Главные вкладки

    Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.
    рабочая программа на тему

     

    Пояснительная записка

     

         Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.

           Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка,  испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить.

    Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками.

    Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.

    Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать.  Именно  методы арт-терапии, позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку, пластилиновую фигурку, игру.

    Наарт-терапевтических занятиях искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Цель занятий не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Эти занятия были ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс.

    Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действий с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности.

     Для снятия тревожности можно использовать  техники коллажа и аппликаций. Данная техника помогает точнее создать те или иные образы, особенно тем детям, которые переживают из-за неумения рисовать. Такая работа создает  для тревожного ребенка необходимое чувство защищенности и достаточную степень безопасности.

    Для работы с агрессией, в наибольшей степени, подходят пластилин и тесто. Отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством определенных манипуляций с пластичными материалами снижает вероятность агрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка  по отношению к другим.

     

    Целью данной программы является,  преодоление агрессивного поведения дошкольника.

     

    Задачи:

    • Снижение уровня личной тревожности;
    • Обучение техникам и способам саморегуляции;
    • Отреагирование агрессивных тенденций;
    • Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;
    • Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

     

    Показания к применению:  В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью.  Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5-7 лет.

    Структура:

               Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться  в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью  20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.

    1.       Ритуал в стихотворной форме. Цель: настроить на работу.

    2.       Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.

    3.        Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.

    4.       Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.

    5.       Релаксация. Цель: снятие напряжения, плавно завершить занятие.

    Методические приемы, используемые в программе:

    • Пластически этюды;
    • Терапевтические сказки;
    • Игры и задания, направленные на развитие произвольности поведения;
    • Дыхательные упражнения;
    • Релаксационные методы;
    • Арт – терапевтические методики.

     

    Используемая литература:      

    Алябьева Е.А.«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: Сфера, 2004.

    Кожохина С.К.«Растем и развиваемся с помощью искусства» - С.Пб.: Речь, 2006.

    Лебедева Л.Д.«Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - С.Пб.: Речь, 2007.

    Лютова Е.К., Монина Г.Б.«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» - С.Пб.: Речь, 2000.

    Сакович Н.А.«Технология игры в песок. Игры на мосту» - С.Пб.: Речь, 2008.

    Сакович Н.А.«Практика сказкотерапии» - С.Пб.: Речь, 2007.

    Смирнова Т.П.«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» - Ростов н/Д.: Феникс,2005.

    Сучкова Н.О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей» - М.: Сфера, 2008.

    Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» - Ростов н/Д.: Феникс,2005.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan_individualnyh_zanyatiy.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематический план индивидуальных занятий

    по коррекции агрессивности.

    Этапы работы

    Цель

    Содержание коррекционной работы

    Обучение способам выражения гнева

    Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Я сердит»

    2.Упражнение «Пластилин-силач»

    3.Дыхательное упражнение

    Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

    1.Сказка «Сердитый дог Буль»

    2. Упражнение «Шкала злости»

    3.Упражнение «Мешочек злости»

    4.Творческая работа «Подарок для друга»

    Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Сказка «Чудо-кактус»

    2.Творческая работа по сказке

    3.Упражнение «Мешочек злости»

    Обучение приемам саморегуляции

    Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Танец злости»

    2.Упражнение «Мой гнев»

    3.Упражнение «Волшебные линии»

    4.Релаксационное упражнение «Улыбка»

    Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Танец злости»

    2.Дыхательное упражнение

    3.Упражнение «Страна Злости»

    4.Релаксация «Полет в небе»

    Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция, развитие креативности.

    1.Упражнение «Кубик эмоций»

    2.Упражнение «Танцующие мелки»

    3.Упражнение «Стрелялки»

    Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

    Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие образного мышления.

    1.Упражнение «Слушаем себя»

    2.Упражнение «Волшебный круг»

    3.Упражнение «Стойкий солдатик»

    Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

    1.Упражнение «Здравствуй, песок!»

    2.Упражнение «Я и мои эмоции»

    3.Упражнение «Маска гнева»

    Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие образного мышления.

    1.Упражнение «Волшебная глина»

    2.Упражнение «Глиняная фантазия»

    3.Упражнение «Лепим шар»

    Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

    Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.

    1.Сказка «О девочке, которая не умела играть»

    2.Творческая работа по сказке

    3.Упражнение «Мешочек злости»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

    Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

    «Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»

    презентация опыта по проекту «Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»...

    Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

    Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

    Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

    Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

    « Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

    Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие при...

    Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми логопедической группы »

    Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...