«Формирование детского коллектива в игре»
статья по теме

Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_detskogo_kollektiva_v_igre.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование детского коллектива в игре»

Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу. В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать что – то свое новое. Потребность в общении у детей появляется рано. В совместной игре со взрослым ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, используя при этом не только игрушки, но их заместители, учится завершать игру. Важно, чтобы дети увлеченно действовали с игрушками, чтобы игра доставляла им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку длительное время (5-10 минут), можно обратить его внимание на играющего рядом сверстника, старясь вызвать интерес к его игре. У малышей нередко возникает стремление не только подражать игровым действиям своих сверстников, но и выполнять ту же роль. В играх формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь. Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахерскую, в магазин, в самолет и др. Однако в младшем дошкольном возрасте интерес к сюжету еще неустойчив и дети легко переходят от одной игры к другой. Маленькие дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно ярко это проявляется в игре. Более высокий уровень познавательных интересов, творческий характер воображения ребенка способствует развитию длительных игр, однако недостаточно развитые навыки коллективной деятельности и в этом возрасте могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов. Беседы приучают детей к целенаправленности  в выборе темы игры.

Необходимость сговариваться между собой, спокойно выслушивать каждого и выбирать самое интересное для реализации замысла воспитывает у детей уважение к товарищам, а также умение отстаивать свое мнение. Не мене важен для развития коллективного творчества и другой пример – разговор с детьми в конце игры. Такие разговоры развивают способность мыслить не только самостоятельно, но и перспективно. Во время бесед, чтения рассказов, стихотворений можно использовать соответствующие фотографии, иллюстрации, игрушки. Экскурсии и наблюдения можно проводить таким образом, чтобы могли усвоить необходимые знания в определенной системе и последовательности, чтобы им был понятен смысл человеческих коллективных взаимоотношений. Дети старшего возраста могут длительное время играть интересно и увлекательно, самостоятельно развивая сюжет игры. Следует подчеркнуть, что при организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности детей. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Дети замкнутые, молчаливые, требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Встречаются и дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. В индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых нуждаются не только те дети, которые по каким – либо причинам выделяются из общей массы. В каждом есть что – то свое, особенное, и это выявить и дать ему развиваться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности ребенка.

Таким образом, выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребенка способствуют организации дружеского коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений: учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы, считаться с правами других, радоваться общим успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.

В подготовительных группах  детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...

формирование детского коллектива в игре

Консультация для воспитателей...

Игра как средство формирования детского коллектива"

Игра-отражение жизни. Игра-самостоятельная деятельноять, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками....

Роль сюжетной игры в формировании детского коллектива

выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих в группах младшего возраста...

Коммуникативные игры в формировании детского коллектива

Коллектив можно сформировать только в общении. Большую роль в этом играют игры. Вовлечённый в интересное дело, ребёнок замечает, что его «я» лишь в союзе с другими «я» сможет п...

«Игра и формирование детского коллектива как одно из условий психологической безопасности образовательной среды»

А игровой коллектив- это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку...