Главные вкладки

    Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения
    статья по теме

    Безыкорнова Любовь Александровна

    Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_ekokultury_2.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения»

    В современных условиях, когда мир находится на грани экологической катаст рофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической куль туры должны закладываться уже в дошкольном возрасте.

    Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходи мо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, именно в это время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим.

    Одной из основных задач воспитания и образования является фор мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.  

    Итак, если формулировать коротко, цель экологического воспитания – формирование экологической культуры ребенка. Основываясь на деятельностном подходе, вслед за Н.В. Кузнецовой и Л.Н.Прохоровой[1], я выделяю в структу ре экологической культуры ребенка следующие компоненты:

    1. Деятельность в природе (восприятие природы; овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для деятельности в природе; природоохранная деятельность).
    2. Экологическое сознание (потребности, интересы, установки; эмоции, переживания, чувства; эстетическая и этическая оценки).

    Осью индивидуальной экологической культуры является экологическое сознание, которое формируется в процессе деятельности. Экологическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Экологическое сознание постепенно повышается, если сти мулировать интерес ребенка к природе.

    В раннем возрасте еще трудно выделить компоненты экологичес кого сознания. Однако важно создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности. Примерно на 4-5-м году жизни более отчетливо проявляются эле менты экологического сознания ребенка: интерес к природе, к опре деленным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осоз нанные оценки поведения людей в природе. С 6-го года жизни форми руется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

    Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организован ной деятельности по ее воспитанию.

    Экологическое воспитание - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы, системе занятий по формированию основ экологической культуры. Экологическое воспитание в детском саду включает игровую, трудовую, познавательную, изобразительную, актерскую деятельность, экспериментирование, проектирование.

    Л.Н.Прохорова отмечает: «Педагогически целесообразной моделью формирования экологи ческой культуры выступает интеграционная деятельность, в кото рой с необходимой полнотой реализуются качества личности»[2].

    Личный опыт работы по формированию основ экологической культуры показал, что именно комплекс разных видов и форм деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе, понимание взаимосвязи всего живого.

    В своей работе при планировании деятельности по экологическому воспитанию я руководствуюсь требованиями  программы дошкольного образования под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. В соответствии с программой, ежедневно на прогулке проводятся наблюдения, в зависимости от погодных условий осуществляется трудовая деятельность на участке и в уголке природы. Каждую неделю осуществляется организованная образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений в  рамках образовательной области «Познание».  

    На занятиях я стремлюсь делать акцент на решении проблемных ситуаций. Самостоятельный поиск решения помогает развивать мышление, логику, творческие способности ребенка. Знания, полученные таким способом, надолго остаются в памяти.

     Стимулировать познавательную активность во время занятий позволяет детское экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы, только такие фокусы, которые можно объяснить и понять. Разнообразная  опытническая работа с детьми способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Знания, полученные в результате проведения опытов, запоминаются надолго.

    В нашей группе создан природный уголок, с подобранными согласно возрасту детей растениями, а так же оборудованием для ухода за ними. В уголке содержится разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. Там же дети могут найти дидактические игры, наглядные пособия экологической направленности.

    В своей работе с детьми я использую экологические рассказы и сказки, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть. Дети с удовольствием слушают экологические сказки, активно включаются в обсуждение.

    Еще одна форма работы, которая представляется мне очень важной, это организация тематических развлечений, посвященных экологической проблематике. Форма развлечения позволяет актуализировать знания детей, которые были получены в результате наблюдений, занятий, игр. Экологические развлечения используются в качестве итогового мероприятия, позволяющего обобщить некий круг тем, с которыми знакомились дети в определенный отрезок времени.

    Развлечения способствуют созданию у детей веселого настроения, повышают интерес к теме.  Форма развлечения пробуждает чувства ребен ка, вызывает сопереживания по отношению к сказочным персонажам. В ходе развлечения педагог в интересной для детей форме может поговорить о серьезных экологических проблемах. Развлечение – форма, позволяющая напрямую обращаться к эмоциям ребенка, формировать его мотивацию, установки. Оценивая поведение персонажей, ребенок, при  помощи педагога,  формирует систему эстетических и этических оценок, иными словами, формирует свое экологическое сознание.

    В процессе работы над данной темой удалось сформировать копилку сценариев тематических экологических развлечений. Сценарии систематизированы в зависимости от времени года и возраста детей. Подбирая тему развлечения, я руководствуюсь кругом вопросов, которые затрагивались в ходе различных видов деятельности по формированию экологических представлений за определенный период времени. Практика показала, что такие развлечения целесообразно проводить 1- 2 в течение сезона, то есть 4-6 раз в год.  

    Подготовка к проведению развлечения на экологическую тему позволяет объединить педагогов, детей и родителей при подготовке праздника (изготовление атрибутов, пособий, костюмов, разучивание стихов и песен). Родители, которых мы всегда приглашаем на такие мероприятия, получают возможность увидеть работу по экологическому воспитанию, проводящуюся в детском саду. А знакомство с этой работой, в свою очередь, приобщает семьи воспитанников к экологическому воспитанию детей.

     


    [1] Н.В Кузнецова, Л.Н. Прохорова Формирование основ экологической культуры дошкольников / Экологическое воспитание дошкольников. – М., 2010.

    [2] Там же, с.6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через метод моделирования

    Обобщение опыта по проблеме  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у  дошкольников через метод моделирования».   Нет на свете прекрасней картины, чем...

    Формирование основ здорового образа жизни дошкольников через организацию образовательной деятельности

    Правильная организация образовательной деятельности, пример взрослого, систематическая работа способствует интеллектуальному, нравственному развитию и активизации познавательной деятельности ребёнка -...

    Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.

    laquo;Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», -  отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно...

    Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа для детей старшего дошкольного возраста.

    Дошкольное детство - пора формирования духовного мира ребёнка. Задача педагогов дошкольного учреждения разработать и организовать каждое событие в детском саду так, чтобы оно было незабываемым: открыт...

    Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

    Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

    Выступление на педагогическом совете : «Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения»

    В современных условиях, когда мир находится на грани экологической катаст­рофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природ...

    Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.

    Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...