занятия по пластилинографии
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Садовникова Ирина Вячеславовна

 

                                 РИСУЕМ  СКАЗКИ  -  ПЛАСТИЛИНОМ   !!!!!

 

Как интересно рисовать сказки карандашами, красками, фломастерами, но особенно интересно рисовать необычным способом – пластилином.

 Да, да обычным пластилином. Фигуры персонажей, декорации получаются полуобъемные, кажется, вот-вот сойдут со странички и от этих ощущений становится еще сказочнее и интересней.

 Лепкой и рисованием дети занимаются с раннего детства и к старшему возрасту уже знакомы с простейшими приемами работы: раскатывание, сплющивание, примазывание;  знают, как выбирать цвет и от этого принципы новой техники рисования пластилином усваиваются быстрее.

Радость от  успехов вызовет у детей желание фантазировать, работа с пластилином разовьет мелкую моторику и речь, появится желание играть в сказку, придумывать новые окончания сказок, новых персонажей к уже знакомым сказкам, а может даже сочинить новую сказку.

После прочтения сказки или просмотренного мультфильма дети самостоятельно выбирают художественный образ, сюжет, композицию. Они учатся определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы, передавать свои впечатления о прочитанном, определять свое отношение к персонажам, улавливать и изображать настроение и характер образа. Сначала рисование пластилином вызовет трудности: ручки то еще слабые, а размазывать нужно много и слабые пальчики быстро устанут. Поэтому необходимо во время занятий делать физкультминутки или просто перерывы, которые можно использовать для рассматривания иллюстраций к сказке, давая пальчикам отдохнуть. С каждым разом движения руки становятся более уверенными, тем более, что любые недоделки можно легко удалить стекой.

Во время каждой деятельности воспитатель решает не только практические, но и воспитательные задачи, прививает любовь к чтению, всесторонне развивает личность ребенка, его творческие способности. Сказка пробуждает нравственные чувства  и научит общаться с людьми, так как во время этой совместной деятельности мы ведем с малышами непринужденную беседу и трудимся вместе с ними. Конечно, без интеграции разных детских деятельностей здесь не обойтись. Вот такая интересная работа в нетрадиционной технике проходится в нашем детском саду.

 

 

 

Садовникова Ирина Вячеславовна,

воспитатель высшей категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по проекту «Пластилиновая Сказка»

                                                (средняя группа),

                          провела Садовникова Ирина Вячеславовна

ТЕМА:        «ВИННИ  ПУХ»

Цель: Воспитывать художественный вкус, нравственные качества, доброту, дружбу.

 Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

Учить детей рисовать в нетрадиционной технике пластилином по мотивам знакомых мультфильмов, самостоятельно выбирать позу героя и сюжет, придавать персонажам внешние узнаваемые черты, обдумывать декорации сюжета.

Учить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания и размазывания по поверхности основы.

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Предварительная работа:

Просмотр  мультфильма:  Винни Пух.

Чтение книги: Винни Пух и все все все.

Беседа по-прочитанному:  определение характера, пересказ интересных моментов.

Рассматривание иллюстраций в книжке. Сравнение внешнего вида Винни Пуха в русском мультфильме и в английском.

Материал:

Пластилин, стеки, цветной картон, салфетка, игрушка Винни Пух, красный надувной шар.

Ход занятия:

Звучит  песенка Винни Пуха из мультфильма.

Воспитатель обращает на это  внимание детей.

Воспитатель: Ребята, я слышу  какую – то песенку, интересно, кто ее может петь?

Дети: Винни Пух.

Воспитатель: И правда у нас сегодня в гостях Винни Пух герой вашего любимого мультфильма.

 Воспитатель вносит в группу игрушку.

Воспитатель: Смотрите ребята, Винни Пух принес воздушный шарик. Как вы думаете зачем?

Дети отвечают, что, наверное, он на нем полетит за медом.

Воспитатель: А какого цвета шар? Какой формы?

Винни Пух: Ребята, а на красном шарике можно мне за медом полететь?

Дети: Нет, его будет видно. Надо на зеленом лететь или на синем, как тучка.

Винни Пух: Помогите мне слетать за медом.

Воспитатель: Давайте изобразим сцену из мультфильма, где Винни Пух летит на шарике за медом.

Практическая часть:

Воспитатель помогает детям:

- Определить формы тела Винни Пуха:  Голова- круг, тело-овал,

 форма шара по желанию детей, можно круглый, можно овальный.

- Выбрать цвет для Винни Пуха и для шарика.

- Раскатать шар нужной формы, получившийся шарик положить на основу и равномерно нажимая пальчиками расплющить его от середины к краям, получая то голову Винни Пуха, то тело, то шарик.

-Раскатать колбаски нужной длины и толщины и, примазав, получить лапы и веревочку к шарику.

Во время работы рекомендуется сделать физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Руки подняли и покачали –             (плавно покачивать поднятыми вверх

Это деревья в лесу                                                                     руками)

Руки нагнули,        

Кисти встряхнули-                                           (встряхивать руки перед собой)

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,        (Горизонтальные движения руками

 плавно помашем-                                         вверх-вниз)

это к нам птицы летят.

Как они сядут-                                    ( присесть , руки отвести назад)

Тоже покажем-

Крылья сложили назад.

После выполнения работы Винни Пух хвалит всех детей и дарит воздушный шарик детям, спрашивает,  не будут, ли они ссорится, ведь шарик-то один.

Воспитатель и дети заверяют Винни Пуха, что они дружные и воспитатель читает стихотворение З.Александровой:

Подарили нашей Варе шарик с красным петушком,

Ой, какой красивый шарик! Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук.

Улетает легкий шарик высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя: очень жаль ей петушка.

Ребятишки собрались, все кричат и смотрят ввысь.

Подошла к подружке Таня: ну чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем, так давай играть с моим.

Посмотри: цветок на нем, будем с ним играть вдвоем!

Винни Пух прощается с ребятами и обещает еще придти.

А воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Пузырь».



Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по проекту «Пластилиновая сказка»

(Старшая группа),

провела Садовникова Ирина Вячеславовна

Тема:     «Сказка-Репка»

Цель:  Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

 Развивать умения выбирать сюжет или отдельного героя.  В зависимости от характера героя  придавать ему необходимые позы, выражение лица, элементы одежды. Правильно подбирать цвета и оттенки.

Учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) по мотивам русской народной сказки «Репка».         

Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали.

Закреплять умение определять способы и приемы лепки. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

Предварительная работа:

- Чтение  русских народных сказок. Просмотр мультфильма и диафильма «Репка»

- Подготовка и показ младшим детям кукольного  спектакля по сказке «Репка».

- Рассматривание иллюстраций к сказке для уточнения внешнего вида героев сказки.

Материалы:

-Пластилин, стеки, цветной картон, бисер и бусины, салфетки. -              Вылепленная из пластилина куколка-девочка.

Содержание занятия:

Сегодня к нам  в группу пришел очень интересный герой. Сейчас я вам его покажу. Вот он (показываю вылепленную из пластилина девочку).

Как вы думаете, кто это?

Правильно, девочка. Эта девочка пришла к нам из страны Пластилинии. Эта девочка - внучка из сказки «Репка». Посмотрите, какое у нее лицо? Веселое? Нет. Девочка грустная, (далее,  по желанию, воспитатель может говорить от лица девочки) потому что никак не может отгадать загадку, что бы узнать кто же  может им помочь вытащить репку и пришла к вам за помощью.  Она знает, какие дружные ребята живут в этой группе и они всегда всем помогают. Она надеется, что и ей тоже помогут. Поможем ребята?

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка)

Девочка: Так значит, мышка может помочь нам вытащить репку?

Как здорово!  Только как теперь мне попасть обратно в сказку, чтобы порадовать дедушку и бабушку?

Воспитатель: Не переживай и в этом горе ребята тебе помогут, они нарисуют сказку «Репка»  и ты в нее попадешь.

Девочка: Но вы забыли, что я из страны Пластилинии и в нарисованную красками картинку войти не смогу.

Воспитатель: А наши ребята умеют рисовать необычным способом – пластилином. И поэтому смогут тебе помочь.

Практическая часть.

Воспитатель помогает каждому ребенку придумать сюжет( кто то из детей захочет изобразить дедку и бабку, кто-то собачку, кто- то кошку и мышку), подсказывает, как лепятся и вырисовываются из пластилина  различные части тела героев( техника работы у всех одинаковая: раскатывание и   примазывание частей к основе, получая выбранный объект) какие цвета лучше выбрать, приветствует, если дети выбирают коллективную работу, и совместно изображают героев сказки, договариваясь о деталях.

