Сборник "В помощь педагогу дополнительного образования"
материал по теме

Серяпина Ольга Валентиновна

В сборнике представлены документы, которые окажут практическую помощь педагогам дополнительного образования , заместителям директоров  Центров (Домов) творчества  в организации своей профессиональной деятельности.

 В сборник "В помощь педагогу дополнительного образования" включены:

ПОЛОЖЕНИЕ «О системе единого ведения программно-методической документации педагогов МОУ ДОД ЦДТ"

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования  детей

ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Инструкция по планированию учебного занятия  Центра детского творчества

Рекомендации по анализу учебного занятия МОУ ДОД ЦДТ

Требования к проведению учебного занятия Центра детского творчества

Инструкция по ведению журнала      учета работы объединения      МОУ ДОД «Центр детского творчества"

 Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_dokumentov.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

СБОРНИК

«В помощь

педагогу дополнительного образования»

г. Кирсанов,

2007г.

 

Составитель: О.В. Серяпина, зам. директора по УВР

Материалы рассмотрены  на методическом совете МОУ ДОД ЦДТ, протокол №1 от 05.09.2007г. и утверждены директором МОУ ДОД ЦДТ Шаталиной В.В.

Содержание:  

  1. ПОЛОЖЕНИЕ «О системе единого ведения

Программно-методической документации педагогов

МОУ ДОД ЦДТ ......................................................................4-9

  1. ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования  детей..........10-13

  1. ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении

дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр детского творчества».............................14-15

  1. Инструкция по планированию учебного

занятия  Центра детского творчества....................................16-17

  1. Рекомендации по анализу учебного занятия

МОУ ДОД ЦДТ.......................................................................18

  1. Требования к проведению учебного занятия

Центра детского творчества...................................................19-24

  1. Инструкция по ведению журнала

     учета работы объединения

     МОУ ДОД «Центр детского творчества».............................25-26

8. Список литературы..................................................................27

ПОЛОЖЕНИЕ

О системе единого ведения программно-методической документации педагогов МОУ ДОД ЦДТ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Положение  о системе единого ведения программно-методической документации педагогов дополнительного образования (далее педагогов) подготовлено с целью совершенствования документационного обеспечения образовательного процесса путем повышения эффективности технологии работы с документами.
  2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, составления, оформления, ведения и использования документации.
  3. Ответственность за работу с программно-методическими документами возлагается на заместителя директора по УВР, методистов и педагогов в соответствии с их должностными обязанностями.  

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ПЕДАГОГОВ

   Учебно-воспитательная работа педагогов обеспечивается системой взаимосвязанных программно-методических документов, составляющих их документационную базу.

Состав документационной базы определяется методическим советом МОУ ДОД ЦДТ  и утверждается директором МОУ ДОД ЦДТ.

  1. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПЕДАГОГОВ

  1. Документирование учебно-воспитательной деятельности заключается в фиксации на бумаге или других носителях.

При подготовке и оформлении документов следует соблюдать правила, обеспечивающие:

- юридическую /нормативную/ силу документа;

- оперативное и качественное их исполнение;

- поиск документов;

- качество документов как источника информации.

3.2. Документы должны, как правило, оформляться на листах формата А4. Подобным образом оформляются образовательная программа и программа деятельности на год.

3.3. Состав программно-методической документационной базы педагогов МОУ ДОД ЦДТ составляют: образовательная программа (авторская, модифицированная, типовая, экспериментальная); программа деятельности на год; журнал учета работы объединения.

3.4. Педагоги, работающие по авторской, модифицированной, экспериментальной программам, имеют в наличии оформленный текстовой документ в двух экземплярах и утвержденный методическим советом, руководителем учреждения, после чего они становятся внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательным к исполнению. Один экземпляр документа хранится у педагога, второй – в методическом кабинете.

3.5. Педагоги, работающие по типовым программам, имеют в наличии информационный источник (книгу, журнал и т.д.), ксерокопию информационного источника или оформленный текстовой документ.

3.6. Параллельно с образовательными программами, педагоги осуществляют свою деятельность на основании программы деятельности на год, который оформляется ежегодно и представляется на рассмотрение и утверждение соответствующих органов постоянными педагогами до 1 октября и педагогами – совместителями до 15 октября.

3.7. Журнал учета работы объединения предоставляется на проверку ежемесячно до 15 числа каждого месяца. Проверку и подпись журнала осуществляет зам.директора по УВР в соответствии со своими должностными обязанностями.

3.8. Коррекция программно-методической документации педагогом осуществляется по согласованию с соответствующими органами, ответственными за осуществление программно-методического процесса.

3.9. Разработка и оформление программно-методической документации проводится в соответствии с требованиями, указанными в настоящем Положении.  

3.10. Образовательная программа  должна соответствовать ПРИМЕРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

3.11. Программа деятельности на год включает следующие структурные элементы:

1. титульный лист,

2. анализ работы детского объединения за предыдущий учебный год,

3. пояснительная записка

4. цели и задачи на текущий учебный год ;

5. календарно-тематический план;

6. внеучебная деятельность;

7. методическая работа.

3.11.1. Титульный лист

Указывается:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена программа деятельности;

- Ф.И.О. педагога дополнительного образования;

- название объединения;

-учебный год;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется  

  программа деятельности.

3.11.2. Анализ работы детского объединения за предыдущий учебный год

Должны быть представлены :

  1. статистический и иной материал о работе в течение учебного года: количество воспитанников и учебных групп (в целом и по годам обучения), участие детского коллектива в массовых мероприятиях учреждения, города, области и т.д., результаты участия детей в конкурсах разного уровня, тематика и формы воспитательно- развивающих мероприятий детского объединения;
  2. особенности содержания учебной деятельности в конкретном учебном году (какие были внесены коррективы в образовательную программу и в связи с чем, какие тематические программы и проекты нашли свое отражение в учебном процессе, и др.);
  3. результативность учебного процесса, сроки и формы выявления результатов обучения, степень освоения образовательной программы воспитанниками;
  4. общие позитивные тенденции и результаты деятельности детского объединения в данном учебном году, проблемы и недостатки в работе с детьми, а также анализ их причин;
  5. общие выводы и перспективы работы детского объединения на следующий учебный  год.

3.11.3. Пояснительная записка.

1) общая характеристика детского объединения

►с какого года оно действует,

►количество воспитанников по итогам комплектования в начале учебного года (всего, по годам обучения, возрасту (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст), полу);

►уровень подготовленности детей на начало учебного года (для детей первого года обучения по итогам первичной диагностики, а для остальных – по итогам повторения изученного в прошлом году учебного материала);

►обоснование небольшой корректировки (в случае необходимости) образовательной программы с учетом возможностей конкретных детей, включенных в состав детского объединения на предстоящий учебный год;

2) источники планирования: образовательная программа детского объединения, план работы МОУ ДОД ЦДТ на учебный год, положения о творческих конкурсах, соревнованиях и турнирах и график их проведения;

3) особенности учебного года (ссылки на тематические программы и проекты, реализуемые в данном учебном году, памятные даты) с обязательным указанием на то, как они будут отражены в работе с детьми.

 

3.11.4. Цели и задачи на текущий учебный год

Планируются в соответствии с образовательной программой и перспективами, определенными по итогам анализа работы детского объединения за предыдущий учебный год.

3.11.5. Календарно-тематический план

  Как правило, эта часть плана оформляется в виде таблицы .

Предлагается два варианта для разных типов детских объединений.

Первый вариант - (традиционный)- для тех объединений дополнительного образования, в которых содержание учебной деятельности изучается последовательно и имеет более или менее определенное время для изучения каждой темы образовательной программы (объединения декоративно-прикладного технического, технического, социально-педагогического и др.).

п/п

Дата

Назва-ние темы

Общее кол-во

часов

Теоретические

знания

часы

Практические знания

часы

Формы и методы проведения, средства обучения

    Графы «Теоретические знания» и «Практические знания» заполняются на основании образовательной программы и отражают ее  изучение в течение данного учебного года.

   Необходимо также предусмотреть (в организации практических занятий) подготовку и участие в массовых мероприятиях учреждения, конкурсных мероприятиях разных уровней, и не упустить подготовку и проведение итоговых занятий детского объединения.

     В графе «Формы и методы проведения, средства обучения» указываются  также те дидактические пособия, которые используются педагогом при изучении каждой темы; ТСО; необходимый для работы материал.

В конце  плана дается список используемой литературы.

   Второй вариант рекомендован для объединений , изучающих учебные темы параллельно: музыкальных, хореографических, спортивных и др.

