Цикл мероприятий этического характера при формировании социально-нравственных отношений дошкольников.
методическая разработка на тему

 

Обеспечение коммуникативной готовности ребенка к школе путем формирования нравственных отношений. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенности в себе. Формирование коммуникативных навыков, умение устанавливать и поддерживать контакты. Воспитание самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Учить детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности к людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное учреждение «Управление дошкольным образованием Администрации муниципального образования Надымский район (МУ «УДО»)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад «Ёлочка» (МКДОУ «Детский сад «Ёлочка»)


629730, г.Надым, ул.Зверева, 9/1, тел./факс:8(3499)53-69-00, 56-87-98 (ОКПО54107303, ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/890301001, р/с. № 40204810000000000007 в РКЦ г.Салехард, л/сч.074070100, E-mail:sadiki@nadym/ru

Цикл мероприятий этического характера при формировании социально-нравственных отношений дошкольников.

Воспитатель: Хисматуллина Гульнара Ахтямовна,

629730, г.Надым, ул. Строителей д.2, кв26. тел.8(3499)53-12-61

Цикл мероприятий этического характера при формировании социально - нравственных отношений дошкольников.

Воспитатель ДОУ «Елочка»

Хисматуллина Гульнара Ахтямовна

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

За последние десятилетие в системе российского образования произошли значительные изменения. В соответствии с Федеральными государственными требованиями, воспитательно-образовательный процесс направлен на формирование общей культуры детей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка.

В связи с этим разработка методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед педагогами. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые  ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

        Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.

За последнее десятилетие в детских садах возросло количество детей с выраженным неблагополучием в состоянии психологического здоровья: с проблемами в эмоционально-личностной, коммуникативной и поведенческой сферах, случаями дезадаптации к дошкольному учреждению, трудностями воспитания и обучения.

Нравственное поведение высоко ценилось во все времена и у всех народов. Но добиться его можно различными способами.

Можно замечаниями, нравоучениями и наказаниями заставить ребенка вести себя правильно; можно добиться должного поведения  обещаниями конфет или игрушек; можно уговорить ребенка или, еще лучше, научить его. Но убеждения могут меняться, знания же норм поведения не могут гарантировать их исполнения. Ведь каждый день и ребенок, и, позже, взрослый человек помногу раз встает перед выбором «как поступить?» И необходимо, чтобы нравственное поведение было постоянным, не зависимым от внешних обстоятельств.

Для того чтобы моральное поведение совершалось легко, оно должно стать привычным и само собой разумеющимся. Оно не должно подвергаться сомнению так же, как не подвергаются для ребенка сомнению то, что огонь горячий, а снег холодный. Проявление заботы, внимания, помощь другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компе тентности. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежа щие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков, так как каждый мотив ребенка, ес ли он приобретает устойчивость, в будущем может стать чер той его характера.

Характер накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Недаром говорится: «Посеешь характер - пожнешь судьбу». Характер ребенка складывается в процессе общения и взаимоотношений с другими людьми. Он сводится не только к формам поведения, а является единством отношения к дру гим и способом его проявления.

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сенситивный (чувствительный, восприимчивый) период его жизни. Воспитание служит всеобщей и необходимой формой развития ребенка, поэтому основной задачей детского сада является повышение эффективности и качества образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности каждого ребенка.

Ведущая форма нравственного воспитания в детском саду– это цикл мероприятий этического характера, задачей которых должно стать не усвоение моральных норм, а развитие непосредственного и доброго отношения. Формирование такого отношения должно быть основано на воспитании особого видения другого, на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Цель:

Обеспечение коммуникативной готовности ребенка к школе путем формирования нравственных отношений.

Задачи:

1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенности в себе.

2. Формирование коммуникативных навыков, умение устанавливать и поддерживать контакты.

3. Воспитание самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях.

4. Учить детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности к людям.

Методика работы по формированию социально-нравственных отношений включает три основных блока:

1. Предварительная диагностика поведения и общения детей с окружающими, уверенности в себе и самостоятельности.

2. Развивающий блок: занятия и игры этического характера как во время регламентированной, так и во время нерегламентированной деятельности.

З. Блок оценки эффективности проделанной работы.