В конце занятия Девочка рассматривает каждую работу, выделяя успехи ребенка, не только творческие, но и нравственные (умение договариваться, уступать), благодарит всех и уходит в сказку.

В процессе работы целесообразно сделать перерыв на физкультминутку,  дать пальчикам детей отдохнуть.



Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по проекту «Пластилиновая сказка»

                                  (подготовительная группа),

                          провела Садовникова Ирина Вячеславовна

Тема: «В поисках клада»

Цель: Вызвать интерес к изображению сказок Пушкина. Формировать умение обследовать натуру, задумывать проект и планировать работу. Продолжать учить детей создавать на цветной основе сюжетные композиции, самостоятельно применяя разные приемы  рисования пластилином. Развивать чувство цвета, подбирать красивые цветосочетания и  пространственное мышление.  Закреплять умения лепить нужные формы, прикладывать и размазывать пальчиком по основе. Развивать воображение, чувство формы, умение размещать объекты в соответствии с их художественными действиями, выделять в композиции главное.  Поощрять инициативу, сообразительность. Самостоятельно выбрать сюжет или отдельного героя.  В зависимости от характера героя  придавать ему необходимые позы, выражение лица, одежды.  Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

Предварительная работа:

- Чтение сказок А.С.Пушкина.

- Рассматривание иллюстраций разных художников, обсуждения одежды, характеров героев.

- Просмотр диафильмов по сказкам Пушкина с остановками и рассматриванием сцен.

- Заучивание отрывков произведений А.С.Пушкина.

Материал:

Пластилин,  цветной картон под основу, стеки, салфетки, иллюстрации к произведениям Пушкина, Конверт, портрет А.С.Пушкина, карта-план группы, сундук, диск с мультфильмами по сказкам  Пушкина.

 ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то у нашей двери я нашла какое-то странное письмо. Кто из вас умеет читать? Прочитайте, что здесь написано? (Детский сад № 9. Детям). Давайте его откроем. Здесь, чей- то портрет и карта. Ребята вы знаете кто это?

Правильно, это знаменитый поэт и сказочник А.С. Пушкин.

А тут еще карта какая- то, наверно, это карта  клада? Вы как думаете?

Тут на карте необычные слова: «Только тот, кто знает мои сказки, сможет найти клад».

 А.С. Пушкин.

Пойдем же скорее и найдем клад, ведь мы с вами много сказок Пушкина знаем.

Дети идут по карте и находят спящего под «дубом» кота. Он спит в обнимку с сундуком. Кот просыпается и шипит.

Кот: Вы зачем сюда пришли?

Воспитатель: Мы пришли за кладом по старинной карте, наверное от самого А.С.Пушкина.

Кот: Да это его карта, я узнаю, но клад вам не отдам, надо еще испытания пройти:

– Кто сказки Пушкина читает,

Загадки быстро отгадает.

1. У царицы злой-презлой

Со6еседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую.

2. Чуть опасность затаится -

Верный страж на тонкой спице

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся.

3. Рыбка непростая

Чешуей сверкает.

Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

4. Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану.

Незамеченным добрался.

А в кого он превращался?

5.Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

6.Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет?

Молодцы все загадки отгадали, а теперь надо эти сказки нарисовать, но в том то и секрет, что необычно, ну не так как все, не карандашами и  не красками.

Воспитатель: Ребята, а  мы с вами  умеем рисовать пластилином, может быть подойдет?

Дети выбирают материал, придумывают сюжет, обдумывают характер и внешний вид героев. А воспитатель помогает правильно построить план работы, приветствует, если дети объединились в коллективы, чтобы создать общую  композицию.( техника работы: раскатывание частей и примазывание к основе создавая выбранный объект, для создания образа моря или неба  подсказать как делается растяжка цвета: отщипываются маленькие кусочки пластилина и размазываются по основе, мазки накладываются один на другой, возможно даже разными оттенками, получая необычный оттенок).

В конце занятия проводится выставка и кот оценивает, выделяя особенности каждой работы, особенно отмечая коллективные работы.

Кот: Мне все очень понравилось и вы все задания выполнили, поэтому забирайте клад. Прощайте, мне пора в страну сказок.

Уходит.

В сундуке диск с мультфильмами по сказкам Пушкина.