конспект "Народная игрушка глазами детей"
план-конспект по теме

Моисеева Лариса Алексеевна

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_igrushka_glazami_detey.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

“Народная игрушка глазами детей”

Примерное содержание: Познакомить детей с народной игрушкой из глины и дерева. Помочь детям увидеть, как игрушки отображают жизнь людей. Расширять знания о народных промыслах.

Материал и пособия к занятию: деревянные и глиняные игрушки.

Ход занятия:

1 часть: Экскурсия в мини-музей народной игрушки. (проводит Педагог-организатор по музейной педагогике Моисеева Л.А.)

  П: -Ребята сегодня я хочу вам рассказать про  народную игрушку. Самая крупнейшая коллекция игрушек находится в музее игрушки г. Сергиева-Посада. Поехать так далеко мы с вами не сможем.  Но посетить небольшую выставку народной игрушки можно. Посмотрите сколько у нас здесь игрушек и все они разные, некоторые из них и вам знакомы. Давно-давно появились такие игрушки,  а делали их мастера своими руками из разного материала. Сначала  для сына или дочки. А затем и для других детишек, использовали  для этого самую лучшую глину, дерево,  солому, бересту, кусочки ткани. Ни одна игрушка не была похожа на другую. Недаром про  игрушки говорили, что они зеркало жизни.

Давайте их рассмотрим поближе (подходим к одному  столу,  на котором  выставлены глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, калининские) (рассматривание).

Какие интересные игрушки, красивые, да расписные.

Из какого материала они сделаны? ……….(ответы детей ……глина)

А вы знаете, как они называются?............. (ответы детей…..)

   Да…. Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы.

Что добро в дома несут.

С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России знают и любят филимоновские яркие, расписные свистульки. Они такие стройные, вытянутые, будто всё время чему-то удивляются.

  Здесь ещё есть и другие игрушки. (показ дымковской игрушки)

Знаете, как их называют? …..(ответы детей…….дымковские)

Какие они нарядные, правда, ребята.

Может кто-нибудь нам о них расскажет.

(дети читают стихи…)

-Вот индюк нарядный

Весь такой он складный  

У большого индюка

 Все расписаны бока.

-Посмотрите, пышный хвост.  

У него совсем,  не прост.

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.                  

Все эти фигурки, ребята,  не простые игрушки, а с сюрпризом.

(свисток, даём детям посвистеть).

-Говорят, что  в давние времена  жители города Вятки долгими зимними вечерами сидя у печи лепили глиняные игрушки-свистульки, а когда наступала весна со звонким свистом выходили на ярмарку. С тех пор жители этого города отмечают праздник – свистунью. (даём немного подержать в руках и посвистеть в свистульку)

-А теперь подойдите сюда и посмотрите  (детям предлагают рассмотреть деревянные игрушки), что за дивные игрушки не похожи друг на дружку.

Из чего они сделаны?.....( ответы детей ……из дерева) Правильно. Молодцы

Их  делали из дерева мастера села Богородское. Эти игрушки очень забавные, хотя и не расписные.

--В то далёкое время ни одна ярмарка на Руси не обходилась без дрессированного медведя. Именно отсюда образ медведя впервые попал в игрушку в которую,  можно было играть. А дальше больше стали делать сюжеты из любимых нам сказок. Были здесь и лиса, и волк, и петушок. А  играть в них было одно удовольствие.

Тук-да-тук. Щёлк-да-щёлк.

Медведь, мужик, лиса и волк.

Деревянные игрушки-

И медведи, и старушки.

То сидят, а то стучат,

Ребятишек всех смешат. (показ игры в игрушку)

Как же называются эти игрушки?...........(богородские)

---Ой, посмотрите, ребята, а это что за игрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ………..(ответы детей…….матрёшка). Правильно, молодцы.

Конечно же это матрёшка. (рассказ воспитателя.)

Правда, красивая игрушка. А знаете, первая игрушка в форме вкладышей появилась в Японии. Нашим мастерам она очень понравилась. Посмотрите, какая она удобная (рассматривание с детьми матрёшек).

По такому принципу они сделали игрушку вкладыш. И назвали её именем Матрёны, т.к. оно было распространено в то время, а ласково её называли Матроша.

А внутри секреты есть…… Посмотрите сколько их? (Ответы детей)

 Этих кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах знают во всех уголках России, а делают их народные умельцы Подмосковья. Среди  матрёшек бывают и девочки и мальчики. Девочки традиционно одеты в сарафан, а мальчики в рубаху.

Давайте покажем, как матрёшки умеют танцевать.

(танец матрёшек)

2 часть: (проводит воспитатель Назарова З.И.) 

Программное содержание:

Учить  самостоятельно, выкладывать по контуру заготовку (скатанные салфетки разного цвета).

Расширять представления детей о русских традициях и углублять знания о народном творчестве.

Продолжать развивать навыки работы с различными материалами и мелкую  моторику.

Воспитывать любовь и уважение к родной культуре.

Демонстрационный материал:

Богородские игрушки, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновские игрушки, калининские игрушки.

Раздаточный материал:

Заготовки из бумаги: силуэт матрёшки и скатанные шарики для бумагапластики.

                                               

 Ход занятия:

- Из чего у нас игрушки – куклы, мишки и хлопушки?

- Из таланта и уменья, из народного творенья.

Воспитатель: 

Загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка.

 Кто  же это? (показывает матрёшку)

Дети: Матрёшка …

Правильно.

Молодцы ребята.

Воспитатель:

(Стук в дверь.)

Ребята, кто- то к нам стучится в дверь. Мы никого не забыли? (подходит к двери) Да, это приходил почтальон и принёс нам какой-то конверт. Давайте посмотрим что там  (Достаёт из конверта заготовки матрёшек – мальчиков и матрёшек-девочек.) Ой, Ребята, На что это похоже?

Дети: 

На матрешек.

Воспитатель: Правильно это матрёшки, но только они какие-то не нарядные. Помните,  какие красивые да нарядные были  на выставке. Давайте мы сейчас пройдём в мастерскую, где мы будем мастерами - художниками и нам предстоит этих матрёшек украсить. А для этого нам помогут заготовки из бумаги, которые мы с вами сделали на прошлом занятии.

 Вот они! Удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело.

А мы посмотрим, какие вы умельцы. Как вы нарядите своих матрёшек. 

(Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где лежат такие же заготовки и предлагает нарядить матрёшек. Во время продуктивной деятельности детей звучит фоновая музыка…. По окончанию работы воспитатель обращает внимание детей на их работу.)

Воспитатель: До чего же хороши, до чего красивы! Федя, какая тебе понравилась матрёшка? И почему? А ты, Ульяна, какую бы выбрала матрёшку? И почему? А давайте спросим у наших гостей, им понравились наши матрёшки?

Ребята вы такие молодцы, так  умело нарядили матрёшек, что всем понравилось. И мастерам из Подмосковья ваши работы тоже  понравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".

Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет; — формирование мотивации у детей ...

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности  для детей 5 - 6 лет...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру

Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...