Основные принципы работы педагога:

Системность. Начиная со второй младшей группы в течение учебного года работу нужно проводить систематически. Организовать специальные занятия по социально нравственному воспитанию (раз в две недели). Систематически проводить беседы во время нерегламентированной деятельности, во время прогулок.

Разнообразные формы работ. Специально организованные занятия, игры и развлечения, режимные моменты, связанные, например, с организацией питания, проведением гигиенических процедур и т. д.

Согласованность позиций взрослых. Расхождение в требованиях, предъявляемых в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувства растерянности, обиды, агрессии. Родителей знакомить содержанием работы целью, задачами, приглашать на занятия, мероприятия.

В начале учебного года проводится предварительная диагностика по следующим критериям:

- Формирование самостоятельности, уверенности в себе.

- Формирование коммуникативных навыков;

- Понимание эмоционального состояния.

В целях осуществления поставленных задач и изучив результатов диагностики, составляется перспективный план работы.  Так же успешность  работы требует: высокую мотивацию детей, наличие предметно - развивающей среды, заинтересованности родителей.  

Для создания предметно - развивающей среды, обеспечивающей формирования социально-нравственных отношений, требуется подготовить новые пособия и игры. Игры и материалы должны быть доступны для детей в открытых коробках на стеллажах, чтобы дети могли ими пользоваться в любое свободное время.

Для решения поставленных задач в группе был создан центр нравственного воспитания. Он представляет собой оформленные в соответствии с тематикой стеллажи в групповой комнате, на которых размещены мини-галереи:

* фотографии своей семьи, друзей;

*альбомы «Родной край», «Мамины помощники», «Правила этикета»;

* ширма «Добрые поступки»;

*фотовыставка «Все мы разные»;

*подбор картинок с проблемными ситуациями «Как ты поступишь?»

*подбор песен, стихов, пословиц про дружбу;

*вернисаж детских работ;

*уголок дружбы;

Центр отличается многофункциональностью, эстетичностью, насыщенностью содержания.

 В работе по формированию нравственного воспитания детей используются игры:  «Азбука настроения», «Школа улыбок», «Подари улыбку», «Заколдованный ребёнок», «На что похоже моё имя», «Если бы ты превратился в животное, то в какое?», «Угадай, что я хочу тебе сказать!», «Запомни моё лицо», Фотограф», «Закончи предложение» («Я радуюсь, когда..», «Я волнуюсь, когда…», «Я плачу, когда…», «Угадай моё настроение», «На что похоже радостное (грустное) настроение?».,«Произнеси своё имя с разной интонацией», «Заупрямились – успокоились»,  «Все мы разные», «Наши добрые поступки», «Подбери правильно», «Не попади в беду на дороге» и другие.

Основные базовые эмоции отрабатываются в рисовании на темы: Весёлые мячики», «Сделай рисунок радостным», «Радостные и грустные фрукты», «Воздушные шарики», «Моё настроение», «Рисуем радость», «Волшебные цветы», «Грустный ребёнок», «Нарисуй детям лица, чтобы они не были похожи друг на друга», «Графическая музыка», «Удивлённый человек», «Поезд эмоций», «Хорошее настроение», «Радостные и грустные человечки», «Люди улыбаются», Настроение моего друга», «Дерево радости», «Моё настроение в цвете».

Ведущая роль при воздействии на личностную сферу ребёнка отводится беседам по теме занятия («Что такое дружба?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какие бывают привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Расскажи о себе», «Что я умею делать хорошо», «Наши отношения», «С каким человеком приятно общаться?» и другие.

Цикл мероприятий по формированию нравственных отношений разрабатываются с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных способностей. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. В общении с детьми стоит избирать доброжелательный тон, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, спрашивать о желаниях, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

При беседе с ребёнком нужно соблюдать основное правило активного слушания, при котором взрослый обязательно повёрнут лицом к воспитаннику, глаза обоих находятся на одном уровне. Для этого большая часть занятия проводится на мягком ковре, на низких стульчиках, на матах.

Для поддержания внимания и интереса детей на занятиях следует использовать различные приёмы: чередование видов деятельности: подвижная – статичная (сидя на стульчиках, стоя, сидя на ковре, лёжа на матах), приём голосовой интонации, своевременное регулирование поведением детей, мимика и жесты ведущего.

