФИО руководителя учреждения

Алексеева Лидия Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ жизненных компетенций у ребенка с ОВЗ в дошкольном возрасте.

В последнее время все больше внимания уделяется такому явлению в педагогике как «инклюзивное образование», подразумевающее совместное обучение обычных детей и детей с ограничениями здоровья, дет...

"Формирование основ патриотизма у дошкольников через познавательно - исследовательскую и проектную деятельность"

Патриотическое воспитание - основа формирования будущего гражданина.Дошкольный возраст благопрятный для познавательного развития детей. Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу познания, необходимо...

Формирование основ исследовательского поведения дошкольников посредством инновационных технологий исследовательского обучения.

В своей  работе мы  рассматриваем  исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систем...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Исследовательский  проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников....