Особенности предшкольного образования
статья по теме

Бусыгина Наталья Григорьевна

Особенности предшкольного образования заключаются в том, чтобы выравнить стартовые возможности детей при поступлении в первый класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_predshkolnogo_obrazovaniya.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Образование бывает разное — школьное, внешкольное, дошкольное, вузовское, последипломное... Теперь  все чаще и чаще говорят о предшкольном образовании. Что же это за форма, чем вызвана необходимость ее введения и в чём ее отличие от уже существующих. Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. До этого существовало общее понятие « подготовка к школе» и  особых  требований к старшему дошкольнику не было.

           «Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы» (декабрь-2004 г. А. Фурсенко). Существуют различные формы предшкольного образования: это и группы кратковременного пребывания, это и семейные группы, это и группы по воспитанию детей инвалидов на дому. Поэтому и мы решили обратить особое внимание на предшкольное образование детей подготовительной к школе группы. Я поделюсь накопленным опытом работы, который есть у нас в детском саду. Нашим педагогическим коллективом была разработана и внедряется  программа « У порога школы», которая позволяет вести данную  работу последовательно и  целенаправленно.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
         Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы.

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.    

Под преемственностью подразумевается система связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребенка.

Цель нашей работы подготовить ребенка подготовительной группы к успешному обучению, легкой адаптации при переходе на новую ступень обучения и воспитания; осуществление преемственности со школой по вопросу предшкольного образования; воспитание положительного отношения к обучению в школе.

Всем известно, что любой переход в новое состояние, даже самый приятный – это всегда стресс. Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития. Преемственность – это плавный переход из дошкольного учреждения в школу. Подобное взаимодействие делает жизнь интереснее не только детям, но и воспитателям и учителям школы.     

Мы считаем, что психологическая готовность к школьному обучению и  воспитание положительного отношения к школе у детей будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней.

 - Создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности

 - Понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.

 - Педагогическое просвещение родителей по вопросам психологической готовности к школьному обучению.

 - Осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.     

В школе на первоклассника обрушивается всё сразу: и новые правила поведения, и учебная информация.

Поэтому  мы готовим малыша к грядущим переменам  в привычных условиях постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующим новым требованиям.

Сюжетно-ролевая игра « В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» ( познавательную и предметно- практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Всё это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играем « В школу». Воспитатель – учитель, дети – ученики. У нас появились портфели, звонки, некоторые занятия называем «уроками». В этой игре мы используем школьно-письменные принадлежности и  школьную атрибутику. Вся игра детям не навязывается, а происходит как обычная игра в дошкольном возрасте.

Важно, чтобы вся информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого мы использовали:

1. Экскурсии.

2. Рассматривание картин о школе.

3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

4. Рисование на темы: « Какая она школа», «Моя будущая учительница»

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации, ребенку потребуется время, поэтому мы не обрушиваем на него все новшества сразу, а постепенно обращаем внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты не затрагиваются. Вначале это вещи, учебные принадлежности, которые можно рассмотреть на картинках, полистать учебники, с помощью воспитателя выполнить несложные задания, затем экскурсии к зданию школы.

Диагностика на первоначальном этапе позволяет нам определить уровень представлений и знаний о школе и учебной деятельности; выявить мотивы и отношение к школе; выявить нормы поведения, характеризующие положительное отношение к ней для этого используются комплексы методик:

- беседа о школе « Расскажи о школе» (на основе материалов Л.И. Божович)

- выявления школьной зрелости ребенка шести лет (диагностика Керна-Йирасека);

- наблюдения за детьми на занятиях, в сюжетно-ролевых играх;

- анализ продуктов детской деятельности (рисунки, работы из пластилина);

На слайде представлена таблица, которая позволяет видеть положительную динамику отношения ребенка- дошкольника к школе.

Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отбирали из разных источников интересный и необходимый материал и постарались разнообразить формы работы:

  1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы:

- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

          - « Знания, умения и навыки, необходимые для будущего первоклассника»

          - «8 советов родителям будущих первоклассников»

          -  «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни»

          - Выставка на тему «Это нужно для школы»

                2. Издание печатной газеты « Скоро в школу», которая помогает родителям в подготовке к школе; издание настенной газеты в группе

        3. Консультации на тему:

          - «Готовим ребенка к школе»

          - « Защита прав и достоинств ребенка-дошкольника» и  т.д.

        4. Анкетирование родителей на тему « Как помочь учиться»

        5. Семинар – практикум « Игры для подготовки к школе»

        6. Индивидуальные рекомендации воспитателей родителям будущих первоклассников

        7. Собрание «Проблемы. Поиски. Решения».

        8. Разработаны планы работ специалистов – учителя-логопеда, педагога-психолога с  родителями детей-выпускников.

        В процессе нашей работы был разработан алгоритм последовательных этапов:

        1этап: исходная диагностика уровня сформированности положительного отношения к школе у родителей показывает, что не все родители в начале года серьезно относятся к тому, что их ребенок скоро пойдет в школу.

        На 2 этапе: мы определяем задачи по дальнейшей апробации содержания форм и методов работы по воспитанию положительного отношения к школе, с ним вы уже познакомились.

        3 этап: итоговая диагностика, которая позволяет нам с уверенностью говорить, что к концу учебного года родители в корне меняют свое отношение к школе, к тому, что у них в семье растет будущий первоклассник.

        Помимо работы с детьми, их родителями проводится и работа с учителями. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей по предшкольному образованию является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Такая работа нами налажена с учителями муниципальной образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 1». План совместной работы предусматривает взаимное посещение школы и детского сада воспитателей и учителей с целью ознакомления с формами и методами работы, участия в  методических объединениях, семинарах, совместного проведения родительского собрания, взаимного консультирования, изучения программы воспитания в детском саду и программы в 1 классе.

Учителя дают практические рекомендации и советы по предшкольной подготовке в ДОУ.  

          Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.
         Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.

          На основании созданной программы по предшкольному образованию составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

  Каждый год к нам в детский сад приходят малыши. Мы будем жить вместе в течение нескольких лет. Детям предстоит узнать много интересного и важного, научиться дружно играть, помогать товарищам. Мы будем каждый день удивляться их непосредственности и сообразительности, открывать для себя индивидуальные черты и чёрточки, искать «ключик» к каждому ребенку. Мы каждый год ждем этого с нетерпеньем. И вместе с тем никак не можем забыть детей своего последнего выпуска, всех-всех дорогих наших малышей, которые в сентябре становятся первоклассниками. За пять лет мы сроднились – получилась одна большая семья из  детей, родителей и педагогов.  

        Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассниками мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявятся плоды их воспитательных усилий.

        Как сложится их школьная жизнь? Готовы ли они к новой роли учеников и одноклассников? Это зависит и от нас с вами, уважаемые коллеги, учителя и воспитатели.

     Воспитатель и учитель имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема предшкольного образования может быть успешно решена при тесном взаимодействии воспитателей, родителей, учителей. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения этой задачи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Особенности содержания и организации предшкольного образования

Цель данной работы - подготовить ребенка подготовительной группы к успешному обучению, легкой адаптации при переходе на новую ступень обучения и воспитания; осуществление преемственности со школой по ...

Особенности содержания и организации предшкольного образования.

Образование бывает разное — школьное, внешкольное, дошкольное, вузовское, и т.п.  Теперь  все чаще и чаще говорят о предшкольном образовании. Что же это за форма, чем вызвана необх...