   

Название тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тема №1

теория

практика

Тема №2

теория

практика

  3.11.6.Внеучебная деятельность

(Массовые мероприятия учебного, воспитательно-развивающего характера и др.)

№п/п

Вид мероприятия

Месяц

  Работа с родителями :

► родительские собрания ( тема, дата),

►консультации (тема, дата) и другое.

3.11.7. Личный творческий план педагога

 Методическая работа

Педагог планирует различные виды методической деятельности, в том числе и по самообразованию.

Работа педагога по самообразованию включает в себя:

► тему, которая должна отражать личностно-профессиональную проблему  самообразования педагога;

►цель работы по самообразованию;

►содержание деятельности по самообразованию, а именно:

♦ изучение литературы по проблеме,

♦ изучение состояния проблемы на практике;

♦ проектирование собственной деятельности (знания, способы их достижения, профессиональные умения и т.п.),

♦ экспериментальная апробация собственных проектов;

♦ разработка методических рекомендаций, представление результатов по самообразованию и т.п.

План работы над темой по самообразованию можно построить в виде схемы (схема 1)

СХЕМА 1

№п/п

Виды работ над реализацией темы

Дата

Где рассматриваются результаты

Виды методической работы

►Разработка основной учебно-методической документации.

►Подготовка к проведению учебных занятий.

►Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов.

► Разработка и внедрение дидактических материалов.

►Подборка  материал из опыта работы.

►Оформление материала из опыта работы.

►Составление рекомендации.

►Разработка по методике процесса обучения (программы, пособия).

►Разработка по организации образовательного процесса (положения, планы).

►Составление и систематизация методического материала.

►Составление и систематизация информационного материала.

►Разработка основной учебная документация.

►Разработка и подготовка к изданию методических материалов.

►Разработка раздаточных материалов для обучающихся.

►Разработка сценарий массовых дел.

►Проведение открытых занятий.

►Изготовление наглядных пособий.

►Подготовка выставочных экспозиций.

►Другие виды методической работы.

Повышение своей квалификации: виды повышения квалификации (курсы, семинары, конференции, самостоятельная работа и т.д.) и сроки;

 Участие в работе ЦДТ: заседания, педагогические советы, общественная  и другая работа;

Научно-исследовательская, экспериментальная работа (наименование, цель, сроки);

Работа со спонсорами, общественностью.

 

   4. Порядок утверждения программно-методических документов

внутри учреждения

4.1.Утверждение программно-методической документации педагогов – фиксация факта создания данной документации педагогом в учреждении.

4.2.Утверждению подлежат все оговоренные в настоящем Положении документы.

4.3.Документы утверждаются 1 раз – образовательная программа ( при внесении изменений – повторно), и ежегодно - программа деятельности,  после рассмотрения  педагогическим или методическим советами МОУ ДОД ЦДТ.

4.4.Утверждение программно-методической документации осуществляется директором.  

5.Контроль исполнения программно-методических документов

    Целью контроля является обеспечение своевременного и качественного исполнения действий, зафиксированных в программно-методических документах. Контролю подлежат все утвержденные документы. Контроль над исполнением документов возлагается на указанные лица приказом директора в соответствии с их должностными обязанностями, номенклатурой дел  в МОУ ДОД ЦДТ.

Приложение к письму

Департамента молодежной

политики, воспитания и

социальной поддержки детей

Минобрнауки России

от 11.12.2006 № 06-1844

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г.         № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно:

соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- Ф.И.О.,  должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется  дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной  программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной  образовательной программы;

- сроки  реализации  дополнительной  образовательной  программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного  образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о детском объединении

дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

I.раздел. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

▲ Полное название детского объединения и его статус.

▲ Его назначение.

▲ Цели деятельности.

▲ Задачи деятельности.

II. раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

▲ Правила приема в детское учреждение.

▲ Сроки и этапы обучения.

▲ Количество учебных часов в неделю как основных, так и дополнительных занятий, других форм  учебной работы.

▲ Требования к одежде воспитанников на учебных занятиях.

▲ Требования к индивидуальному оснащению ребенка на занятии (что он должен приносить с собой).

▲ Правила для воспитанников детского объединения.

▲ Правила для родителей воспитанников детского объединения.

▲ Вопросы материального (финансового) обеспечения деятельности детского объединения (источник основного финансирования, денежные взносы родителей – как определяется их форма, порядок сбора денежных средств, расходование и отчетность).

