Формирование основ исследовательской компетенции дошкольников
статья (старшая группа) на тему

      Если мы говорим о компетенции дошкольника, то речь, по-видимому, должна идти о формировании основ ключевых компетенций, ряд из которых формируются  в дошкольном возрасте (исследовательские, познавательные), а дальнейшее развитие и новое качественное наполнение дети получают в школе, а затем в высшем учебном заведении (профессиональные, социальные, личностные, образовательные).  И именно дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к исследованию. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ исследовательской компетенции дошкольников.

Вопросам развития информационно-познавательной компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий и средств связи   в разных сферах общественной жизни. Одной из актуальных в наше время стала задача развития у подрастающего поколения  исследовательской компетенции.      Стремление исследовать окружающий мир - одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Природа наделила этим не только людей, но и животных. Данное стрем ление универсально и проявляется в исследовательском пове дении.  Следует отметить, что понятие «исследовательское поведение» несколько шире понятия «исследовательская компетенция», так как первое понятие рассматривается как сущностная характеристика деятельности  личности, которая направлена на поиск и приобретение новой информации, а второе как комплекс качеств, необходимых для выполнения этой деятельности.

      Если мы говорим о компетенции дошкольника, то речь, по-видимому, должна идти о формировании основ ключевых компетенций, ряд из которых формируются  в дошкольном возрасте (исследовательские, познавательные), а дальнейшее развитие и новое качественное наполнение дети получают в школе, а затем в высшем учебном заведении (профессиональные, социальные, личностные, образовательные).  И именно дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способно стей к исследованию. И от того, насколько были использо ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен циал взрос лого человека.  Таким образом, можно сказать, что в дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но  в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем исследовательские знания, которые в свою очередь формируют исследовательскую компетенцию.

     С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри ятным периодом для развития основ исследовательской компетенции потому, что в этом воз расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна вать окружаю щий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире нию дет ского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпо сылка для будущей исследовательской компетенции.  Кроме того, мышление дошколь ников более сво бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.   Развитие познавательных потребностей и интересов детей к предмету изучения и к процессу умственного труда во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный, творческий, исследовательский поиск, в открытие новых знаний. У ребенка должно появиться желание овладеть каким-либо исследовательским навыком, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для при обретения соответствующего исследовательского навыка. Появление мотива влечет за собой развитие исследовательского поведения, которое, в свою очередь, формирует познавательные способности, а знания и навыки порождают потребность в их прак тической реализации  и осуществляются в исследовательской деятельности. Хорошо организованная исследовательская деятельность развивает исследовательские способности.

         Анализ современного состояния образования в России, в особенности в начальном звене (дошкольных учреждения), свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ-технология.  И именно элементы ТРИЗ-педагогики отвечают требованиям основных  критерий для развития основ исследовательской компетенции.  Ведь главная задача, которую ставит перед собой педагог-тризовец - дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности,  познать радость при преодоление трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

     Формирование основ исследовательской компетенции, в специально организованной деятельности, является одним из основных направлений в моей работе. Мною  была разработана программа «Юный исследователь», включающая в себя серию занятий, которые связаны одной темой и проходили этапы экспериментирования, моделирования, работу с системным оператором, решением противоречий и составлением описательных рассказов.  В тематические  занятия   я включала: ознакомление с явлениями живой и неживой природы и знакомство с предметами, созданными человеком.  

      Технология формирования исследовательской компетенции  при ознакомлении с каждой темой программы представляет собой 5 этапов.

  1 этап. Цель: дать элементарные представления о явлениях и объектах окружающей действительности посредством элементарного экспериментирования.    

  2 этап. Цель: развитие образного мышления, усвоение обобщающих знаний, отражающих существенные связи и отношения, используя метод моделирования.

3 этап. Цель: развитие творческого системного мышления, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов; учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

       4 этап.  Цель: учить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, учить малыша находить выход из любой сложной ситуации.

    5 этап. Цель: развивать монологическую речь в процессе составления описательных рассказов и придумывании новых сказок.

      Тематические  занятия позволили на содержательном  материале дать детям более глубокие представления об окружающей действительности и  сформировать мотивационные основы исследовательских способностей у  старших дошкольников. Каждый блок предполагает использование игр в свободной деятельности и обращение к другим видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Широко использовалась и очень полюбилась детьми, одна из интереснейших, на мой взгляд, методика изобразительного искусства «кляксография».

