Статья в "Вестник ИМО"
статья на тему

Статья о важности о необходимости патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_vestnik_imo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в вестник ИМО

Познание природы родного края как средство формирования гражданственности и патриотизма старших дошкольников

Маленькая Родина все равно,

Большая, ведь она единственная.

Ж. Ренар

          Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человек, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, та как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача родителей и педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь иуважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Любовь ребенка к отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребенка любви к родным местам является участие его в общественно- полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять  на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять  знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Методология ознакомления с родным краем основывается на научных подходах:

  1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реали зации содержания и технологии — представлен на разных уровнях.

Деятельность человека

Мир природы                                    Мир людей                              Предметный мир

  1. Диалектический подход — обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружаю щих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвя зях и взаимопереходах.
  2. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникаль ности пути развития каждого региона (своего родного края) на ос нове не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления де тей с родным краем были положены конкретные принципы.

  1. Энциклопедичностъ — обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
  2. Уникальность места — как выразитель краеведческого подхо да в социокультурном аспекте.
  3. Интеграция знаний (Н.Ф. Виноградова) — установление соот ношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности

4. Единство содержания и методов - работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий .

5. Динамика преемственных связей — на каждой возрастной сту пени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их посте пенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

При разра ботке технологии ознакомления с окружающим за основу взяты методы, предложенные С.А. Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н. Поддьякова.

Методы, повышающие познавательную активность:

  1. элементарный и каузальный анализы (причинные связи);
  2. сравнение;
  3. моделирование и конструирование;
  4. экспериментирование и опыты.

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  1. игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры -драматизации;
  2. сюрпризные моменты;
  3. элементы новизны;
  4. юмор и шутка.

Методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности:

—        предложение и обучение способу установления связи между
разными видами деятельности;

  1. перспективное планирование;
  2. развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую.

Методы обучения и развития творчества:

-  эмоциональная насыщенность окружения;

          -    мотивирование детской деятельности;

- исследование предметов и явлений живой и неживой приро ды;

  1. прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предме ты и явления в движении — прошлое, настоящее, будущее);
  2. игровые приемы;
  3. юмор, шутка;
  4. детское экспериментирование;
  5. проблемные ситуации и задачи;
  6. вопросы, задаваемые детьми;
  7. неясные знания, догадки, предположения.

          В настоящее время большое значение приобретает поиск и разра ботка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реа лизация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколе нием. Исходя из целевых ориентиров ступеней дошкольного образо вания, которые представлены в виде возрастных характеристик ре бёнка и отражают идеальные социокультурные ожидания, для детей на этапе завершения дошкольного образования характерно:

-        проявление доброжелательного внимания к окружающим,
стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

- уважение к достоинству других;

  1. стремление к познанию окружающей действительности;
  2. решение вопросов о далёком прошлом и будущем, об устрой стве мира;

-        бережное отношение к окружающей природе;