▲ Правила выдачи (если это предусмотрено) воспитанникам сертификата по окончании обучения в детском объединении.

III. раздел. Организация учебно-воспитательного процесса

детского объединения

▲Учебная деятельность (отдельно по каждому году или этапу обучения):

- содержание учебной работы (основные теоретические знания и практические умения и навыки);

-основные формы обучения ( в условиях учреждения и выездные формы работы, массовые мероприятия учебного характера);

- формы и сроки итоговых занятий.

▲Воспитывающая деятельность (также отдельно по каждому году или этапу обучения):

- основные подходы к содержанию (т.е. чему будет уделяться приоритетное внимание),

-основные формы массовых воспитательно-развивающих мероприятий.  

ПОЯСНЕНИЕ

     В комплект  документации педагога дополнительного образования может быть включено ПОЛОЖЕНИЕ о детском объединении дополнительного образования, если организация его деятельности имеет особенности и, соответственно, требует специального документального обеспечения.

    Положение о детском объединении является административным документом, в котором фиксируются те основные организационные  и административно-управленческие аспекты его деятельности, которые не включаются в образовательную программу:

- его статус (возможные варианты: входит в структуру учреждения дополнительного образования детей, является филиалом учреждения дополнительного образования детей на базе другого образовательного учреждения.),

- его педагогическое назначение (т.е. зачем оно создано),

- цели и задачи деятельности детского творческого коллектива,

- вопросы организации его работы: период и этапы обучения, формы обучения, количество часов занятий  в неделю (основных и дополнительных), правила приема в детское объединение, требования к воспитанникам (к одежде, к индивидуальному оснащению, к поведению и т.д.), правила для родителей воспитанников,

- финансовые вопросы деятельности детского объединения,

- возможность выдачи воспитанникам сертификата по окончании обучения в детском объединении,

- основные подходы к содержанию и методике образовательного процесса детского объединения (основное содержание учебной деятельности на каждом году (или этапе)  обучения, формы учебной деятельности, формы итогового занятия, формы воспитательной работы и т.д.).

 

Инструкция

по планированию

учебного занятия

Центра детского творчества

г. Кирсанова  

      При планировании учебного занятия необходимо учитывать основные этапы учебного занятия:

  1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
  2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
  3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования.
  4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, на перенос в сходную ситуацию, творческого характера.
  5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем помогают:

►подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей – на доступном для них уровне, на пределе  их возможностей и в приемлемом темпе;

►четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;

►установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

►обязательная организация «обратной связи», которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

►создание оптимальных  условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и ответить на следующие вопросы:

  1. Какие цели должны быть достигнуты при изучении данной темы (новые знания, умения, навыки)?
  2. Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?
  3. Какую роль  играет данная тема в учебном курсе?
  4. Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате темы?
  5. Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?  

Основные требования к построению современных учебных занятий:

►создание и поддержание высокого уровня  познавательного интереса и активности детей;

►целесообразное расходование времени занятия;

►применение  разнообразных методов и средств обучения;

►высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

►практическая значимость полученных знаний и умений.

Рекомендации

по анализу

учебного занятия

МОУ ДОД ЦДТ

Анализ учебного занятия  проводится по следующей форме:  

Содержание компонентов анализа

Оценивание компонентов анализа

«+»-высокий уровень,

«+  −» -средний уровень,

«−»- низкий уровень

Ф.И.О. педагога

Дата занятия

Целостность целеполагания:

● наличие обучающих, развивающих,

воспитательных задач;

● чёткость постановки задач

Содержательный аспект занятия:

● соответствие темы образовательной программе (календарно-тематическому плану)

● логика построения занятия

● соответствие содержания форме занятия

● оптимальность объема учебного материала

Методический аспект занятия:

● готовность помещения, рабочего места

● наличие наглядного материала

● наличие ТС обучения

● разнообразие методов и приемов обучения

Управленческий аспект:

● дифференциация заданий

● индивидуализация заданий

Коммуникативный аспект:

● взаимоотношение : педагог - ребенок

● взамоотношение:  ребенок - ребенок

Организационный аспект:

● наличие микроэтапов занятия

● логичность завершения каждого этапа

Аналитико-синтетический аспект:

● включенность детей в совместный анализ

● результативность занятия

 

Требования

к проведению учебного занятия

Центра детского творчества

г. Кирсанова  

       Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим  требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  1. Педагог должен сформулировать тему, задачи  занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
  2. На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
  3. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
  4. Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
  5. Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом  возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:  

Дошкольный и младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Беседа с игровыми элементами

Лекция

Проблемная лекция

Сказка

Учебная игра

Пресс-конференция

Сюжетно-ролевая игра

Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа)

Игра-путешествие

Конкурс (КВН)

Семинар

Игра-имитация

Заочная экскурсия

Тематическая дискуссия

Соревнования, состязания и др.

Тематические  задания по подгруппам

Групповая консультация

Защита творческой работы

Деловая игра: презентация (вида деятельности, выставки т.п.)

   

  ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплексное планирование

задач учебного занятия

(по М. Поташнику)

     Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  1. Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

- обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

- обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления)

или

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения...

2. Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление,

или

- создать условия для развития...

или

- способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания (импатии)), развитию мимики ребенка

или

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность),

или

- способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

  1. Воспитательные задачи.  

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.  

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей 
(авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)

Обучающие задачи

(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).

     Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

 

Воспитательные задачи  

(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)

Возраст

Действие

Качества

младший школьный возраст

воспитывать

Любовь к малой родине:

● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу

Доброжелательное отношение к окружающим:

●соблюдение правил этикета,

●доброжелательность,

● дружелюбие,

●готовность сотрудничать,

●вежливость

Умение заботиться:

●доброту,

●искренность,

●чуткость,

●общительность,

●стремление помочь,

●отзывчивость

формировать

Положительную самооценку

Потребность в самоорганизации:

●аккуратность,

●бережливость,

●трудолюбие,

●сдержанность,

●основы самоконтроля,

●скромность,

●самостоятельность,

●умение доводить начатое дело до конца,

●настойчивость,

●выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

●умение видеть прекрасное,

●гигиенические знания и умения,

●оптимизм,

●доброжелательное отношение к труду,

●культура труда.

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

интерес  к общественной жизни,

 стремление помогать ,

● патриотизм,

● активную жизненную позицию,

● критичность,

● оптимизм,

● общественную активность,

● чувство долга,

● предприимчивость

Формировать

Положительную «Я-концепцию»:

● умение аргументировать свою позицию,

● положительную самооценку,

● самокритичность,

● оптимизм,

● уверенность в себе,

● лидерские качества,

● умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

● ответственность,

● самоконтроль,

●рассудительность,

● тактичность,

● терпимость,

●самостоятельность,

● умение адаптироваться к новым условиям,

● умение прогнозировать собственную деятельность,

● умение организовать свою деятельность и анализировать её

Потребность в здоровом образе жизни:

● разнообразие интересов,

● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

старшеклассники

формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

● уважительное отношение к людям,

● общественную активность,

● интерес к культуре и истории России,

● стремление принести пользу обществу,

● понимание личного и общественного значения труда,

● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),

● потребность к самопознанию,

● умение ставить цели и реализовывать их,

● осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

●умение идти на компромисс,

● тактичность,

● терпимость,

●толерантность,

●умение доказать свою точку зрения,

●умение выходить из конфликтных ситуаций,

● знание этики семейных отношений,

● умение организовать культурный досуг

способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),

● самовоспитанию,

● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,

● формированию профессионально важных качеств личности,

● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

(направлены на развитие познавательного интереса,  способностей и задатков ребенка)

Возраст воспитанников

Примеры формулировки развивающих задач

Младший школьный возраст

● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,

● развивать эмоциональную сферу,

● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на  себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),

● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,

● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,

● развивать эстетические чувства

Подростки

● развивать самосознание,

● развивать интерес к познавательной деятельности,

● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,

● развивать творческие способности,

● формировать способы социального взаимодействия,

● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

● развивать  познавательные и профессиональные интересы,

● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,

● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),

● развивать самосознание,

● развивать творческие способности

Общие требования к постановке задач занятия:

● задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,

●задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,

●задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,

●задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,

● формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),

 ●задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),

● в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

     Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников. (Смотри журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2006, стр.29)

Инструкция

по  ведению журнала

учета работы объединения  

МОУ ДОД «Центр детского творчества»

