Главные вкладки

    Конспект открытого комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в город мастеров»
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

    Цель занятия: Знакомство с предметами русского народного быта.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ д/с ОВ №6

    Конспект

    открытого комплексного занятия

    для детей среднего дошкольного возраста

    «Путешествие в город мастеров»

    Воспитатель: Переверзева О.П.                           ст. Кущёвская 2010

    Предварительная работа:

    1. Знакомство с предметами быта (беседа о предметах обихода и их назначении)
    2. Рассматривание деревянных ложек
    3. Игра на ложках
    4. Чтение русской народной сказки «Жихарка» и инсценирование с помощью театра
      ложек отрывка из сказки
    5. Разучивание пословиц и поговорок о труде
    6. Опытническая деятельность: Знакомство со свойствами дерева и металла на основе
      сравнения деревянных и металлических ложек
    7. Знакомство с русской народной игрушкой «Матрёшкой», использование песен и
      плясок. Д/И «Чудесная матрёшка»
    8. Работа с родителями — пошив народных костюмов; консультация «Из истории
      деревянной посуды». Использование малых форм фольклора в развитии речи.
    9. Знакомство детей с элементами растительного узора.

    Задачи:

    Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными

    видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы,

    поговорки, загадки, пляски).

    Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.

    Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, обобщающие

    понятия по теме «Предметы обихода».

    Совершенствовать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать уважение к труду.

    Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка

    для украшения силуэтов утвари, с использованием уже известных им элементов.

    Упражнять в рисовании различных растительных орнаментов.

    Словарная работа:

    Сундук, печь, скалка, люлька, изба, мастерская, шкатулка.

    Оборудование:

    Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, матрёшки, клубочек. Гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки тканевые и бумажные, стаканы с водой, бумажные силуэты утвари, образцы элементов растительного орнамента, аудиозапись на народную тему.

    Ход занятия:

    Дети входят в зал в народных костюмах.

    Воспитатель:

    Здравствуйте дети! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?

    Дети:

    Русские народные.

    Воспитатель:

    Молодцы какие! Мы живём в великой стране России, в которой много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие «Город мастеров», а поможет вам в этом клубочек.

    Ребёнок:

    Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам. Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.

    Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает воспитатель, одетый в народный костюм.

    Марья Искусница:

    Здравствуйте красны девицы, да добры молодцы! Меня зовут Марья Искусница. Здравствуйте гости желанные.

    Дети:

    Здравствуйте!

    Марья Искусница:

    Желанному гостю всегда рады! Ребята, что это такое?

    Дети:

    Клубочек.

    Марья Искусница:

    Клубочек, да не простой, волшебный. Привёл он вас в город мастеров, прямо к моей избе. В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу. Давайте войдём в избу и посмотрим что там внутри.

    Дети входят в «избу», убранную в русском стиле.

    Дети рассаживаются по лавкам, рассматривают убранство избы.

    Марья Искусница:

    Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

    Слава нашей стороне,

    Слава русской земле.

    И про нашу старину,

    Я рассказывать начну.

    Чтобы дети знать могли

    О делах родной земли.

    Устройтесь поудобнее

    И послушайте рассказ о моей избе.

    Дверь в избу - низкая, а порог - высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не

    дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без

    печки хата - не хата» - говорили на Руси.

    Как вы думаете, почему?

    Ответы детей.

    Марья Искусница:

    Да, ребята. Русская печь обогревала дом, всю еду готовила в печи. А сколько сказок

    было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

    В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые

    длинные скамейки.

    А вы знаете как назывался этот угол?

    Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью.

    В правом от печки углу размещалась домашняя утварь в.ч. красивая деревянная посуда,

    прялка, расшитые полотенца. Тут же висела люлька кроватка для младенца.

    Дети проходят к предметам обихода, о которых рассказывает воспитатель.

    Марья Искусница:

    Посмотрите из какой красивой посуды или раньше люди. Из какого материала она сделана?

    Дети:

    Из дерева.

