Программа группы "Вместе с мамой" для детей от 8 м. до 3 лет. работающей с использованием Монтессори методом.
рабочая программа на тему

Богданова Вера Геннадьевна

Монтессори метод уже достаточно известен всем. Кто то берет все в целом, кто то только основу.  Самое главное подобрать под себя и использовать лучшее. Но сначало надо узнать глубже ее основу. Изучайте. Применяйте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА
ГРУППЫ «ВМЕСТЕ С МАМОЙ»
для детей от 8 мес. до 3 лет,
работающей с использованием Монтессори - метода.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
1. Универсальными законами развития являются:
1.
наличие базисных человеческих потребностей,
2. возрастная периодизация развития,
3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,
4. сензитивная периодизация развития.
Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II. Индивидуальными особенностями являются:
1. характеристики темперамента,
2. способности,
3. состояние здоровья,
4. темпы соматического развития, формирования ЦНС
I. Универсальные законы развития.
1.
У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:
- В пище, тепле, сне
- В безопасности                                                                                                                                                        - В принятии и принадлежности
- В уважении
- В самореализации.
2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами
возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.
3.
Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм
познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
4. Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев
-
0-6 лет - период развития речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы. 2,5 - 3 года — наивысшая точка: ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением.
-
0-5,5 - лет период сенсорного развития, утончения восприятия, органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. « Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» - говорит Монтессори.
-
1-4,5 - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка — движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки, действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.
-
1,5-3 лет - период восприятия порядка. 2-2,5 года — наивысшая  точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия, для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в
безопасности)
-
1,8-3,5 лет - период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза.
-
2-6 лет - период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.
11. Индивидуальные особенности ребенка.
1.
Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:                                                                   - активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).
- преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)
- преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)
- эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)
- гибкость - отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)
Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.
З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.
4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

III. Средства образования.
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
1.
Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитьтвать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мира. Для создания такой среды используется Монтессори - материал и другие специально подобранные предметы и пособия. Существуют определенные требования к материалу: он должен быть автодидактичен, иметь точный алгоритм действия и возможность самоконтроля, отвечать эстетическим и экологическим требованиям. Все оборудование должно быть абсолютно доступным для ребенка. Основные составляющие среды расположены на уровне до 80 см. от пола. Сочетание универсальных законов, индивидуальных особенностей ребенка и окружающей среды дает каждый раз неповторимую, уникальную картину развития личности.
2. Педагог (обучающий взрослый). Частью социальной среды, окружающей ребенка, являются взрослые. У взрослого в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия ребенка таким, какой он есть, взрослый является еще и посредником между ребенком и его окружением. Когда ребенок осознает себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» — вот чего ждет ребенок от взрослого, и именно в этом мы видим роль взрослых в Монтессори — группе. В группе «Вместе с мамой» в роли педагога для ребенка выступает не только подготовленный Монтессори — учитель, но и мама (или другой близкий родственник).
З. Выступая в роли педагога, взрослый должен учитывать, что
механизмы научения также достаточно универсальны. Можно выделить четыре ступени по степени эффективности:
- операциональное научение
- научение через наблюдение
- научение в процессе совместно - разделенной деятельности
- научение через самостоятельную деятельность
4. Основной формой
деятельности ребенка в Монтессори-группе
является свободная работа, принципы которой будут описаны ниже.
В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
Зная эти законы и особенности, взрослый может создать условия, в которых ребенок может действовать спонтанно и произвольно, осуществляя переход от действия к деятельности, развивая мышление, память, волю, органы чувств, крупную и мелкую моторику, получая знания и опыт. Присутствие в разновозрастной группе других детей позволяет получить опыт и навык социального общения, наблюдения за действиями других, понимания общих правил.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГРУППЫ.
Данная программа предполагает нахождение ребенка до 3 лет в группе вместе с мамой. Для ребенка очень важно мамино присутствие и ее моральная поддержка. А мамы учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога и через некоторое время сами замечательно помогают новеньким влиться в группу, принять ее правила, освоить развивающую среду.
1. Организационные ПРИНЦИПЫ ГРУППЫ.
1. Создание развивающей и автодидактической среды, которая включает в себя
а) помещение, оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций, эстетических требований.
б) Монтессори - материал для детей 0-3 лет.
в) Разновозрастную группу детей от 8 мес. до 3 лет.
г) Подготовленных родителей
д) Подготовленного педагога.
2. Организация свободной работы, обеспечивающей для ребенка а) свободу выбора материала, б) свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом
в) свободу выбора места для работы с переносным материалом
г) свободу выбора партнера или партнеров
д) свободу общения с учителем, другими детьми и взрослыми
3. Соблюдение правила: «Пользуйся всеми свободами, но
не мешай другим»
4. Поддержание порядка в среде.
5. Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.

СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ 0-3 ЛЕТ
включает в себя следующие блоки:
1. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности
2. Зона сенсорного развития
3. Зона упражнений с сыпучими материалами
4
. Зона упражнений с водой
5. Зона продуктивной  изодеятельности
6. Зона развития речи.
2
. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности.

Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план. Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, цвета, формы, шероховатости и т.д.). Здесь же ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда. Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.

Оборудование и материалы:                                                                                                                                      1. Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости
2. Скаты для шариков
3. Мешок с песком для перетяжки через блок.
4.Коробочка с выдвижным шкафчиком
5 .Коробочка с цветными колышками
5.Диски на вертикальном штырьке                                                                                                                    6. диски на горизонтальном штырьке                                                                                               7.Возвращающиеся кольца                                                                                                                                                                 8 Скользящие кольца
9.Банка с шариками
10 .Мягкие развивающие игрушки
11.Модуль для введения понятия «такой же» (тактильный)
12 .Модуль развития запястья (движение по прорези)
13. По-разному открывающиеся коробочки с предметами
14 Рамки с  различными застежками      

Ожидаемые результаты:

Умения

Навыки

Потребности

• Выполняет вращательные движения рукой в вертикальной плоскости           • Выполняет одновременные вращательные движения правой и левой рукой по разным радиусам                      • Умеет ловить и бросать мяч                                          • Перетягивает груз через блок                                           • Пускает предметы в
отверстие                              
• расстегивает и застегивает рамки с застежками                 • Нанизывает диски на
вертикальные и
горизонтальные штырьки        • Наблюдение за движущимся предметом (шариком)                                 • Манипулирует
выдвижными ящичками                

• Установление причинно- следственных связей              • Наблюдает за
движущимися предметами
• Освоение алгоритма деятельности                            • Координация работы руки и глаза                                          • Координация работы ног и глаза                                         • Работа с партнером — установление очередности действия                                   • Предвидение результата собственных действий

• Потребность в завершенности процесса

• Потребность в выборе материала

• Потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка

• Потребность в усложнении задачи

• Потребность в социальном взаимодействии

3. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до
5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития.
Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
- Развивает наблюдательность
- Готовит к реальной жизни
- Позитивно влияет на эстетическое чувство
- Является основой для развития воображения
- Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).                                                                                                                                            - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно — познавательной деятельности                                                                                                                                                    - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов                                                                                         - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности                                                                    - влияет на расширение словарного запаса ребенка                                                                                             - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Как и в других зонах, ребенок сам выбирает материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.

Оборудование и материалы:                                                                                                                                        1. Открытые полки для материала                                                                                                                                             2. Индивидуальные рабочие коврики                                                                                                                         3. Рабочий столик                                                                                                                                                        4. Сенсорный модуль с геометрическими телами                                                                                                      5. Коробочки с цилиндрами                                                                                                                                  6. Цветные кубики                                                                                                                                                      7. Блоки цилиндров                                                                                                                                                    8. Розовая башня из пяти кубов                                                                                                                                        9. Коричневая лестница из пяти призм                                                                                                                             10. Вкладывающиеся коробочки                                                                                                                                          11. Матрешка - пятерка не раскрашенная                                                                                                        12.Набор вкладок круг, квадрат, треугольник                                                                                                      13.Набор вкладок с предметами разной формы                                                                                           14.Коробки с цветными табличками                                                                                            15Пирамидка                                                                                                                                                           16.Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке                                                                       17.Простая мозаика                                                                                                                                                  18. Лото                                                                                                                        
19.Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные)
20.Игрушки с контролем по форме и по цвету.
21.Сортировка камушков и шариков по цвету в баночки .
22.Сортировка мелких предметов (например, деревянных грибков разной формы)
23.Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью среднего пинцета                                            24. музыкальные инструменты                                                                                                      

Ожидаемые результаты:

Умения

Навыки

Потребности

• различает предметы по форме                                          • различает предметы по величине                                        • распознает плоские геометрические фигуры                  • сопоставляет фигуры с проекциями                                 • распознает основные цвета                                                     • различает звуки по громкости                                          • различает звуки по высоте

• ношение предметов                    • осуществление последовательного построения                                     • подбор соответствия                 • подбор пар                                    • алгоритмизация деятельности                                      • сравнение по определенному параметру

• работа по памяти

• сформированная потребность в выборе материала                                   • сформированная потребность в завершении работы                                             • потребность с помощью контроля, заложенного в материале, проверить и оценить свои действия.

4. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Ребенок в возрасте 1,5 — 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез. Этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. У детей 1,5 – 3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:

а) Чувствительность пальцев

обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость — мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.

в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.

г) двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.

Мы выделяем сыпучие материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными материалами и т.д.

Оборудование и материалы (упражнения)

1. Сортировка природного материала

2. Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие

З. Пересыпание из кувшинчика в кувшинчик

4. Пересыпание ложкой

5. Просеивание

б. Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками

7. Перекладывание ложкой

8. Забивание гвоздиков и цветных шаров

Ожидаемые результаты:

Умения

навыки

Потребности

• Умеет совершать

различные виды предметной деятельности:

• пересыпание                              • перекладывание                   • сортировку                             • опускание и проталкивание предмета в отверстие                                     • использует инструменты: пинцет, ложку, молоточек и т.д.

• координированная работа руки и глаза                              • координированная работа обеих рук

• осуществление «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев                                        • точные движения кисти

• воспроизведение

алгоритма сложных действий                                      • манипуляция мелкими предметами с помощью пальцев

• Поддержание порядка

• Использование предметов по назначению

• Соблюдение

точности в действиях

• Наблюдение за процессом работы                                   • Завершение работы

• Выбор материала

5. ЗОНА УПРАЖНЕНИЙ С ВОДОЙ

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки — пролитая вода — и простой способ ее устранения — протирание подноса, стола или пола. Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы — взрослым. Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.

Оборудование и материалы:

1. Клеенчатые фартуки.

2. Полотенца для рук.

З. Полки-столики для размещения материала.

4. Подносы для размещения материала.

7. Набор сосудов разных форм для переливания воды.

8. два тазика и половник для переливания воды.

9. двойная миска и резиновая груша для переливания воды.

10.две миски и губка на подносе для переноса воды.

11 .Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.

Ожидаемые результаты:

Умения

Навыки

Потребности

Совершать виды деятельности:                              -Переливать из одного сосуда в другой                            -Использовать для переливания различные инструменты: грушу, большую пипетку, губку, половик                                       - Вылавливать плавающие предметы с помощью сита                               -Вытирать пол, поднос, стол                                           -Вытирать руки                        -Сбивать пену венчиком

- Зрительный контроль ошибок.                                            - Координированная работа обеих рук                                      - Координированная работа руки и глаза                             - Ношение сосудов с водой             - Освоение сложных алгоритмов деятельности      -Получение знаний о свойствах предметов и материалов через деятельность и чувственный опыт

- Поддержания порядка

-Самостоятельной деятельности

- Сформированная потребность в выборе материала

- Сформированная потребность в усложнении задач

6. Зона продуктивной изодеятельности

Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет. Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулем, а позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу – к чувствованию» (М.Мантесори).

Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двум-трем годам ребенок может уже начать собственно изобразительный этап, который характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент особенно важна готовность руки. Иначе образ не находит воплощения. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть  мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник. Способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

Оборудование и материалы:

  1. Стол для коллективных работ.
  2. Выставка работ
  3. Цветные восковые мелки
  4. Цветные карандаши
  5. Деревянные овощи с липучками ( для резания)
  6. Природные материалы.
  7. Соленое тесто
  8. Пальчиковые краски

Ожидаемые результаты

Умения

Навыки

Потребности

- Оставлять след в виде линии и кругов

- Создавать цветные пятна

- Раскатывать колбаски и шарики из теста

-Приводить в порядок инструменты и рабочее место

- Составлять простейшие композиции

- Различать цвета

- Заполнять вырезанный из бумаги контур

- Рисовать узнаваемые образы

- Работать с предметами, оставляющими след: карандаши, мелки

-Использовать пальчиковые краски

- Получение первичных знаний о свойствах художественных материалов через действие с ними

- Заполнять рисунком все предоставленное пространство

-Рассматривать изображение

-Сформированная потребность в завершении и оформлении работы

- Потребность в общении с другими членам группы

7. Зона развития речи

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок проходит огромный путь в освоении родного языка. Если при рождении он только отличает человеческую речь, то к 3 годам может общаться на языке, правильно строя простые предложения, употребляя предлоги. Согласовывая грамматические формы, имея внушительный словарный запас. Этот феномен объясняется именно наличием у ребенка впитывающего мышления и языковой среды, в которой он находится.

В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до 3 лет происходит лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий. Одновременно она должна давать возможность спонтанной деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка. Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.

Оборудование и материалы:

  1. Все предметы окружающей среды.
  2. Материал для сопоставления предмета и изображения
  3. Книги
  4. Набор муляжей овощей и фруктов
  5. Наборы фигурок животных
  6. Карточки животных «Мама-папа-детеныш»
  7. Бусы деревянные крупные для нанизывания на шнурок
  8. Колбы с бусинами
  9. Мелкая мозаика
  10. пальчиковые куклы

Ожидаемые результаты:

Знания

Умения

Навыки

Потребности

Знание названий окружающих предметов            Знание названий овощей, фруктов, цветов, ягод, деревьев(по 5-6) Название классов животных (по 4-5) Название насекомых, птиц, зверей (по4-5)  Названия детенышей животных (по 5-6)  Названия геометрических фигур       Названия основных цветов

Подобрать обобщающее слово Выделить и назвать признаки предметов Произносить звуки и звукосочетания родного языка

Говорить предложениями Использовать предлоги Производить  согласование времени и числа

Сформированная потребность в общении  Потребность в самовыражении с помощью речи   Потребность в систематизации новых знаний и понятий            Потребность решать свои проблемы с помощью речи

 «КРУГИ» В ГРУППЕ
Каждое занятие в группе «Вместе с мамой» включает в себя короткие
(5- 10 минут) коллективные занятия — «круги». Их содержанием могут быть:
ритуалы приветствия, короткие детские песенки, пальчиковые игры, сказки с персонажами кукольного театра, музицирование с использованием простых музыкальных инструментов — колокольчиков, ритмических палочек, ложек, бубнов, металлофонов и т.п. В работе кругов обязательно принимают участие мамы и, глядя на них, дети.

Особенность организации педагогического процесса в методике Монтессори в том, что центр тяжести активности смещается с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога, он активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной деятельности, отталкиваясь от индивидуальных интересов и побуждений. Он занимается с материалом, которые сам выбирает, сам определяет место и длительность работы с ним.
Какова же роль монтессори-педагога? Он становится коллегой, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.

Прежде всего, монтессори-педагог создает пространственно-предметную среду, направленную на развитие детей, а также заботится о поддержании порядка в ней: следит за тем, чтобы материалы после завершения упражнений были положены на место. В поддержании порядка участвуют и сами детишки, приучаясь к аккуратности.

Педагог демонстрирует родителям и детям монтессори-материалы, рассказывает, как с ним нужно обращаться. Это, пожалуй, наиболее знакомая всем задача педагога. В методике Монтессори это называется презентация.

А что должен делать педагог, после того как все объяснил? Контролировать выполнение заданий и исправлять ошибки, скажете вы. И не угадаете! Только не монтессори-педагог! В монтессори-материалах заложена возможность самостоятельного контроля ошибок, и монтессори-педагог, демонстрируя материал детям и родителям, рассказывает, как можно проверить, правильно ли выполнено упражнение. Пусть малыш сам исправится, когда увидит, что допустил ошибку. Ведь развитие это не только приобретение знаний и навыков, но и путь к самостоятельности.

Одной из самых важных функций монтессори-педагога является наблюдение. Мария Монтессори понимала под воспитанием «помощь психическому развитию ребенка с самого момента рождения». Позднее она трактовала процесс воспитания и образования ребенка более широко, а именно как «помощь в жизни». Ключевым здесь является слово «помощь»: именно оно во многом определяет роль и позицию монтессори-педагога по отношению к ребенку. А помощь должна быть "оперативной" и тактичной. Поэтому монтессори-педагог постоянно должен следить, чем склонен заниматься ребенок, справляется ли он с материалом, не пора ли предложить ему новое, более сложное  задание.

Кстати, роль педагога с удовольствием примеряют на себя некоторые детишки. Иногда можно увидеть, как более старшие ребята что-то показывают и рассказывают малышам.

Занятия в Монтессори-группах дети посещают вместе со взрослыми, поэтому у монтессори-педагога появляется еще одна задача – объяснить родителям их роль на уроках. Ведь успешность группы "Вместе с мамой" существенно зависит от взаимодействия монтессори-педагога и родителей.

Задача родителей – помочь монтессори-педагогу создать благоприятную атмосферу для обучения. Для этого принимается ряд правил поведения на занятиях – педагог рассказывает,
как и почему нужно хвалить ребенка, как направлять его развитие и т.п. Родители, как и монтессори-педагог, должны наблюдать за ребенком, без необходимости не вмешиваясь в работу малыша с материалом, предоставляя ребенку возможность насладиться самостоятельными открытиями.
Монтессори-педагог также дает рекомендации родителям, как организовать развивающую среду дома.
Дисциплина на занятиях все же присутствует. Правила в группе принимаются не только для родителей, но и для детей. Эти правила немногочисленны и, что важно, сформулированы в позитивной форме, а не в виде запретов. Например, "Мы берем материал только с полки".
И уж конечно монтессори-педагог не допустит конфликтов – дети не должны мешать друг другу заниматься. Например, если ребенок вдруг захочет отнять материал у другого, то ему объясняют, что нужно подождать.
Почти все занятие монтессори-педагог проводит на корточках. Почему? Учитель должен быть рядом, на уровне ребёнка, обучение должно проходить "глаза в глаза". Вот что об этом пишет известный монтессори-педагог Елена Хилтунен в своей книге
"Уроки на корточках": "Странная на первый взгляд позиция – взрослый, сидящий на корточках, стоящий перед ребенком чуть ли не на коленях и именно так объясняющий важные вещи. Во-первых, это очень неудобно, а во-вторых, не скатится ли на пол и его взрослый педагогический авторитет? Но стоит попробовать – и начинают происходить удивительные вещи: ребенок не только с первого раза слышит взрослого, но и гораздо охотнее с ним общается. Неприятно чувствовать себя опекаемым, зависимым и вынужденным подчиняться, а именно это прочитывает ребенок в позе взрослого, стоящего перед ним во весь рост, а то и нависающего над ним всем телом. Да и вообще, согласитесь, нелегко общаться с человеком, если видишь только его длинные ноги. Вот и сопротивляются наши дети по мере сил, а взрослые искренне удивляются, почему надо столько раз объяснять одно и тоже."
Нельзя говорить нельзя

Речь идет вовсе не о ситуациях, когда, например, малыш тянет пальчики к розетке, что ставит под угрозу его здоровье или даже жизнь. И не о ситуациях, когда малыш берет без разрешения чужие вещи.  А нужно обратить внимание родителей на то, что в большинстве случаев можно и нужно обойтись без категоричного запрета нельзя.

Остановимся на слове нельзя. Часто слыша его, ребенок теряет интерес к занятиям. Малыш скорее направится к выходу, чем к материалам, с которыми, по мнению мамы, он не сможет обращаться правильно. Поэтому в наших группах слово нельзя недопустимо.
Любое
нельзя лучше перевести в можно. Если ребёнок бросает материал, мы стараемся не говорить ему, что так нельзя, а переключаем его внимание, например, на мяч. Мяч бросать можно! А с материалом следует обращаться бережно.

Говоря о слове нельзя, хочется напомнить, что запрет должен быть последовательным. Если уж запрещено, то запрет не должен нарушаться. Ни при каких обстоятельствах. Ведь родители часто твердят нельзя, но, увидев слезы ребенка, в итоге смягчаются и разрешают. Если малышу хоть раз слезами удалось добиться разрешения, то он это запомнит. И будет пытаться вами манипулировать.
Важно отличать
нельзя от опасно. Опасно – это розетка, плита, утюг. Поговорите с малышом, объясните, чем именно опасны эти предметы. Скажите ребенку, что не хотите, чтобы ему было больно, что переживаете за него.

Не исправляйте детские ошибки!

Также не нужно исправлять ошибки ребенка. В этом случае теряется основная наша цель – РАЗВИТИЕ. Перед ребёнком должна стоять задача,  и он должен пытаться решить её, а не бездумно повторять за мамой её действия.  Ведь нам важно, чтобы малыш не просто механически запомнил "правильную" последовательность действий, а научился самостоятельно искать решения.

Чем больше мы подсказываем и поправляем, тем меньше ребёнок думает сам и, соответственно, медленнее протекает его развитие.
Поэтому на
вводных семинарах о методике Монтессори мы с родителями будущих "учеников" договариваемся не употреблять на занятиях слова нет, нельзя, неправильно, не сюда, не так и т.п.  На наших занятиях можно обойтись без этих негативных высказываний.

На занятиях в Монтессори-группах мы стараемся создавать доброжелательную атмосферу, условие, необходимое для формирования интереса к обучению. Но какой же может появиться интерес, если ребенка постоянно поправлять, указывать на ошибки. Это будет только раздражать ребёнка.

Только оцените,  какова разница в развитии между Вами и Вашим чадом. Поставьте себя на его место. Представьте, как бы мы себя чувствовали, если бы, когда мы изучаем что-то новое и сложное, рядом находился кто-то во много раз умнее и постоянно указывал нам на наши промахи. А именно в такую ситуацию ставим мы своих любимых малышей, регулярно поправляя их. Опять же, чем больше мы произносим негативных слов, тем больше вероятность того, что ребёнок просто откажется заниматься и попросится домой.

Очень часто мы говорим своим детям «Молодец!», считая, что поступаем правильно. Ведь похвала подбадривает ребенка, поднимает настроение, подталкивает на дальнейшие поступки, вызывающие одобрение. Однако, как показывают исследования и практика, такая похвала вызывает зависимость и отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка.

Сейчас, когда ребенок совсем маленький, у него существует врожденная потребность в познании и малыш с удовольствием познаёт всё окружающее. Ему, как правило, интересны все предметы: посуда, папины инструменты, кусочки ткани, обувь, стоящая у порога. Да все что угодно!

Когда же мы, самые близкие ребенку люди: мамы, папы, бабушки и дедушки, начинаем хвалить ребенка, произнося молодец или умница, в его сознании формируется зависимость от похвалы. Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И, что самое страшное, остаётся на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растёт, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.

Всегда следует помнить, что наши детки не всегда будут находиться рядом с нами, среди близких, они постоянно будут в коллективе. Сначала это будет детский сад, затем школа, институт или армия, рабочий коллектив. А в любом коллективе, к сожалению, могут присутствовать недоброжелательные или просто равнодушные люди. Отсутствие ожидаемой похвалы может привести к дискомфорту, как минимум, и стрессу - в худшем случае.

Говоря ребенку молодец вы оцениваете не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность. Зависимость от похвалы может иметь самые разнообразные негативные последствия. Ведь когда детишки совсем маленькие, родители являются для них непререкаемым авторитетом, и малышам важна похвала из их уст. Но в подростковом возрасте все меняется – большое значение приобретает оценка сверстников, а мнение родителей уходит на второй план. Именно в этот период жизни велика вероятность пойти не той дорогой. Не секрет, что подростки часто совершают необдуманные поступки, приводящие к самым печальным последствиям, чтобы получить признание у сверстников.                                                                                                                                 Однако наша эмоциональная реакция на поведение детей должна проявляться, и они сами её требуют, заглядывая нам в глаза. И мы обязательно должны отреагировать и похвалить, но похвала не должна касаться личности ребенка. Нужно хвалить ребенка за отдельные действия следующими словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал, удачный выбрал цвет и прочее.                                                                                                                                                 Это, кстати, касается и порицания: неодобрительная оценка должна относиться только к огорчившему родителей поступку ребенка, а не к его личности в целом. Таким образом, ребенок получает необходимую эмоциональную оценку от близкого, потребность в познании у него остаётся, а зависимость от похвалы не возникает. Привыкнуть, конечно, нелегко. Но это необходимо для воспитания полноценной, самодостаточной личности, не зависящей от чьего-либо мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей 6-7 лет (кружковая работа) «ДЕЛЬФИНЁНОК» (использование современных видов оздоровительной гимнастики на воде)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ  ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ) «ДЕЛЬФИНЁНОК»  (использования современных видов оздоровительной гимнастик...

Музыкальное воспитание дошкольников с использованием элементов метода М. Монтессори

 Упражнения Марии Монтессори на развитие слухового восприятия: упражнения в тишине.  Использование Валдайских колокольчиков в развитии музыкального слуха детей  Колокольный звон ...

Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов.

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования   "Формирование моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием нетрадиционных методов" Пробл...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию детей с использованием элементов по методике М. Монтессори

Система Марии Монтессори реально позволяет применять личностноориентированные способы воздействия, в центре педагогического пространства находится ребенок с его индивидуальными особенностями. В резуль...