Все занятия должны быть основаны на принципах личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребёнком. Между взрослым и дошкольниками создаётся ситуация сотрудничества, учитываются индивидуальные характеристики каждого ребёнка: темперамент, темп деятельности и другие; активно используются методы воздействия: поощрение, одобрение, проблемные вопросы.

Положительный опыт ребенок приобретает только в том случае, если организация занятий и игр, подготовка праздников строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи. Можно создать проблемные ситуации, для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Можно иногда специально «спровоцировать» конфликтную ситуацию (например, подготовить к игре - драматизации недостаточное количество костюмов) для того, чтобы дети постарались сами найти выход из этого положения. Важно поддерживать в них чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, кто им нравится и с кем они дружат.

Профессиональная деятельность может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. При работе по воспитанию нравственных отношений это приобретает особую актуальность. Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребенка. Поэтому воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая теплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми - родителями и педагогами, особенно важны в тех случаях, когда у ребенка возникают проблемы: нет друзей, ребенок пережил стресс, неуспешен в обучении и постоянно боится неудачи и т.д. Несогласованность позиций взрослых в таких случаях недопустима, так как ребенок окажется в эмоционально дискомфортной ситуации, будет растерян, у него могут постепенно сформироваться отрицательное самовосприятие и заниженная самооценка. Очень важно, чтобы родители осознали значение социально-эмоционального развития для всей последующей жизни ребенка, так как основное внимание уделяется воспитанию, которое базируется на положительных примерах поведения взрослых. Родителей нужно постоянно дер жать в курсе событий,  создавая  возможность для ознакомления работой дет ского сада на открытых занятиях, при посещениях общих мероприятий; систематически помещать информацию по нравственному воспитанию в «Уголке для родителей»:

  1.  выставки детских работ
  2.  фотовыставки семейных фотографий
  3.  консультации для родителей
  4.  темы, цели, задачи текущих занятий
  5.  просмотры тематических видеофильмов
  6.  проведение родительских собраний.

Оценка эффективности проделанной работы.

Критерии оценки эффективности  работы по развитию социально – нравственных отношений. 

Исследуемые

показатели

Качественная характеристика

Уровень развития

1.Формирование самостоятельности, уверенности в себе

а) Ребёнок уверен в себе, умеет вступать в контакт, использует речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность). Самостоятельно воспроизводит формы культурного поведения, понимает правила поведения.

Высокий

уровень

б) Ребёнок стремится к положительной оценке окружающих. Понимает того, что окружающие одобряют его действия, связанные с соблюдением правил поведения.

Средний

уровень

в) Ребёнок не уверен в себе, проявляет недоверие к окружающим, не самостоятелен.

Низкий

уровень

2.Развитие коммуникативных навыков.

а) Ребенок выбирает уместные способы общения со сверстниками, проявляет доброжелательное отношение к ним, умеет слушать собеседника. Регулирует своё поведение.

Высокий

уровень

б) Ребёнок частично владеет конструктивными способами поведения и общения со сверстниками.

Средний

уровень

в) У ребёнка регулярно возникают проблемы с поведением в группе, с соблюдением общепринятых правил, наблюдаются частые конфликты с детьми. Не умеет налаживать контакт со сверстниками. Входит в число непопулярных или отвергнутых детей.

Низкий

уровень

3. Понимание эмоционального состояния

а) Ребёнок чётко знает названия базовых эмоций человека, умеет понимать своё эмоциональное состояние, распознаёт чувства других людей, изображает эмоцию графически.

Высокий

уровень

б) Ребёнку требуется направляющая помощь взрослого при определении своего и чужого эмоционального состояния и при схематичном изображении базовых эмоций, названия базовых эмоций знает.

Средний

уровень

в) Ребёнок не определяет эмоциональное состояние человека по его выражению мимики и пантомимики, не знает названий базовых эмоций, не умеет передавать эмоцию графическим способом.

Низкий

уровень

Из опыта работы видно, что дети могут:

  1.  умеют устанавливать и поддерживать контакты;
  2.  владеют навыками доброжелательного поведения, взаимодействия и сотрудничества;
  3.  умеют понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  4.  владеют достаточным словарным запасом в области чувств и эмоций,
  5.  обладают достаточным уровнем самоконтроля и произвольности, регулируют своё поведение.

