Опыт управления методической деятельностью, обеспечивающей качественную реализацию образовательных услуг
статья по теме

Белик Ольга Васильевна

Качество дошкольного образования в учреждении- это  управляемый процесс. Это результат деятельности всего педагогического коллектива. Ведущая роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт управления методической деятельностью, обеспечивающей качественную реализацию образовательных услуг».

   Одним из основных направлений работы дошкольного учреждения является организация воспитательно – образовательного процесса, повышение профессиональной компетенции сотрудников детского сада.  Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственную деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также в соответствии с Типовым  положением  о дошкольном образовательном учреждении.

       И от того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс  в детском саду, зависит качество образования.  

        Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребёнка увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

       От чего же зависит качество работы ДОУ?

  1. От качества работы воспитателя.
  2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
  3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
  4. Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении- это  управляемый процесс. Это результат деятельности всего педагогического коллектива.

    Ведущая роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами.

      На протяжении 12 лет являюсь руководителем этого направления. Главный принцип моей работы – системный подход к её построению.

    Методическую  работу  как систему в ДОУ можно спроектировать в следующей  структуре:

- прогнозирование;

- программирование;

- планирование;

- организация;

- контроль;

- регулирование и коррекция;

- стимулирование

- педагогический  анализ.

Для того, чтобы методическая  работа в ДОУ была высокоэффективной, необходимо чётко планировать конкретные задачи, содержание, формы и виды деятельности, определять способы учёта, контроля и анализа результатов.

Педагогический анализ – ведущая функция управления ДОУ и его  необходимо проводить ежегодно.

Содержание анализа  результатов работы ДОУ по итогам учебного года может  быть   следующим:

- состояние здоровья воспитанников;

- результаты выполнения программы;

- уровень готовности к обучению в школе;

- результаты повышения квалификации и аттестации педагогов;

- система работы с родителями;

- итоги административно –хозяйственной работы и оценка материально –технических и медико –социальных условий пребывания детей в ДОУ.

         Планирование и прогнозирование работы коллектива заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа. Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

- объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

- чёткое представление тех результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

-выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

      В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного – программы развития ДОУ и образовательная.  Годовой план, как и образовательная программа, является обязательным документом ДОУ. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналами. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.  

Организация – это создание рациональной организационной структуры в ДОУ, которая направлена на достижение учреждением  целей своей деятельности  в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Контроль  состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно –образовательной работы, информации полученной путём наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, воспитателями.    

Он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

У нас выработан алгоритм  осуществления контроля:

1.Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка плана контроля.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранного материала.

5.Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.

Самые распространённые и используемые следующие  виды контроля – оперативный, тематический, фронтальный   ( итоговый).

Оперативный -  с его помощью устраняются незначительные сбои в работе, регулируется деятельность отдельных педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система работы по годовой задаче ДОУ.  Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля принимается конкретный план действий по устранению недостатков  и коррекции воспитательно – образовательного процесса.

 Немаловажное значение имеет итоговый контроль.   Он направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива  дошкольного учреждения.

Для осуществления контролирующей деятельности воспитательно – образовательного процесса  разработаны индивидуальные карты наблюдений  за деятельность   педагога с детьми, карточки обследования состояния уровня знаний, умений и навыков детей по всем направлениям программы воспитания и обучения дошкольников.

Основными направлениями работы старшего воспитателя  являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации педагогических кадров, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей.

       Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение  и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем  в процессе практической учебно –воспитательной работы.  Передовым можно считать лишь такой опыт, который  является результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приёмов педагогической работы. Сущность использования передового педагогического опыта заключается в том, чтобы слабые стороны работы одного сотрудника восполнить сильными сторонами другого. Поэтому  мы должны постоянно искать в коллективе талантливых, любящих своё дело людей, с желанием и умело передающих коллегам все свои знания и опыт.

      Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении  является методический кабинет.  Предназначенная для этого комната оборудована необходимыми  материалами и пособиями по всем разделам воспитательно –образовательной работы с детьми. Здесь сосредоточен библиотечный фонд, которым пользуются педагоги, родители, дети. Видна систематизация всех материалов, составлены тематические каталоги в помощь педагогам по самообразованию. С целью экономии времени для подготовки к занятиям заведена картотека, помогающая быстро ориентироваться в изобилии информации.  Методический кабинет своевременно оснащается необходимыми учебно –наглядными пособиями, методической литературой. Хорошими помощниками педагогов в самообразовании являются постоянно действующие выставки «В помощь  педагогу», где к их услугам всегда методические разработки, брошюры, книги, статьи, рекомендации.

В соответствии с  направлениями методической работы определяются её основные формы.

Ведущие формы методической работы в ДОУ

- групповые  (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения,  открытый показ (мастер – класс), школы передового опыта, деловые игры  и другие).

Существенная роль в повышении эффективности управленческой деятельности принадлежит педсоветам.

- индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, собеседования, самообразование, аттестация,  наставничество).

Эффективной формой повышения квалификации  воспитателей, оказания им методической  помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов.

       

Таким образом, методическая работа в ДОУ состоит из взаимосвязанных блоков – функций. Знание особенностей функционирования каждого блока и характера связи с другими блоками позволяет чётко и грамотно осуществлять методическую деятельность. И только при наличии динамики профессиональной компетентности педагога можно  делать вывод об эффективности методической работы в конкретном детском саду.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы даётся  по конечному результату, а не по числу разнообразно проведённых  мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

   Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...

Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенствования образо...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»

Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования....

Презентация для педагогов ДОУ. Взаимодействие взрослых с детьми как одно из условий качественной реализации образовательной деятельности.

—Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности....

Методическое сопровождение педагогов, оказывающих индивидуальные образовательные услуги на дому.

Гувернерская служба (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому) была организована в МБДОУ № 40 в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления обра...

Взаимодействие взрослых с детьми как одно из условий качественной реализации образовательного процесса

Взаимодействие взрослых с детьми как одно из условий качественной реализации образовательного процесса...

Анализ эффективности деятельности методической службы МБДОУ и реализации образовательной программы за 2021-2022 учебный год

Все формы методической работы в ДОУ направлены на выполнение задач годового плана. В целях успешного достижения задач образовательной деятельности учреждения, повышения уровня профессиональной ко...


 

Комментарии

Белик Ольга Васильевна

Опыт управления методической деятельностью, обеспечивающей качественную реализацию образовательных услуг.