г. Кирсанова  

  1. «Журнал учета работы объединения  в системе дополнительного образования детей» является государственным  учетным, финансовым документом, его обязан вести каждый руководитель объединения.
  2. Журнал сдается на подпись заместителя директора по УВР до 15 числа каждого месяца.
  3. Журнал заполняется ручкой черного или синего цвета, аккуратно, без исправлений.
  4. На первой странице журнала руководитель объединения записывает название объединения, расписание, фамилию, имя, отчество руководителя (полностью). Изменения расписания, утвержденные директором в течение учебного года, вносятся в графу «Изменения расписания». Для педагогов, проводящих индивидуальные занятия, на первой странице журнала вклеивается график индивидуальных занятий.
  5. В течение сентября обязательно заполняются страницы журнала «Список обучающихся в объединении» (графы: фамилия, имя, год рождения, класс, школа, домашний адрес, телефон,). Дополнительные сведения могут быть аккуратно внесены в незаполненные графы. В случае выбытия воспитанника заполняется графа «Когда и почему выбыл». Вновь принятые вносятся в «Список обучающихся в объединении» с указанием даты вступления в объединение. Если с одной группой воспитанников работают несколько педагогов, сведения о воспитанниках заносятся в журнал основного педагога. В журналах объединений спортивного(кроме шахматного) и танцевального профилей к сведениям о воспитанниках прикладываются обязательные медицинские  справки, разрешающие каждому воспитаннику занятия в данном объединении.
  6. Страницы «Учет посещаемости и работы объединения» заполняются в течение месяца (на каждый месяц заполняются  отдельные страницы). Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. В дни проведения занятий отмечают отсутствующих: не явившихся – буквой «н», больных – буквой «б». В разделе «Содержание занятий» записи должны соответствовать по теме календарно-тематическому плану на год и должны быть достаточно конкретными. Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий с данной группой. В группах, в которых совместно с педагогом работает концертмейстер, обязательно проставляются часы, отработанные  концертмейстером. Обязательна подпись о выработке часов за каждый день занятий как педагога, так и концертмейстера.
  7. В случае болезни или учебного отпуска педагога, разрешенного приказом отпуска без сохранения содержания, делается соответствующая запись в журнале. Часы в таких случаях в журнале не проставляются. Если занятия проводит другой педагог по приказу директора ЦДТ, в связи с болезнью основного педагога, то проставляются часы, подпись проводившего. Праздничные дни также отмечаются соответствующей записью в журнале без проставления часов.  
  8.     Если педагог проводит индивидуальные занятия с воспитанниками по постоянному графику (например, занятия фортепиано, флейтой и пр.), в журнале делается запись «Работа по индивидуальному плану», а конкретная тематика занятий с воспитанниками отражается в индивидуальных планах и дневниках. Если индивидуальные занятия проводятся по конкретным общим темам и на них приглашаются отдельные воспитанники без постоянного графика, в журнале записывается тема индивидуальных занятий и отмечаются приглашенные воспитанники.
  9.   В течение учебного года педагог должен регулярно заполнять страницы «Учет массовой работы» и «Творческие достижения обучающихся».
  10.     Учет работы, проводимой педагогом по подготовке и проведению массовых мероприятий, ведется на последней странице журнала с указанием даты и содержания деятельности. В конце учебного года до 1 июня журнал сдается в учебную часть  для сохранения в архиве Центра творчества.

 

Список литературы.  

  1. Авдеева Е.В., Метелева Е.Г., Новоселова Н.Б. Конструирование задач учебного занятия./Дополнительное образование и воспитание, №3, 2006.
  2. Буйлова Л.Н. Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования./ Дополнительное образование и воспитание, №10, 2006.
  3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.-М.: Школьная пресса, 2006.
  4. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба.- Ростов – на - Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
  5. Советы по планированию деятельности педагога дополнительного образования. Тамбовский областной Дворец творчества детей и юношества, БИП -2, Сентябрь-98.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи...

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа

Представленная  программа направлена на развитие  научно-технического и творческого по­тенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования МБУДО ДДТ, воспитателям ДОУ «КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ»

Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образованияМБУДО ДДТ, воспитателям  ДОУ «КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТРИЗ С ДЕТЬМИ»...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Статья педагога дополнительного образования ;"Поддержание физического здоровья и профилактика различных заболеваний при помощи аквааэробики".

Статья: для чего нужно заниматься аквааробикой? Для поддержаия физического здоровья и профилактику различных заболеваний....