Итогом работы  могут выступить открытые занятия, выставка детских работ на темы: «Добро и зло», «Моё настроение», коллективное рисование «Галерея настроений», «Дружные ребята».

Опыт работы показывает, что такие занятия этического характера обеспечивают коммуникативную готовность ребенка к школе, помогают восстановить внутренний мир эмоциональных отношений, преодолеть внутренние конфликты, психический дискомфорт, снизить уровень агрессивности и тревожности.

КОНСПЕКТ

мероприятия этического характера

«Я – хороший, я – плохой»

Задачи:

  1. развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего;
  2. обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга;
  3. развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли;
  4. развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение;
  5. развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнение инструкции;
  6. развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики;
  7. учить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения, тренировка доброжелательности.

Ход занятия:

Дети входят в сенсорную комнату, где их встречает воспитатель.

Воспитатель: «Ребята, хотите стать чуточку лучше, чтобы окружающим вас людям хотелось общаться с вами?»

Дети отвечают.

Воспитатель: «Тогда я приглашаю вас в мир общения! Но чтобы туда попасть, необходимо отгадать то, что я хочу вам сказать при помощи рук, лица и тела».

Проводится игра «Угадай, что я хочу тебе сказать!» (цель: развивать умение детей по мимике, жестам и пантомимике понимать мысль и настроение говорящего).

Воспитатель демонстрирует детям следующее:

  1. здоровается за руку с ребёнком («Здравствуй!»);
  2. подносит к губам палец - знак молчания («Тише!»);
  3. грозит пальцем («Так нельзя!»);
  4. аплодирует («Браво! Молодец!»);
  5. машет рукой на прощание («До свидания!»);
  6. подзывает рукой ребёнка к себе («Иди сюда!»);
  7. выставляет руку вперёд, сжав в кулак и подняв большой палец вверх («Молодец! Хорошо! Это здорово!»).

Дети по очереди отгадывают, что хочет сказать им взрослый и рассаживаются на стульчики, расположенные в форме круга.

Далее – приветствие по кругу «Я рад(а) тебя видеть!» (при этом дети здороваются друг с другом при помощи обеих рук.

Затем ведущий вытягивает вперёд руку, сжатую в кулачок с поднятым вверх большим пальцем. Все дети по очереди присоединяются к нему и вместе говорят: «Всем, всем добрый день!».

Воспитатель: «Когда мы приветствовали друг друга, мы с вами выполняли несколько «золотых» правил общения. Давайте их вспомним».

Дети вспоминают основные правила общения (обращаться друг к другу по имени, при общении смотреть друг другу в глаза, использовать вежливые слова, не перебивать друг друга и другие).

Воспитатель: «Каждое ваше утро в детском саду начинается с гимнастики. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая».

Далее проходит разминка:

- мимическая с использованием соответствующих картинок;

- улыбнитесь, как солнышко;

- нахмурьтесь, как тучка;

- рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике;

- изобразите испуганного зайчика.

Беседа по теме занятия:

- Ребята, взрослые вам часто говорят, что нужно быть дружными, не ссориться. А как вы понимаете, что такое дружба? (Высказывания детей).

- Поднимите руки те, кто уже нашёл себе друга.

- Выскажитесь по кругу, каким должен быть настоящий друг, какими качествами он должен обладать? (Ответы детей).

- А с какими детьми не хочется дружить?

- В дружбе иногда возникают сложные ситуации, некоторые из которых мы сейчас попробуем решить с помощью игры «Профессор» (цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли).

Каждому ребёнку по очереди на голову одевается специальная «профессорская» шапочка. Взрослый предлагает «профессору» высказаться, как следует поступить в следующих ситуациях:

  1. Если ты нечаянно обидел своего друга.
  2. Если с тобой никто не хочет дружить.
  3. Если твоего друга обидели.
  4. Если твой друг заплакал или загрустил.
  5. Если твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет.
  6. Если у твоего друга что-то не получается выполнить.
  7. Если твой друг принёс в детский сад игрушку, которую ему купили родители, а у тебя такой нет, хотя ты давно мечтаешь о ней.
  8. Если твой друг знает больше, чем ты.
  9. Если твой друг нарушил правила поведения в группе.

- Каждый из нас за свою жизнь совершал как хорошие, так и плохие поступки. Но хорошего в нашем багаже должно быть намного больше.

