Проект "Знакомим дошкольников с русской национальной культурой"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Ольга Геннадьевна Гуменюк

Проект содержит этапы ознакомления детей с русской культурой и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Знакомим дошкольников с русской   национальной культурой».

   

                                                 Автор: Гуменюк О.Г.

                                                                                              Воспитатель

                                                                                      высшей кв. категории

                                                                                       МБДОУ ЦРР д/с «Росинка»

                                                                                                     г.Черногорск

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Основной вопрос проекта: 

«Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»

Проблемные вопросы: 

Как жили русские люди?

Как отдыхали и работали?

Как они соблюдали обычаи?

Чем украшали свой быт?

Какие праздники отмечали?

Что передавали своим детям, внукам и правнукам?

Как сохранить русские игры, обычаи и традиции русского народа?

Знакомство с: 

русским фольклором;

русской литературой;

русским языком;

родной природой;

русским искусством;

народным творчеством;

народными играми.

Гипотеза: 

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Цель: 

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи: 

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
  5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  6. Сформировать чувство национального достоинства.
  7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

Ожидаемые результаты: 

  1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  2. Формирование чувств национального достоинства.
  3. Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  4. Широкое использование всех видов фольклора.
  5. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре:

  1. Создание атмосферы национального быта.
  2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)
  3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
  4. Знакомство с народным искусством.
  5. Знакомство с русскими народными играми.
  6. Знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.

Этапы и сроки проведения проекта.

1.Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь) Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Создание уголка прикладного искусства и «Русской избы». Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

2.Аналитический (ноябрь-февраль) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности.

3.Заключительный (март) Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация.


Тематическое планирование

Занятия: 

        Древняя Русь. Москва. Кремль.

        Красная площадь.

        Знакомство с родным краем.

        Одежда русского крестьянина.

        Быт и основные занятия крестьян.

        Знакомство с русской кухней.

        Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Праздники и развлечения: 

        «Осенины»

        «Покров»

        «Колядки»

        «Масленица»

Литературная викторина по русским народным сказкам

Работа с родителями:

Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).

Консультации.


Результативность 

  1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
  2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
  3. Сформировались чувства национального достоинства.
  4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
  5. Расширились знания о традициях русского народа.
  6. Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.
  7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Вывод: 

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре».

знакомство детей с русской национальной культурой...

Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре

Рекомендации для родителей в вопросах приобщения дошкольников к русской национальной культуре...

Проект "Наши традиции" по приобщению дошкольников к русской национальной культуре.

В проекте широко раскрыта тема наших традиций, которые мы отмечаем с детьми.Проект расчитан на детей средного дошкольного возраста.  Большое место   по программе ФГОС ДОУ отводится...

Педагогический проект «Восстановление связи времён и утраченных человеческих ценностей» (приобщение дошкольников к русской национальной культуре)

Проблема духовности в современном обществе становится все более значимой, и пути ее решения надо рассматривать на самом раннем этапе жизни человека. От того, кто находился рядом с ребенком и что вложе...

«Приобщение старших дошкольников к русской национальной культуре посредством интерактивных методов».

Чтобы передать самобытность национальной культуры современным дошкольникам, необходимы методы, способные заинтересовать, увлечь и научить гордиться детей наследием предков....

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре

Основной вопрос проекта: «Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»...

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)

Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно  каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой...