Программа коррекции негативного поведения детей 7-8ми лет.
методическая разработка (старшая группа) на тему

В детском саду всегда есть дети, поведение которых  вызывает тревогу взрослых:  агрессивность, негативизм, неумение общаться, плаксивость, драчливость, болезненная застенчивость, боязливость, желание сделать плохо другим "из-под тишка" и др. Занятия с такими детьми необходимы. Я, как социальный педагог,  работаю с этими проблемами. Предлагаю краткое изложение авторской программы по коррекции поведения старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrekci.poyasnitelnaya_zapiska.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. У  детей неконтролируемая моторная активность, они не могут приспособиться к правилам детского  дошкольного учреждения. Появляется необоснованная драчливость. В поведении и высказывании ребёнка - недоброжелательное отношение к близким людям при отсутствии с их стороны отрицательного отношения к ребёнку.  Параллельно с потерей чувства симпатии к близким меняется и поведение ребёнка. Он становится грубым, жестоким, со стремлением причинить боль окружающим. Фред Роджерс говорил: "Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть". В игре ребёнок имеет возможность эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования страхов, поэтому средством коррекции была выбрана игротерапия. Общая тактика работы с детьми, имеющими проблемы в поведении, состоит в том, чтобы постепенно научить ребёнка выражать своё неудовольствие в социально приемлемых формах. В работе используются интегрированные занятия: сочетание двигательной деятельности, дающей разрядку нервному напряжению с изобразительной деятельностью, которая даёт ребёнку радость творчества, повышение самооценки, переживание успеха и собственной состоятельности в коллективе сверстников. Дети подводятся к пониманию того, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. В этом помогает решение проблемных ситуаций, взятых из детской жизни. На занятиях большое внимание уделяется сохранению тесной взаимосвязи знаний, чувств, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познаётся детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребёнок мог почувствовать другого человека, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность.Ребёнок оказывается в атмосфере принятия его другими, что позволяет  испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребёнок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. Игротерапия, корректирующая все эти проблемы детей важна и актуальна. Ответственность за принятие решения о целесообразности проведения игровой коррекции ложится на плечи психолога, реализация проекта коррекционной программы определяется согласием родителей и предоставлением администрацией необходимых средств и условий для организации коррекционной работы. В основу данной программы положены труды многих специалистов дошкольной психологии, таких как В.Я. Зедгенидзе, И.А. Пазухина, О.А. Карабанова, А.И. Захаров и многие другие, указанные в списке использованной литературы. Эти произведения творчески переработаны, систематизированы  и модернизированы под особенности,  условия  и  задачи работы автора.

Направленность:  социально – личностная.

Цель:компенсация поведенческих отклонений у старших дошкольников, формирование адаптивного поведения в коллективе сверстников.

Задачи: объединить детей в игровую группу. Предоставить им возможность отреагировать в играх свои чувства и эмоции, снять излишнее напряжение и агрессию; преодолеть трудности личностного развития, поверить в себя, свои силы и возможности; нейтрализовать у детей страх угрожающих образов посредством их условного изображения в игре; учить способам снятия агрессии, саморегуляции, самоконтроля; способствовать самопознанию ребёнка, помочь ему  осознать свои характерные особенности; развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, послушания; помогать ребёнку проживать определённое эмоциональное состояние, дать ему словесное обозначение; вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, корректировать его нежелательные черты характера и поведения; развивать творческие способности и воображение в процессе изобразительной деятельности, получать радость от совместной работы, от полученного продукта, повышение самооценки.

Условия для реализации программы.

Формы  занятий:  подгрупповые. Во время игротерапии дети стоят или сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале  и в конце занятий используются какие-нибудь ритуальные игры, упражнения для настроя и сплочения детей. Каждое занятие  завершается созданием творческого продукта. Это – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания, полученные в ходе занятия, (если дети хотят, но не успевают закончить работу - проводятся дополнительные занятия в свободное время)

Количество занятий:Курс игровой коррекции рассчитан на 30 – 40 занятий.Периодичность 1 – 2 раза в неделю.Продолжительность занятий  50 – 60 минут.

