Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников
статья по теме

Тимоханова Оксана Эдуардовна

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

I

Необходимо отметить, что ребёнок в своём развитии закономерно проходит ряд периодов и этапов от младенческого возраста до взрослого состояния, и каждый период имеет свои особенности. К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается опыт, знания, развивается воображение, что приводит к усложнению содержания игры. Игровые сюжеты отражают непоследовательность проявления событий в реальной жизни, комбинирование, преобразование их соответственно желаниям и намерениям ребёнка.

Важный момент в развитии игровой деятельности детей состоит в том, что с возрастом происходит изменение её сюжета и содержания. Прослеживается движение от игр на бытовые сюжеты к играм, связанным с производственной и общественной жизнью людей. В процессе развития детей игры перестают быть полностью подражательными, и всё более становятся самостоятельными и творческими.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют лини её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру и т.п. Свобода в   реализации  замысла  игры   и  полёт   фантазии   позволяют

дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация. которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребёнка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребёнка приобретает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.

Так, в каждую эпоху происходили серьёзные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбёжки, эвакуацию мирных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полёта Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (стоят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времён и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, - отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.


В зависимости от глубины представлений ребёнка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребёнка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности.(с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребёнком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Игра ребёнка имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Игра предполагает определённый сюжет (например, игра в «дочки-матери»), в ней имеются роли взрослых, которые выполняются (играются) детьми (роль папы, мамы, дочери и т.д.). Перечень сюжетов и играемых детьми ролей, их качественное содержание свидетельствуют об уровне их психического развития.

Д.Б. Эльконин отмечает, что старшие дошкольники играют в более сложные игры, чем их младшие товарищи. Учёный даёт характеристику сюжетно-ролевых игр по основным её параметрам (таблица).

Таблица

Характеристика игры младших и старших дошкольников.

Параметры игры

Младшие (3-5 лет)

Старшие (5-7 лет)

1. Сюжет

Отображение трудовых действий взрослых

+ отражение отношений между людьми

2. Количество ролей

1-2

7-10

3. Правила игры

Не осознаются

Устанавливают сами

4. Игровые действия

Однообразные (1-3)

Много свёрнутых и развёрнутых; жесты и слова

5. Появление новых игровых ситуаций

С помощью взрослых

С помощью взрослых и самостоятельно

6. Объединение игр

Невозможно

Возможно

7. Игровой материал

Использование готовых предметов и игрушек

Готовые и самодельные игрушки, заменяющие в плане воображения

8. Продолжительность

Кратковременные: в 3 - 4 года - от 10 до 15

минут; в 4 - 5 лет - от 40 до 50 минут

Долговременные: несколько часов и даже дней

9. Предварительное планирование

Нет

Есть

Е.В. Зворыгина в своих исследованиях указывает на то, что в первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссёрской игры.

Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные предметы, игрушки. Её содержание составляют действия-манипуляции, которые ребёнок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3 - 4 месяцев младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких шариков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5 - 6 месяцев ребёнку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, цвету, величине. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребёнку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребёнок познаёт её свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребёнка: тянется к погремушке, захватывает её, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела и так далее. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение. Внимание 7 - 8-месячного ребёнка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Малыши овладевают действиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывают мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку или коробку крышкой. Ребёнка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2- 3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребёнка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия.

Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразителъная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач. Перед ребёнком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат. В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата .

В течение второго года жизни ребёнок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить её, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т.п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями. Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

Исследования, проведённые А.П. Усовой и её учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:

Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей (ребёнок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые ещё не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.

Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребёнок сосредоточен на своей игре, умеет её организовывать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

Уровень игр рядом проявляется в том, что двое - трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребёнка складывается понимание, как надо относится к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою). На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.

Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнёров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел ещё неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нём. Кто-то может выйти из игры, что приведёт к её распаду, конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать её. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока ещё не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребёнок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать её и играть долго.

Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединённые дружескими интересами, способными уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия .

Ценность той или иной игры заключается не только в том, как она развивает движение, формирует воображение, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного поведения создаёт, какие качества нравственного порядка активизирует.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в ней ребёнок испытывает внутреннее


субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный внутренний комфорт.