Проходит игра «Хорошие и плохие поступки» (цель: развивать элементы рефлексии, учить детей критически относиться к своим поступкам, повышать самооценку, упрочить уверенность в себе и самоуважение).

- Сейчас каждый из вас получит листок бумаги. Давайте сначала вспомним какой-нибудь один свой плохой поступок, назовём его, представим себе, что лист бумаги – это он, скомкаем его и выбросим в мусорное ведро. (Процедура проделывается по кругу).

- А сейчас мы будем собирать чемодан в дорогу: передавать его по кругу и складывать в него свои хорошие поступки (символами хороших поступков будут бумажные голуби). Но не забывайте, что в данный момент вы - одна дружная, крепкая команда, поэтому, если вашему товарищу будет трудно высказаться о себе, помогите ему.

- Добрые поступки помогают человеку становиться лучше. Не забывайте об этом!

Воспитатель: «А теперь мы перемещаемся в наш небольшой театр. Сейчас мы разыграем с вами маленькие сценки».

Психолог предлагает детям разыграть ситуацию (психогимнастический этюд):

Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети с помощью воспитателя инсценируют стихотворение С.Я.Маршака.

Цель: развивать умение детей передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.

- Ребята, предлагаю вам вспомнить сказку про гадкого утёнка и поиграть.

Проводится игра «Гадкий утёнок» (цель: способствовать повышению самооценки детей, улучшению социального статуса «непопулярных» детей).

Психолог спрашивает детей, кто из них хотел бы побыть в роли «гадкого» утёнка. Надевает ему на голову шапочку с изображением утёнка. Остальные дети – прекрасные лебеди. Они не хотят дружить с «гадким» утёнком и гонят его от себя, произнося фразы: «Кыш-кыш, уходи отсюда!», «Не подходи к нам!», «Мы не хотим с тобой дружить!». Наступает ночь и лебеди «засыпают» (дети ложатся на ковёр и «спят»). В это время педагог меняет маску «гадкому» утёнку на шапочку лебедя. «Утром» лебеди просыпаются и видят, что «гадкий» утёнок превратился в «прекрасного» лебедя. Дети подходят к нему, обнимают, гладят и восхищаются: «Какой прекрасный лебедь!».

В роли «гадкого» утёнка могут побыть все желающие дети.

- А мы возвращаемся в круг (дети рассаживаются на стульчики).

- Я надеюсь, что наше занятие помогло вам стать чуточку лучше. Посмотрите на эту лесенку (психолог показывают детям прикреплённую к мольберту картонную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки красного цвета, и объясняет задание).

- Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные, – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети, – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажите, на какую ступеньку вы поставите себя».

Проводится диагностика «Лесенка» (цель: изучение самооценки детей).

- Я очень надеюсь, что благодаря таким людям, как вы, хороших людей в нашем мире станет ещё больше.

- Давайте подарим друг другу на прощанье немного добрых слов. Для этого двум соседям по кругу нужно положить друг другу руки на плечи. Один человек говорит другому: «Оля, ты мне нравишься, потому что…». После чего предложить детям обняться. И так далее по кругу.

Проводится игра «Добрые слова» (цель: учить видеть в людях хорошее и доброе, говорить комплименты; раскрыть перед детьми собственные возможности, способности и умения, тренировка доброжелательности).

Итог:

  1. Понравилось вам наша сегодняшняя встреча?
  2. Что запомнилось больше всего?
  3. А что вызвало затруднения?
  4. Со всем ли вы справились?

        

        

Литература:

  1. Богуславская Е., Купина М.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Стрелкова Л. Творческое изображение: эмоции и ребенок. Ж-л Обруч, 1996, №4.
  4. Редактор-составитель Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Мой родной дом. – Москва, 2005.
  5. Под ред.Нечаевой В.Г., Марковой Т.А. Нравственное воспитание в детском саду.- Москва, «Просвещение», 1975.
  6. Князева О.Л. Я-ТЫ-МЫ. Москва, Мозаика-Синтез, 2003.
  7. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников.  Москва, «Просвещение», 1990.
  8. Васильева-Гиагнус Л. Азбука вежливости. – Москва, «Педагогика», 1980.
  9. Хухлаева О.В. «Лесенка радости» (методическое пособие).