Содержание отдельных занятий определяется психологом: оно может меняться, повторяться; количество игр увеличивается или уменьшается; подбор этюдов, бесед, художественных произведений, игровых приёмов может быть изменён по мере необходимости на основе игрового материала каждого этапа с учётом структуры и целесообразности.

Требования  к  составу коррекционной  группы.Формируется группа из 6 – 8 детей разного пола, наиболее нуждающиеся в коррекционной работе по результатам диагностики и субъективным данным  (наблюдения психолога и мониторинг поведения ребёнка на группе, жалобы детей, родителей, воспитателей). 8 детей – это основной «костяк» группы. Это дети – трудные в общении, нарушители дисциплины, агрессивные, вспыльчивые, конфликтные. Если  кто – то отсутствует,  берутся желающие дети. Рекомендуется включать одного ребёнка, умеющего справедливо разрешать конфликты, с высоким уровнем развития игровой деятельности, для создания положительного эмоционального фона, в качестве нейтрализатора.

Материально – техническое  оснащение: кабинет психолога, кабинет изодеятельности, спортивный и физкультурный залы; аудио- видеоаппаратура, компьютер, компьютерные игровые пособия; игрушки, наглядные пособия, записи музыки и песен; бутафория для инсценировок, различные виды театров, сцена, занавес, различные виды театров, маски; атрибуты для подвижных игр, драматизаций, тренингов; крупный строитель, спортивное оборудование, мягкие игрушки для релаксации, телефоны для диалогов; сухой бассейн, песок, оборудование для игр с водой, модульные домики, лабиринт и приспособления для лазания.

Дидактические материалы: настольно-печатные игры, конструкторы; плакаты, картины, иллюстрации, книги; карточки с заданиями; глина, гипс, формы для изготовления рамок под фотографии и фигурок с магнитами; декоративный и шариковый пластилин; контурные изображения на витражных стёклах, лак и краски для стекла; пластиковые тарелки с изображением животных для раскрашивания; картины с медным напылением под черным фоном для процарапывания пером изображения (гравюры); картины с контурным изображением для закрашивания песком или манной крупой (фрески); материалы для рисования на пластмассе и полиэтилене: блёстки, лак, маркеры; солёное тесто; термомозаика; самоделки из дерева для сборки и раскрашивания; решётки для создания изображений иглой и шерстью; самоделки животных из пластика для сборки; наборы геометрических фигур с клеевой поверхностью для заполнения контуров.

Содержание работы по этапам

I этап: ориентировочно-подготовительный (3-6 занятий).

Цель:  освобождение ребёнка от эмоционального  дискомфорта, принятие самого себя и других.

Задачи:преодоление социальной тревожности; коррекция страхов; ознакомление детей с обстановкой игровой комнаты, правилами и нормами поведения на игровых  занятиях; развитие невербальной коммуникации;  знакомство с участниками группы, доверительных взаимоотношений между детьми; установление позитивного эмоционального отношения между взрослыми и детьми;

 обеспечение возможности  для детей зрительного восприятия непривлекательности поведения

отрицательных персонажей мультфильмов, литературных произведений;

 показать детям, что значит взаимное уважение и признание; проявлять терпение к недостаткам других; готовность идти навстречу друг другу, вносить свою лепту в общее дело.

Игры: «Скажи своё имя» – игра в мяч, с называнием своего имени. Цель: знакомство детей, снятие напряжения. «Пятнашки», «Замри».  Цель: разминка, самоконтроль.«Ручеёк». Цель: установление взаимоотношений. «Доброе животное» (Н.Л.Кряжева). Цель: сплочение детского коллектива. Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. «Паровозик» Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. «Дракон кусает свой хвост». Цель: сплочение коллектива;«Жучок» Цель: раскрытие групповых отношений; «Объятия» Цель: обучение детей физическому выражению своих положительно окрашенных чувств, групповая сплочённость; «Жмурки», «Прятки». Цель: формирование выдержки, терпения, коррекция страха темноты, ограниченного пространства; «Кто быстрее», «Повтори за мной»  Цель: преодоление скованности, напряжения, коррекция страха неожиданного воздействия.