   Результатами работы по программе  яв ились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире, научились проводить элементарные опыты, отстаивая свою точку зрения, смело и открыто высказывать свои идеи.

     Работая по программе, я убеди лась, что она эффективно помогла де тям стать более инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения  информации, а затем работать с ней, т.е. развивать  свои исследовательские способности. Апробируя программу, я пришла к выводу, что именно дошкольный возраст закладывает основы исследовательской компетенции и насколько плодотворно будет использован этот период жизни, зависит от взрослого, находящегося рядом с ребенком и условий, в которых он  «творит».

Программа по формированию основ исследовательской компетенции у старших дошкольников «Юный исследователь».

Тематиче-ские блоки

Содержание занятий

Связь с другими видами деятельности

«Удивительный воздух»

1.экспериментирование. «Мы – исследователи»         Цель: дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

2.моделирование.  «Берегите воздух»                             Цель: учить детей составлять модель окружающей действительности, используя условно-символические модели (круги). Закреплять знания о воздухе, помочь детям понять, что  большое количество транспорта, заводы и бытовой мусор загрязняют воздух, и чтобы он стал чище необходимо больше растительности. Воспитывать бережное отношение к неживой природе, умение создавать коллективную работу «Посадим лес».                       Материал: один большой круг голубого цвета, условно-символические модели: зеленый – растительность, серый – транспорт, коричневый заводы, черный бытовой мусор, красный – живые существа; ватман, фломастеры, цветная бумага, цветные салфетки, клей, кисти.

3абота с системным оператором. «Воздушный шарик»      Цель: развивать творческое системное мышление, умение выделять части и называть частью чего является этот предмет, показывая, чем был в прошлом и чем будет в будущем. Дать детям представления о том, что ветер имеет разную силу, учить называть положительные  и отрицательные стороны ветра, находить для него другие применения. Воспитывать желание открыто высказывать свои суждения.                                                             Материал: один воздушный шар с изображением лица, воздушные шары, насос для надувании воздушных шаров,   демонстрационный системный оператор, фломастеры, видеофильм «Путешествие Незнайки на воздушном шаре».

4.Решение противоречий. «Загрязнение воздуха – транспорт и заводы необходимы человеку».                Цель: учить детей решать противоречия, комбинированию различных вариантов  выходы из проблемных ситуаций. Учить применять новые преобразования предмета при усовершенствовании транспорта и изображать это в рисунке.                                                                         Материал:  игрушка цветок, картинки с изображением транспорта, иллюстрации заводов, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

5.Составление описательных рассказов. «Воздух»     Цель: развивать монологическую речь, умение составлять описательные рассказы о предмете, используя схему-алгоритм. Упражнять детей в умении восстанавливать полученные ранее знания и выстраивать систему. Развитие эмпатии.                                                                        Материал: схемы-алгоритмы, воздушные шары для каждого ребенка.

Художественная литература:   А.Леокум «Какой народ первый стал использовать паруса»; Д.Родари «Почему море соленое»; В.Сухомлинский «Весенний ветер»; Л.Пантелеев «Парус»; Н.Павлова «Путешествие капелек с воздухом»; А.Блинов «Ветер-водонос».

Изодеятельность:

Аппликация «Посадим лес» - (коллективная) из различных материалов: вата, салфетки, засушенные листья, цветная бумага, рис, манка;

рисование «Новый транспорт» разными изоматериалами: карандашами, фломастерами, восковыми мелками.

Музыка:

П.И. Чайковский «Апрель»;

П.И.Чайковский музыка к балету “Щелкунчик”- “Танец феи Драже”.  Игровая деятельность: блок сюжетно-ролевых игр «Попутного ветра»; дидактические игры «Природный мир бывает разным», «Один – хорошо, а много – плохо», «Что будет, если…», «Цепочка».

 

«Вода – водичка»

1.Эксперементорование. «Мы – исследователи»          Цель: дать представления о воде как жидком веществе. Познакомить со свойствами воды, для чего нужна вода. Помочь детям понять, что загрязнение воды влияет на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к воде.                                                                               Материал: визитка «Ученый-исследователь», стаканы, колбы,  емкость с водой, соль, сахар, акварельные краски, мелкие камешки, кусочки ткани, бумага (писчая, салфетка, картон), губка.

2.Моделирование. «Как крабик дом искал»                  Цель: дать представления  детям о водных обитателях,   продолжать учить детей составлять модель  «Животный мир морей и океанов», используя условно-символические модели (круги). Упражнять детей в умении группировать объекты в одну систему – рыбы. Развивать фантазию при работе с кляксами, создавая «новых обитателей морей». Воспитывать бережное отношение к воде.               Материал:  один большой круг синего  цвета, условно-символические модели: зеленый – растительность, серый – транспорт, коричневый -  заводы, черный -  бытовой мусор, красный – живые существа; листы бумаги, тушь, фломастеры.

3.Работа с системным оператором. «Речка –реченька»  Цель: развивать творческое системное мышление, умение выделять части изучаемого объекта и определять частью чего он является. Формировать способность видеть объект под другим углом зрения, усовершенствуя лодку и создание  фантастических новых объектом для очистки рек и морей. Закреплять умение иллюстрировать словесный образ рисованием.                                                                  Материал: картинки водного транспорта, демонстрационный системный оператор, фломастеры, листы бумаги голубого цвета, мультфильм «Кораблик».

4.Решение противоречий. «Дождик, дождик пуще…» Цель: продолжать учить детей решать противоречия, видоизменять,  комбинировать имеющиеся представления и создавать новые объекты, приписывая сказочный характер. Развивать навыки дивергентного мышления.            Материал: визитки «Хорошо», «Плохо», фломастеры, листы бумаги.

5.Составление описательных рассказов. «Приключение капельки»                                                                            Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схему-алгоритм. Развивать фантазию, умение сочинять новую сказку, используя свойства воды. Материал: изображение капельки, схемы-алгоритмы, плоскостные сказочные изображения обитателей моря.

Художественная литература:  В.Орлов «Ты скажи мне, реченька…»; Г.Снегирев «К морю»; К.Ушинский «Капельки»; А.Шевченко «В реке купались облака»;  «Дождик, дождик веселей…»; Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Крузо» (пересказ К.И.Чуковского.). Изодеятельность: Рисование «На что похоже» (кляксография); Рисование «Волшебные помощники» (метод фокальных объектов).

Музыка: Римский- Корсаков “Песня Леля” из оперы “Снегурочка”; В. Калинников “Грустная песня”; П.И. Чайковский «Времена года», Симфония № 2,4; А.Стоянов

“Снежинки”.

Игровая деятельность: дидактические игры: «Помоги перейти лужу», «Хорошо-плохо», «Мир звуков», «Наши помощники», «Берегите природу», «Да-нет», «Что общего», «Рыбы – птицы – звери», проведение  «фокусов» с водой.

 

«Живые существа»

1.Наблюдение за хомячками.                                           Цель: познакомить детей с хомячками, с их внешнем видом, с их повадками. Уточнить знания о том, что это животные, они питаются, двигаются и как и мы наблюдают за нами. Воспитывать любовь к животным, желания за ними ухаживать.                                                                   Материал: два хомяка, клетка, корм для хомяков, тарелочка с водой, вата, газета.

2.Моделирование. «Друзья наши меньшие».                Цель: продолжать учить детей классифицировать объекты по определенным признакам, используя  условно-символические модели. Воспитывать любовь к животным. Материал: картинки с изображением животных, один большой круг розового  цвета, условно-символические модели: средний оранжевый круг, средний  сиреневый круг, маленькие желтые круги – домашние животные, маленькие салатовые круги– дикие животные.

3.Работа с системным оператором. «Живые существа».                                    

Цель:  Дать     детям представление  о  многообразии  живых существ. С помощью системного  оператора показать   сходство и  различия  человека и животного. Закреплять  знания о том, что все живые существа растут,  развиваются и размножаются. Учить по-доброму относится к людям и ко всему живому миру.                                            Материал: иллюстрации с изображениями людей разных рас, иллюстрации с изображениями животных, листы бумаги, разделенных на 4 части, простые карандаши, картинки - признаки живых существ.

4.Решение противоречий. «Примудрости лисонькиных сказок».

Цель:  Уточнить и закрепить представления детей о сказках; учить решать противоречия, основываясь на материалы сказок, выразительно передовая образы лисы.  Закреплять умение слушать вопрос воспитателя, отвечать на него,  строить фразы. Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию.

  Воспитывать любовь к сказкам, чувство сопереживания, желание помочь.

Материал: игрушки: колобок, лиса;  домик, снежинки, льдинки, листочки, цветы; иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»; 1\2 листа бумаги с кляксами, фломастеры;  магнитофон, фонограмма с записью.

5.Сочинение сказок. «Как заяц друзей искал»

Цель: Стимулировать речевое развитие, умение варьировать ответы в рамках заданной темы. Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления. Воспитывать любовь к сказкам. Материал: плоскостные изображения зайца и  сказочных зверей, декорации,  цветная бумага, фломастеры.          

Художественная литература:     Г.Остер «Обитаемый остров», «Зарядка для хвоста»;В.Смит «Про летающую корову» (перевод Б.Заходера); В.Ф.Богат «В жаркой Африке»; инд. сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (перевод Н.Ходзы); В.Зотова «Лесная мозаика»;  К.Ушинский «Спор деревьев»; В.Гаршин «Лягушка – путешественница»;В.Даль «Война грибов с ягодами»; Л.Толстой «Лев и собачка». Изобразительное искусство: Рисование «На что похоже» (кляксография);  работа с бумагой по технике оригами, изготовление зайца, медведя, лисы, волка.

Музыка:  сл. А. Ламм  «Пропала собака» муз. В.Я. Шаинского; Русские народные песни “Ветер, солнце и орел”;; «Мир похож на цветной луг»сл. А. Ламм    муз. В.Я. Шаинского; Муз. Е. Птичкина

«Планета цветов».

Игровая деятельность: решение творческих задач «Помоги львенку», «Помири друзей», «Назови одним словом», «Летает, плавает, бегает», «Мир звуков», «Волшебная полянка», «Цепочка», «Кто где живет».

«Новые приключения Колобка»

1.Экспериментирование. «Испечем мы колобок»       Цель: познакомить детей с составом продуктов, которые необходимы для выпечки, определить их свойства посредством элементарного экспериментирования. Закреплять умение определять положительные и отрицательные стороны объекта (сладкий колобок, соленый колобок). Продолжать учить работать с соленым тестом.                                                                      Материал: колбы, стаканы с водой, сахар, соль, мука, дощечки ля лепки, стеки, салфетки.

2.Моделирование. «Магазин».                                         Цель: посредством моделирования уточнить знания детей о классификации продуктов ( растут готовые, приготовленные человеком). Учить детей анализировать, рассуждать, и смело высказывать свои умозаключения.                           Материал: муляжи овощей и фруктов, один большой желтый круг, один средний зеленый круг, один оранжевый средний круг, маленькие розовые круги, маленькие красные круги.

3.Работа с системным оператором. «Откуда хлеб пришел».                                                                             Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу, с помощью системного оператора показать «путь» хлеба от поле до стола. Развивать творческое системное мышление, умение выстраивать систему.                                   Материал: тульский пряник, салфетки, тарелочки для каждого ребенка, иллюстрации сельскохозяйственной техники, развернутый системный оператор, фломастеры.

4.Решение противоречий. «Как спасти Колобка».      Цель: продолжать развивать умение сочувствовать, сопереживать героям знакомой сказки. Учить находить новые способы решения противоречия, изменяя колобка и  соблюдая нравственные нормы. Формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном. Воспитывать любовь к художественной литературе.                                     Материал: игрушка колобок, листы бумаги, фломастеры.

5.Составление описательных рассказов. «Мука»        Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схемы-алгоритмы. Продолжать формировать навыки сравнения свойств предмета. Развивать монологическую речь.                                               Материал: схемы-алгоритмы, мука, фломастеры, листы плотной бумаги, гуашь,  широкие кисти, вода.

Художественная литература: русские народные сказки: «Колобок», «Крылатый, мохнатый да масленый» обр. Каранауховой; «Все наоборот: небылицы и нелепицы» (сост. Г.М.Кружков); Д.Родари «Волшебные сказки»; Изодеятельность:  Лепка  «Колобок»  из соленого теста; рисование «Поможем колобку» ; коллективная работа «Мучная полянка» - «зарисовка» цветов  мукой.          

Музыка: «Если добрый ты…» сл. Пляцковского муз. Б. Савельева; «Дружные пары», муз. И. Штрауса; «Задорный танец», муз. В. Зо лотарева.

Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; блок сюжетно-ролевых игр «Новые приключения Колобка»; дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что часть чего», «Узнай по запаху», «Кокой продукт ты съел?», «Наши помощники».

Работы детей при решении противоречии «Как спасти Колобка»

Колобок - метла

Липкий колобок

«Живые существа»

Программное содержание.

      Дать детям представление  о  многообразии  живых существ. С помощью системного  оператора показать   сходство и  различия  человека и животного.

     Закреплять  знания о том, что все живые существа растут, развиваются и размножаются.

      Учить по-доброму относится к людям и ко всему животному  миру.

Оборудование.

       Иллюстрации с изображениями людей разных рас, иллюстрации с изображениями животных, листы бумаги, разделенных на 4 части, простые карандаши, картинки - признаки живых существ.

Ход занятия

- Ребята, как называется наша планета?

- А кто живет на Земле?

- Все ли люди одинаковы?

- Давайте вспомним, чем же отличаются люди, которые живут в разных местах нашего земного шара. Какие люди в  самом жарком месте - экваторе?

- Негры.

- А где живут желтые люди?

- А какие люди живут на севере?

- Чем они отличаются от нас?

- А как называют нас?

  Рассматривание картинок с изображениями людей разных рас.

- Да, ребята. Все мы разные большие и маленькие, черные и белые, мальчики и девочки, высокие и низкие. Однако тела у  всех нас устроены одинаково. Посмотрите друг на друга. Что есть у всех людей?

 Покажите: уши - чтобы ....  , глаза – чтобы  ____, ноги _________чтобы....., руки ______чтобы ....

  - Ребята, но ведь не только один  человек живое  существо,  которое живет на нашей планете. Кто еще? (животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся...).

     Каждый ответ  детей  сопровождается  показом картин отдельного класса.

- Видите, ребята, животный мир тоже разнообразен. Давайте посмотрим, в  чем  же отличие  их. Чем отличается  животные от птиц, птицы от насекомых и  т. д.

- А вы хотите узнать в чем сходство людей и животного мира?

- Возьмите,  пожалуйста.   Листы  бумаги   и  карандаши.  Договоритесь  между  собой.  Кто  из  вас  будет  рисовать  человека, а кто животного. Нарисуйте их в верхнем экранчике.

- А сейчас.  Я буду  говорить о  том, что  можно сделать, а вы

  должны нарисовать  в  нижнем экранчике  эту  часть  тела,

  выполняющие те или иные действия.

- слушать.

- видеть,

- дышать,

- издавать звуки,

- есть, брать, двигаться.

- А теперь посмотрите, только на нижние экранчики. Что же у

  нас получилось? Все ли части тела такие и у человека и  животных? Так в чем же сходство человека и животного? А в

  чем их различие?

  Физкультминутка:

   Изобразите:

- идет хитрая лиса;

- сердитый волк;

- трусливый заяц;

- мальчик плачет;

- веселый ежик,

- мудрый лев.

- Ребята, как вы  думаете, почему человека и животного мы

  показываем живыми? Какие общие качества у них есть?

- питаются,

- дышат.

- двигаются,

- чувствуют, растут, развиваются, размножаются.

  Каждый признак сопровождается показом иллюстраций.

- скажите,  пожалуйста,  что  необходимо.  Чтобы могли  жить

человек или животное.

- Питаться. Одинаковая ли пища у человека и животного?

- Дышать:    все  ли  живые  существа  дышат  одинаковым

  воздухом?

- Двигаться: одинаково ли передвигаются люди и животные?

- Чувствовать: как человек выражает радость боль, печаль? А

  животные?

- Размножается:   как  появляется  потомство  у  человека  и

  животного?

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо - плохо»

- Что я делаю, когда мне хорошо?  плохо?

     Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

№ строки

Содержание

Информация

1.

Название конкурса

Изюминка

2.

Название работы

Юный исследователь

3.

Название учреждения

МДОУ детский сад №36 «Росинка»

4.

Почтовый  адрес учреждения

5.

Индекс

6.

Субъект РФ

Белгородская область

7.

Тип муниципального образования

г.

8.

Название муниципального образования

9.

Тип населенного пункта, входящего в состав муниципального образования

г.

10.

Название населенного пункта

Белгород

11.

Адрес

ул. 50-летие Белгородской области дом 5

12.

Телефон

8-(4722)-32-47-33

13.

Адрес в интернет

14.

ФИО руководителя учреждения

Алексеева Лидия Ивановна