Методическое сопровождение педагогов, оказывающих индивидуальные образовательные услуги на дому.
статья ( группа) по теме

Гувернерская служба (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому) была организована в МБДОУ № 40 в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления образования детям дошкольного возраста.                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение педагогов,

оказывающих индивидуальные образовательные услуги на дому.

Как никто не может дать другого того, что                                                                                        не имеет сам, так не может развивать,                                                                 образовывать и воспитывать других тот,                                                                                                         кто не является сам развитым, воспитанным                                                                                        и образованным.  Он лишь до тех пор способен                                                                                   на самом деле воспитывать и образовывать,                                  

пока сам работает над своим воспитанием.

А. Дистервег                                          

Гувернерская служба (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому) была организована в МБДОУ № 40 в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления образования детям дошкольного возраста.                                                                      В период с 2010 по 2013 учебный год педагоги-гувернеры МБДОУ оказали помощь более, чем 30 семьям.  Владеют информацией, относительно дальнейшего развития и обучения детей в ОУ г. Мурманска.                                                                                                                                В работе гувернерской службы принимали и продолжают принимать участие пять высококвалифицированных специалистов, которые занимаются данным видом деятельности исключительно по собственному желанию в удобное время для семьи. Это - учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели групп для детей с ОВЗ и общеразвивающей направленности. Гувернеры оказывают следующие виды услуг согласно своим должностным обязанностям:

  • Развивающие занятия на дому (математика, развитие речи, конструирование, лепка, рисование, обучение грамоте, логико-развивающие игры и др.)
  • Развивающие занятия со специалистами.        

Взаимодействие с детьми строят на основе современных программ, инновационных технологий, методик, обеспечивающих индивидуальный дифференцированный подход, сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.                                                                            

В работе используют  программно-методическое обеспечение, заявленное основной общеобразовательной программой МБДОУ, а также  другие дополнительные рекомендации и разработки по мере необходимости:

-Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова  - 2-е изд., испр. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика);

-Громова О.Е., Соломатина Г.Н. "Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие". - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с. - (Логопед в ДОУ);

 -Смирнова И.А. "Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие". - СПб. - М.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006 - 56с.;

-Колесникова Е.В. Программа "От звука к букве (из опыта работы)". Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М.: Издательство "Ювента";

-Колесникова Е.В. "Слова, слоги , звуки". Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу "Слова, слоги , звуки" для образовательной деятельности с детьми. - М.: Издательство "Ювента", 2008. - 48с.;

-Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать!.. Обучение школьников чтению: Программа-конспет.-СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2010.-188 с.;

 -Гомзяк О.С. "Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов обучения в старшей группе". - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - I период обучения 127с., II период обучения 127с., III период обучения 158с. ;

-периодические издания и так далее.                                                                                

Мониторинг запросов, показал, что наиболее  востребованными, актуальными обращениями родителей – заказчиков к специалистам Гувернерской службы являются:

* профилактика  и устранение речевых нарушений, предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха у дошкольников,

* коррекция  звукопроизношения;

*подготовка детей к школьному обучению;

* развитие мелкой моторики руки и другие.

Деятельность МБДОУ в режиме Гувернерской службы показала, что воспитательно-образовательный процесс целесообразно планировать и осуществлять с учетом принципов:

- единства и целостности социально-педагогических взаимодействий субъектов образования;

- неотъемлемой субъектности ребенка как основного участника образовательного процесса;

- субъектной отраженности участников педагогического взаимодействия;

- приоритетность личностной ориентации в образовательном пространстве, на признании ценности социализирующего развивающего взаимодействия взрослых и детей.

Как и любая другая инновация, внедрение Гувернерской службы в привычный режим ОУ, изменило внутреннюю среду организации. Педагоги рассмотрели изменения, как процессы, улучшающие их позиции и социальное положение. В целом коллектив детского сада поддержал нововведение, что способствовало положительному индивидуальному проявлению педагогов.                                                                                                         Нововведение нуждалось в мониторинге, экспертной оценке, стимуляции. Администрация ОУ поставила перед собой задачу - обучить педагогов и воспитателей творческому отношению к работе.                                                                     Обучение творческой активности условно разделили на три последовательные стадии:

  • выработка у педагогов-гувернеров стремления к рационализации образовательных процессов и эффективной организации труда;
  • выявление педагогических и организационных проблем
  • обучение методике аналитической деятельности

На первой стадии заведующая и старший воспитатель постарались дать специалистам гувернерской службы представление об их собственных возможностях. Речь идет о становлении профессионального самосознания, появлении уверенности в собственных творческих силах.                                       На второй стадии педагогов учили самостоятельно определять задачи, требующие анализа, используя приемы мониторинга внешней среды ДОУ, изучая реальных и потенциальных заказчиков образовательных услуг и т.д.                                                                                                                            На третьем этапе провели коллективное и индивидуальное обсуждение оригинальных педагогических  и организационных наработок,  инновационного творчества, оценку эффективности предлагаемых новшеств.                                                                                                                     В работе придерживались ряда принципов, направленных на повышение эффективности творческой активности:

  1. Обучение оказывается эффективнее, если участники решают свои реальные практические проблемы и при этом  осваивают новые методы и средства работы. Обучение, таким образом, выступает в единстве с практикой и творчеством.
  2. Эффективное обучение - не усвоение некоторого комплекса сведений или приобретение отдельных навыков, это всегда развитие человека, изменение его взглядов, установок, ценностей, норм.
  3. Эффективность обучения резко повышается в условиях интенсивного погружения в условиях интенсивного погружения, отвлечения от текущих дел и глубокой концентрации на материале. В таких условиях включаются внутренние резервы личности человека, открываются нереализованные и новые способности.
  4. Одна из ключевых идей, плодотворно работающих в развивающем обучении, - все люди талантливы с детства. Способности никуда не уходят, они всегда остаются с человеком.
  5. Важный метод, на котором базируется обучение, - от сложного к простому. Для человека ход от сложного к простому более естественен и органичен, повторяя в сжатом виде познавательный онтогенез человека.
  6. В процессе обучения не надо бояться избытка информации. Доказано, что резервные возможности сознания и психики человека проявляются и активизируются в ходе усвоения и переработки очень больших объемов информации, которые вовлекаются в работу за счет целого комплекса действий, в том числе анализа и диагностики. Информация может быть представлена в процессе консультаций, обмена опытом, в документах и т. д.
  7. Обучению и развитию способствует и процесс интенсивного группового обучения. Работа в коллективе активизирует мыслительную деятельность за счет соревновательного фактора.

Гарантом успешного осуществления педагогического процесса в Гувернерской службе видим – культуру развивающейся среды; инновационную деятельность педагогов-гувернеров по поиску нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и более широким социумом; достаточный кадровый потенциал; рациональное использование рабочего времени и творческие находки по функциональному использованию комнатного пространства.                                                                        Педагоги Гувернерской службы всегда могут обеспечить аналитическую помощь педагогам и родителям, развивающее – коррекционную поддержку воспитанникам при возникновении соответствующей образовательной потребности.     Исследовательский творческий опыт педагогического коллектива позволил подойти к педагогически значимым социокультурным задачам индивидуализированного развития личности ребенка. Инициативная творческая педагогическая среда МБДОУ создает благоприятные условия для профессионального и личностного развития педагогов-гувернеров в режиме непрерывного образования во всем многократном аспекте его современных форм, что является важнейшим условием приоритетной ориентации образования на личностное социальное развитие воспитанников Гувернерской службы.

Достигнуты следующие результаты работы Гувернерской службы:

  1. Обеспечено системное выполнение гарантий государственной поддержки семьям детей, не посещающих ДОУ – обеспечение равных стартовых возможностей для развития и обучения детей.
  2. Создан имидж учреждения  «Дошкольное учреждение-центр социального партнерства»:

- оптимальное сочетание общественного и семейного воспитания, воспитание физически, духовно и нравственно здорового ребенка;

- создание условий для творческой реализации ребенка и педагогического коллектива;

- внедрение новых форм дошкольного образования в соответствии с потребностями семьи, оказание широкого спектра образовательных и оздоровительных услуг;

- инновационная привлекательность программ и технологий, реализуемых в Гувернерской службе;

  1. Созданы условия для подготовки педагогов - гувернеров к диагностической и развивающей практике социализации ребенка на основе его индивидуальных потребностей;
  2. Подготовлены материалы к изучению сопровождения ребенка в системе образования с учетом приоритетного ориентира – социализация в условиях мегаполиса;        
  3. Значительно повысился уровень педагогической компетентности родителей, являющихся не только заказчиками услуги, но и непосредственным ее участником.    

                                                                                                                                       МБДОУ – центр общественной жизни микрорайона, восполняющий ограниченность пространства большого города. На базе детского сада традиционно проходят дни открытых дверей, спортивные соревнования, игры, праздники на летней площадке и в помещениях детского сада. Гостями и участниками становятся дети близлежащих домов. Цель таких мероприятий – обогатить социальный опыт, обеспечить эмоционально-насыщенное, содержательное общение детей и взрослых, детей друг с другом в разных видах деятельности.                                                                                                                       Педагогический коллектив всегда готов идти навстречу семье, чьи дети  по разным причинам не посещают дошкольные образовательные учреждения. Мы готовы к контакту и открыты для  общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт управления методической деятельностью, обеспечивающей качественную реализацию образовательных услуг

Качество дошкольного образования в учреждении- это  управляемый процесс. Это результат деятельности всего педагогического коллектива. Ведущая роль в решении задач качества дошкольного образования...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ

опыт работы пилотной площадки ПО РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ...

Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка

На ряду с использованием материала по диагностике освоения  воспитанниками  содержания Программы дома ребенка,  для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...

Методическое сопровождение к планированию дополнительной образовательной деятельности по развитию речи с использованием материала фольклорного характера. Серия «Ладушки-ладошки» (первая младшая группа). Составила: воспитатель Никулина М.В. г. Бугульма

Игровой и художественный материал для осуществления дополнительной образовательной работы по развитию речи с детьми раннего возраста, с использованием материала фольклорного характера....

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....