II (1) этап: конструктивно – формирующий (5 -10 занятий)

Цель: психологическая компенсация нарушений поведения, общения, социальной изоляции

.Задачи: формирование адекватных способов  поведения; регулирование поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребёнка; обучение приемлемым способам выражения гнева; коррекция страха неожиданного воздействия, замкнутого пространства; формирование выдержки, выносливости, уверенности, внимания, умения свободно высказываться;развитие навыка налаживания дружеских отношений.

Игры: Кто пришёл», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Кораблик», «Что изменилось?», «Три Характера», «Магазин зеркал», «Разъярённая обезьяна», «Кто за кем?», «Хитрец» (Р.В.Овчарова); игры из списка А.И.Захарова: «Прорваться в круг», «Вырваться из круга», «Автобус»,«Мяч в кругу». Дополнительные игры: «Щит и меч», «Запретный номер», «Закончи слово» (с мячом»,  «Мы умные»,  «Повтори за мной», «Попроси игрушку» -развитие коммуникативных навыков, «Хороший друг» -обсуждение игры, развитие навыков налаживания дружеских отношений.Этюды: на выражение положительных и отрицательных эмоций:

-«Кислый лимон», «Солёный чай», «Обида», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Встреча с другом», «Карлсон», «Очень худой ребёнок». Драматизация знакомых сказок

«Колобок», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Два жадных медвежонка» и другие по выбору психолога в зависимости от особенностей  детей.  Цель – посредством вживания в роль сказочного персонажа ребёнок  избавляется от неуверенности, страхов, получает возможность отреагировать ранее подавленные эмоции, понять и оценить поступки героев. В драматизации сказок важна импровизация.

II (2) этап – конструктивно – формирующий (8-16 занятий)

Цель: переориентация  поведения ребёнка,  отработка навыков реагирования в конфликтной ситуации, коррекция страхов нападения животных, чудовищ, пауков, змей, высоты, глубины.

Задачи: привить ребёнку новые формы поведения; научить принимать самому верные решения и брать ответственность на себя; коррекция аффективного поведения; дать возможность почувствовать  себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Игры: «День рождения», «Ассоциации», «Необитаемый остров», «Фанты» (Р.В.Овчарова), «Коридор», «Сок», «Восхождение на гору», «Тропа индейцев», «Кочки». Этюды: «Гроза», «Ночные звуки», «Страшные сказки» - учить детей выражать чувство страха и преодолевать его.  «Аплодисменты  всем по очереди», «Передай улыбку по кругу» - формирование сплочённости группы, создание эмпатий  друг к другу. «Клоун смеётся и дразнит слона» - тренинг желательного поведения, «Вот он какой» (пантомимика), «Тень», «Непослушный ребёнок», «Капитан» - ответственность, уверенность в себе, «Правильное решение» - справедливость в решении спорных вопросов, «Два маленьких ревнивца», «Так будет справедливо», «У оленя дом большой», «Кукушонок», «Винт», «Солнышко и тучка», «В уши попала вода». «Король» - формирование у детей адекватной самооценки, отработка новых форм поведения, «Ссора» - учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, «Сломал чужую игрушку» - учить детей адекватно вести себя в трудные моменты жизни, знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и использовать их в общении.

III этап: Обобщающее – закрепляющий (4-8 занятий)

Цель: Развитие социальной гибкости, овладение приёмами самоуспокоения; учить детей использовать положительную сторону  страха во благо себе.

Задачи: учить переносить новый позитивный опыт в реальную жизнедеятельность; развивать коммуникативную функцию речи; учить владеть своими чувствами, не терять контроля над эмоциями, учить понимать людей, различать их эмоциональное состояние, выражать дружеские чувства вербально, симпатизировать, сочувствовать окружающим, сопереживать.

Этюды  с содержанием проблемной ситуации. Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Игры:  «Коврик мира» В.Я.Зедгенидзе) – научить стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе «Примирение» (В.Я.Зедгенидзе) – учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации. «Сладкая проблема» (В.Я.Зедгенидзе) – научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, отказ от быстрого несправедливого решения проблемы в свою пользу .

