Досуг для детей "Как древние люди общались друг с другом".
занимательные факты (подготовительная группа) на тему

Прежде, чем научить ребёнка читать, можно ознакомить его с различными способами передачи информации до возникновения письменности, что и представлено в данной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug_dlya_detey_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Как древние люди общались друг с другом».

Цели:

  1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях;
  2. показать значение общения между людьми;
  3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
  4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
  5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Оборудование:

    Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи,  береста, пластилиновые дещечки для рисунков детей, палочки. Презентация для интерактивной доски с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».  

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

  1. Сообщение темы.  

- Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

- Вы хотите научиться писать?
- Как вы думаете, легко это или сложно?

- А человечеству легко было научиться писать?

- Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло?

- Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.

  1. Этапы развития письма.

- Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить?
Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных.


- Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена
(звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей).

- Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим?

- Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

- А чем люди отличаются от животных?

- Что значит «общаться»?

- А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

- Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

- Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра). Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

- А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама).

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем.  

  1. Динамическая пауза.
    - Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
    Зовёт на помощь барабан              
    шагаем по кругу
    Идём врагов прогнать                    
    Прогоним тут                                  
    выпады вправо-влево, имитируем
    Прогоним там                                 удары копьём
    И будет враг бежать.                      бег на месте

– Тихо все сели. Молодцы,  помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться?  (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями»)  Что можно сообщить таким способом?
Многие племена завязывали узелки разных цветов,  так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?

  1. Рисуночное письмо.
    - Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое?
    - Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами.
    - Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено?
    - Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним  учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано?
    - Почему столько разных мнений у нас появилось?
    - О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо».  Папа Таффи сломал копьё на рыбалке,  попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала   «записку» и передала через незнакомца маме.  Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.
    Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
  2. Закрепление изученного материала.
    -
     Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки.  (раздаются  дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

- Давайте попробуем прочитать письмо Васи.
- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).

  1. Итог занятия.

- Какими способами общались древние люди?
-
Удобны эти способы?
- В следующий раз мы узнаем о возникновении алфавита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию "Как древние люди общались друг с другом".

Знакомить детей с различными способами передачи информации не только интересно, но и важно....

Сценарий спортивного досуга для детей средней группы по противопожарной безопасности «Огонь-друг, Огонь-враг»

Спортивный досуг включает в себя не только эстафеты, но и стихи, загадки, песню. ссылка музыка для эстафет. Cсылка для скачивания музыки к эстафетам https://yadi.sk/d/p2IKMwceuR7xHg...

Программа самообразования по теме: «Позитивная социализация детей 5-6 лет в процессе взаимодействия друг с другом»

Данная программа самообразования  поможет   грамотно  организовать процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятел...

Контрольная выборка испытуемых характеризуется достаточно высокими показателями сформированности социально-коммуникативной компетенции: дети активны, часто общаются друг с другом на занятиях, используют вербальное общение для регуляции собственной деятель

Контрольная выборка испытуемых характеризуется достаточно высокими показателями сформированности социально-коммуникативной компетенции: дети активны, часто общаются друг с другом на занятиях, использу...

Сценарий досуга «Мамин день 8 марта» для детей 2 младшей группы. Цель: воспитывать чуткое и бережное отношение к близким людям Ход развлечения: Под музыку песни «Мама-первое слово» дети входят друг за другом в зал Ведущая: Мы сегодня нарядились, Будем пе

Сценарий досуга «Мамин день 8 марта» для детей 2 младшей группы.Цель: воспитывать чуткое и бережное отношение к близким людям Ход развлечения:Под музыку песни «Мама-первое слово...