    Марья Искусница:

    Очень любили и поныне любят русские мастера делать из дерева посуду: тарелки,

    кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой праздничной, искусные мастера

    расписывали ее.

    На посуде вьется травка - былинка, а из нее выглядывают ягодки - смородина, малина,

    рябина или цветы разные. А иногда из под кисти художника выходят такие травы, что ни

    в каком лесу их не встретишь.

    Много лесов в России. А сколько народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена

    могут вырезать например, вот такую шкатулку резную, в которой хранят мелкие

    предметы. Или сундук, да не простой - расписной, игрушку, свистульку.

    Чашку для пшенной кашки!

    Блюдца - никогда не бьются!

    Ложки деревянные, матрешечки румяные!

    А загадки вы любите?

    О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? Только чур, хором не кричать! Руку поднимать, и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи в горнице, может и отгадку быстрее найдете.

    Одним кушаком подпоясаны, Под одной шляпой стоят.

    (стол)

    Верчусь кручусь, Под руками тружусь.

    (скалка)

    У нее есть рот и нога, Во рту всегда суп Проглотить не может, А в другой рот выливает.

    (ложка)

    Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, И всего одна игрушка.

    (матрешка)

    Да, не мало сил и труда приложили мастера. Умеешь потрудится, умей и веселиться. Не пора ль нам повеселиться? И в веселый пляс пуститься? Эй, народ, не ленись - скорей на танец становись!

    Дети, вместе с воспитателем:

    Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки.

    Танец «матрешки»

    (После танца дети стоят в кругу)

    Марья Искусница:

    Русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье и посиделки девушки не

    ходили без работы.

    А вы знаете поговорки и пословицы о труде?

    Давайте их вспомним, а поможет нам волшебный клубочек.

    Дети:

    Ты катись, катись клубочек, Быстро, быстро по рукам.

    У кого остановился,

    Тот пословицу и скажет нам.

    «Игра с клубочком»

    (Звучит музыка, с остановкой музыки тот, у кого в руках клубочек, рассказывает поговорку или пословицу о труде.)

    Марья Искусница:

    Какие замечательные пословицы вы знаете! Русские люди всегда умели и любили трудиться. Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, веретенце, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить. А вы хотите стать настоящими мастерами?

    Дети:

    Да, хотим.

    Марья Искусница:

    Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.

    (Дети выбирают силуэты предметов быта, присаживаются за столы и украшают силуэты растительным орнаментом. Составляют узор из уже знакомых элементов. Звучит музыка.)

    Марья Искусница:

    Молодцы ребята, рисовать вы мастера. Русские люди никогда не боялись труда, а трудились всегда с радостью. Хорошо мы потрудились, хорошо и повеселились. За хорошую работу не грех и наградить.

    (Марья Искусница угощает пирогом из печи)

    Отдает клубочек и прощается с ребятами.

    Марья Искусница:

    Приходите еще. Дорогим гостям всегда рады.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект нод по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста: "Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят»"

    В течении всего зянятия дети помогают герою ответить на главный вопрос-что такое хорошо,а что плохо? Они активно включаются в разнообразные виды деятельности,основными задачами  которых являются ...

    План-конспект открытого комплексного занятия для детей средней группы «Путешествие в сказку»

    Программное содержание:Познание. Выявить знания детей:умение соотносить цифру с количеством предметов;знания о геометрических фигурах;знания о временах года (зима, весна, лето, осень);Коммуникация:...

    Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в пальчиковую страну"

    Вводное занятие к дополнительной образовательной программе по развитию мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста...

    Комплексное музыкально - игровое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Музыкальный город» Материал опубликован 16.11.2016 г.

    Увлекательный квест  в музыкальную сказку, с использованием инновационных методов и технологий, новых музыкальных логических игр и разработок. Занятие проводится в игровой форме, что дает возможн...

    Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Путешествуем по улицам города»

    Цель. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам с опорой на знаки; познакомить с новым знаком «подземный переход»....