В  вводной части занятия  - подвижные игры по желанию детей. Основная часть – проигрывание реальных  и условных ситуаций, исходя из особенностей детей.  Игры, соответствующие задачам курса, по выбору психолога. Последнее занятие – сдача «экзамена». Каждый ребёнок проигрывает свою, заданную психологом ситуацию и получает награду (медаль, диплом и т.д.)

Оценка успешности участия ребёнка в работе коррекционной группы.

Эмоциональное удовлетворение ребёнка от занятий. Изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств, переживаний. Десенсибилизация или гипосенсибилизация страхов (исчезновение или снижение уровня страха). Умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, используя вербальные и невербальные средства коммуникации. Уменьшение или исчезновение дезадаптивных  моделей поведения. Изменение взгляда родителей на проблему ребёнка; признание, что проблема существует, и с ней нужно продолжать работать, учитывая рекомендации психолога.

Структура занятий.

Вводная  часть. (10 минут): Радость встречи, настраивание на занятие, ритуалы. Приветствие: вербальное, тактильное, визуальный контакт, улыбка по кругу, комплименты (назови ласково, пожелай хорошее и т.д.); разминка: игра с высокой подвижностью, с неуклонным соблюдением правил.

Основная часть (30-40 минут): Установление взаимоотношений, коррекция поведения. Реализация коррекционных задач; чтение и обсуждение произведений детских писателей; беседы по темам; драматизации, этюды, упражнения; включаются игры, указанные в содержании каждого этапа курса: 3-4 игры в зависимости от задач, ситуации, желания детей; продуктивная творческая деятельность.

Заключительная часть (10-15 минут): успокоение, умиротворение, желание встретиться вновь.

Подведение итогов. Как мы играли?  Что понравилось?  Что не понравилось?  Хотите ли вы кого-нибудь поблагодарить за помощь, хорошую игру? Похвалить за выдумку?  Кто хочет сказать приятные слова?  

Релаксация 5-7 минут направлена на обучение детей напряжению и расслаблению, достижению полного успокоения и отдыха.

Механизм получаемых оценок. 1.Что ребёнок по окончании обучения должен знать: какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают; о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников; названия эмоций, состояний, чувств; нормы нравственного поведения;

2.Что должен уметь: осознавать своё тело и его специфические особенности; понимать и описывать свои желания и чувства; воспроизводить выразительные позы и движения; контролировать свои эмоциональные реакции; оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки своего поведения; уметь договариваться в конфликтной ситуации; останавливать другого ребёнка, если он неправильно поступает; выражать благодарность за проявление доброты и заботы к нему; сопереживать чужой боли, желать помочь; приобрести навыки снятия гнева, саморасслабления; иметь положительные черты характера, компетентное общение.

3.Форма оценивания результатов: проведение открытых занятий для родителей и сотрудников; представление протоколов обследования. Диагностический инструментарий: Розенцвейг, Кетелл, СОМОР, С.А.Т., Руайер, «Эмоциональные лица», «Дом, дерево, человек», и др. рисуночные методики, Люшер, опросник по страхам Захарова А.И.

Принципы построения программы: позитивности: создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества; духовности: устанавливает связь между высшими ценностями – добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни; целостности развития: усиливает значение всех пройденных этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребёнка, помогает строить позитивное будущее; индивидуального подхода: максимальный учёт психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка; развития и саморазвития личности: активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Продуктивная деятельность детей на занятии: раскрашивание витражей, фрески, лепка из глины, шарикого пластилина, витражи, термомозаика, гравюры, солёное тесто, раскрашивании форм и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.

Пояснительная записка      Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Соста...

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

Программа коррекции гиперактивного поведения детей

Родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке.С гиперактивным ребенком трудно наладитьь контакт уже п...

Программа Коррекция агрессивного поведения дошкольников "Злится разрешается"

Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников...

Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста «Давайте дружить!»

Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практические наблюдения  показываю...

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

 Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...