Главные вкладки

    детская ложь
    материал по теме

    Ложь и ребенок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon detskaya_lozh.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

           

    В своей статье о детской лжи американский психолог Пол Эклан, руководствуясь современными методами исследований в области детской психологии объясняет некоторые загадки в сознании детей, нередко ставящих взрослых в затруднительное положение.

    Солгал ли ваш ребенок или сказал правду, связаны ли между собой интеллект и честность, является ли ложь причиной или следствием ассоционного поведения ребенка, как объяснить эффект ореола?

    Рассмотрим все по порядку. Итак, связаны ли интеллект и честность.

    Почему одаренные дети меньше лгут, задает вопрос автор, может быть это им просто не нужно. Они знают, что обладают достаточными  способностями, чтобы получать хорошие отметки безо всякого плутовства, однако, если такой вывод верен, то одаренные дети стали бы лгать не меньше, чем их менее способные сверстники, в таких ситуациях, когда они не могли бы рассчитывать на свои умственные способности. Правильнее сказать, что дети обладающие одаренностью в кокой либо сфере, менее склонны к обману, когда их способности гарантируют успех. Можно предположить, что дети, обладающие высокими спортивными данными, не стали бы плутовать при проверке именно этих способностей, а в какой то другой области, где их знания менее велики гарантировать честность нельзя.

    Существует мнение, что одаренные дети более способны предвидеть ситуации, связанные с разоблачением обмана. Это подтверждено проведенным исследованием: детям представлялась возможность украдкой исправить свои ответы во время проверки результатов. Эксперимент был построен так, что для половины детей риск разоблачения был весьма высок, а для другой половины вероятность попасться была невелика. Полученные результаты показали: для детей, которые не опасались разоблачения, уровень интеллекта роли не играл. Одаренные дети плутовали столь же часто, как и менее способные. Но в ситуации повышенного риска одаренные дети вели себя честнее. Из этого также следует, что одаренные дети тоньше жульничают и умнее лгут. Произнесенную ими ложь труднее уличить. Так что не следует считать высокую одаренность гарантией честности. Если способности ребенка средние, неизвестно, станет ли он лгать или нет. Ведь умный ребенок может оказаться искусным лжецом. Все зависит от обстоятельств.

    Даже автор размышляет о том, приводит ли ложь к удручающим последствиям в зрелом возрасте или нет. Пол Эклан приводит здесь две истории, одну из жизни Джеймса – знакомого автору мальчика, который был симпатичным, общительным парнишкой, однако, не блиставшим школьными успехами. В 3-ем классе учителя обратили внимание, что Джеймс стал часто врать. Когда ему исполнилось 11 лет, он стащил деньги из сумки своей матери, сломал видеокамеру отчима и упорно отпирался. В школе дела шли еще хуже. В 14 лет он вовсю пропускал занятия, был замечен за курением марихуаны, был отправлен вскоре в интернат, но успеха это не принесло. Повзрослев, Джеймс не раз привлекался к суду за хулиганство. Прежде чем сделать вывод, автор приводит историю из собственного опыта: в 13-14 лет он тоже обманывал родителей, тайком курил, на несколько дней уезжал из дома, чтобы провести время в джазовом клубе, а родителям говорил, что отправлялся в гости к друзьям. Став взрослым, я уже не разу не участвовал в противоправных действиях.

    У автора возникает несколько вопросов: из чьего жизненного пути следует делать вывод – моего или Джеймса? Служит ли ложь первым шагом к отклоняющему поведению, а возможно и к преступлению. Научные данные свидетельствуют, что по крайней мере относительно некоторых детей, ответ будет утвердительным.

    В ходе исследований обнаружено, что некоторые особенности свойственные дезадаптированным детям, склонным ко лжи, а именно: к воровству и вандализму, нарушениям школьной дисциплины, общению в плохих компаниях – нередко присутствует. На основании отчетов учителей и родителей установили, что лжи часто сопутствует воровство, наркомания, агрессивность.

    Все исследования лжи и социальной дезадаптации подвержены тому, что психологи называют эффектом ореола или нимба. Имеется ввиду, что если вам о каком-то человеке известно нечто хорошее или плохое, вы скорее всего будете склонны считать, что он обладает и другими хорошими или плохими чертами. Социально-дезадаптированные дети по определению являются неудачниками. Они нарушают все установленные правила и за это преследуемы. Чтобы избежать наказания или получить нечто, что не добыть честным путем, эти дети вынуждены лгать. Из всего сказанного следует, что ложь есть следствие, а не причина социальной дезадаптации. Однако, если представить, что ложь – причина, то те дети, которые научились лгать и извлекать из этого выводы, скорее всего станут нарушать и все прочие нормы и запреты. Следовательно, когда они вырастут, то окажутся на стезе преступления. Привыкнув лгать,  дети будут делать то, за что обычно наказывают, т.к. надеются выкрутиться с помощью лжи.

    Научные исследования не позволяют сделать вывод, что же выступает следствием, а что – причиной. Так или иначе привычка ко лжи – дурной знак. Если ребенок часто лжет – есть повод насторожиться, выяснить причину этого. Надо смотреть не побуждает ли ребенка ко лжи поведение самих взрослых. Может быть для ребенка слишком узки установленные родителями рамки? Не стремятся ли они во всем оградить и защитить ребенка? Не вторгаются ли сверх меры в его интимный мир? Не лгут ли сами на глазах у ребенка?

    Необходимо объяснить ребенку как нечестность разрушает доверие и как трудно людям жить вместе, когда они не доверяют друг другу. Убедите ребенка, что вы сами не приемлите лжи.    

    «Семья и школа» № 9/1993 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Круглый стол" для родителей "Детская ложь"

    Текст выступления педагога знакомит родителей с причинами появления лжи, показывает важность этой проблемы, помогает отличить ложь от детской фантазии, даёт рекомендации и советы, как избежать этой пр...

    Детская ложь

    Консультация для родителей....

    Мастер-класс для родителей: «Детская ложь. Почему дети говорят неправду?»

    В данной методической разработке представлен мастер-класс для родителей, который  поможет родителям разобраться в причинах, вызывающих детскую ложь и найти пути преодоления этого негативного мора...

    Детская ложь и детская фантазия

    Психологическая страничка для родителей и педагогов.  Очень трудно отличить детскую ложь от детской фантазии, но необходимо уметь это, чтобы не нанести вред ребёнку....

    Детская ложь

    Памятка для родителей...

    Детская ложь

    Консультация для родителей...

    Детская ложь и Детские фантазии

    "Папа, я не вру!" - уверенно заявляет ребенок, однако, вы убеждены, что это не так, что вашего ребенка захватила в свой плен Детская Ложь. Действительно, дети уже в маленьком возрасте способны к осозн...