Нравственное воспитание дошкольников через музыкальную сказку
методическая разработка по теме

Комарова Наталья Юрьевна

Материал о работе над музыкальными сказками в детском саду и о воспитании нравственных качеств дошкольников в увлекательной форме на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez skazku.docx19.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыка — лукавая работа
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Чувствовать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!

А теперь, увы, о наболевшем…

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечению нравственного воспитания, противостоянию бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, его мировоззрение.
Очень важно обращаться к музыкальной сказке как можно раньше, чтобы постепенно и ненавязчиво приобщать ребенка к основам музыкальной культуры и, конечно, воспитывая в нем нравственность.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) мы неизбежно развиваем  в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются не только основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, но идет активное развитие личности, формируются его нравственные и моральные ценности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовывать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду  определенные знания о музыке, умения и навыки, дети адаптируются к социуму. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов нравственного сознания.
Не только развивая эмоциональную отзывчивость, интересы, вкусы ребенка, мы готовим его к жизни в  обществе, но и воспитывая в нем чувство сострадания, потребности в труде, радости от оказания помощи другому закладываем в маленьком человеке ту почву, на которой впоследствии вырастет либо прекрасный сад, либо заросший сорняками пустырь…  

Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка, его  культуры, музыкальной в том числе.

 Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий в группах раннего музыкального развития решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей.

 Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.

В нашем детском саду мы стараемся использовать различные  современные технологии и образовательные программы наряду с « Программой воспитания и обучения…» под ред. Васильевой,  Гербовой, Комаровой.  Мы  обращаемся, например, к  методическим рекомендациям О.П. Радыновой, всем известному автору книг и учебных пособий к программе «Музыкальные шедевры», в которых музыкальные игры-сказки выделены отдельным комплектом из четырех компакт-дисков.  (Некоторые примеры мы  видели и обсуждали на предыдущих наших встречах).

Мы в своей работе не использовали сказки, предложенные О.П.Радыновой, целиком, в ее авторской интерпретации, но заимствовали некоторые фрагменты, если это были праздники с парадом сказок либо включали фрагменты, варьируя музыкальные отрывки из классических произведений.

В любом случае задача нравственного воспитания так или иначе решается в каждой музыкальной  сказке, независимо от того, русская народная это сказка или сказка известных зарубежных авторов.  Могу только перечислить неполный список сказок,  которые  мы с детьми представили на суд родителей:

«Курочка ряба» в ясельной группе  (сочувствие к старикам, доброта, щедрость)

«Заюшкина избушка» вво 2-й младшей группе

«Репка», «Теремок», «Колобок» в средней группе

«Золушка», «Щелкунчик», «Дюймовочка», «Муха-Цокотуха», «По щучьему веленью», «Федорино горе» - настоящий мюзикл с арией Федоры, маршем Тараканов, Королевой чистоты, Танцем чашечек и самовара.  В нашей музыкально-педагогической практике были и такие, казалось бы, серьезные спектакли, как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Совсем недавно мы показали «Новый год у Царя Гороха», а чуть раньше, осенью, «Свадьбу Морковки», за сердце и руку которой  боролись не только честолюбивый Лук, красавец Огурец, ловкач Горошек, но и не совсем «респектабельные» женихи Репей, Лопух и Хвощ. Причем к этой сказке мы прибегли вынужденно, т.к. количество мальчиков в группе значительно преобладало над количеством девочек.

Но,  независимо от выбранного сюжета, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство  и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.

Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и  нечестность, лень и скупость и т.д.

Приступая к работе над музыкальной сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем  интегрированный  подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей старших групп (если речь идет о малышах).

Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобочков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка;  рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо,  кувыркались, «как Колобки»  на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка.   Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.

Нравственное воспитание дошкольников

через музыкальную сказку

Методическое сообщение для музыкальных руководителей

Подготовила  муз. руководитель

АДОУ №31 д/с «Крепыш»

Комарова Н.Ю.

г. Королев

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музыкальным фольклором

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где ср...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятеьность

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».К. М. Симонов...

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-художественную деятельность

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование сказки в развивающих играх В.В. Воскобовича

Одной из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины.Традици...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Духовно-нравственного воспитание  дошкольников через музыкальную деятельностьИз опыта работы музыкальногоруководителя Кузьминой Ксении Евгеньевны «Нравственность – основа в...