Использование театрализованных игр в педагогическом процессе
статья по теме

Педенко Наталия Александровна

Из опыта работы по театрализованной деятельности. может кому пригодится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрализованных игр в педагогическом процессе.

  Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко и многие другие.

  Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и выступает связующим звеном в отношении к познаваемому. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

  Занятия театральной деятельностью помогает развить интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

  Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Поэтому в своей работе я поставила задачи.

- Активизировать познавательный интерес детей.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

- Снимать зажатость и скованность.

- Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

- Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

- Развивать чувство ритма и координацию движений.

- Развивать пластичную выразительность и музыкальность.

- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

- Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Наблюдая за детьми в повседневной жизни, я заметила, что в играх они с увлечённостью превращаются в собачек, кошечек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому я старалась научить детей некоторым способам игровой деятельности по образу.

  В играх «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» - дети показывали, как машут крыльями маленькие птенчики и тяжело и неуклюже ходят медвежата.

  На занятиях и в повседневной жизни разыгрывали сценки из детского быта, например с куклой или медвежонком, которые обретали образы  живых детей.

  Помогала малышам организовывать игры на тему литературных произведений: «Игрушки» А.Барто, «Кто сказал мяу» В.Сутеева и другие.

  Особенно дети полюбили игры с пальчиками – ведь это первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр – театр, без каких бы то ни было атрибутов, но театр с самым главным – с героем и его жизнью.

  Следующим шагом был пальчиковый театр – одеваем на пальчики выбранных персонажей и вот артисты готовы. Играя роль волка и медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решительность и храбрость. Это очень важно для того, чтобы  впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

  Формируя интерес к играм-драматизациям, мы читаем и рассказываем детям произведения художественной литературы: сказки, стихи, потешки.

  Я беседовала с детьми о поступках героев, акцентируя их внимание на положительных моментах.

  В сотрудничестве с физинструктором совершенствовала двигательные навыки, используя такие приёмы, как показ движений, интонация, мимика, жесты, походка. В результате дети приобрели необходимые навыки для создания того или иного образа. У них появился интерес не только к кукольным и плоскостным спектаклям, но и к сказкам и потешкам, они более эмоционально проявляют свое отношение к героям.

  Дальше я продолжала учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнёрства. Детям нелегко давалось сопровождать движения словами, следить за интонацией. Поэтому старалась помочь детям, вводя различные упражнения: предлагали вести рассказ от имени любого, придуманного ими персонажа (лисы, зайца, волка). Надеть (по желанию) костюмы и рассказать, на кого они стали похожи. Помогаю им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

  С группой наиболее активных детей драматизировали сказки: «Колобок», «Репка». Ребятам очень понравился спектакль. Взяв роль выбранного персонажа, они старались передать его манеры, речь, показать характер.

  Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, свойственные сказкам, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создаёт благоприятные условия для проведения игр-драматизаций. Вначале детям читаю сказку, затем беседы по вопросам: «Чем вам понравилась сказка, что в ней интересного? Какой герой вам понравился и почему? Расскажите о нём подробнее. Вы бы так же поступили на его месте или по-другому? Почему? Вспомните, в каких сказках этот персонаж ведёт себя по-другому? Кто не понравился вам в этой сказке и почему?»

  Прежде, чем драматизировать сказку, дети рассказывали её по ролям, находя нужные интонации. Потом проводили работу над закреплением навыков выразительного чтения и рассказывали в сочетании с движением.

  В итоге в сказке «Репка» у кого-то его герой получился лучше, кто-то не использовал все свои возможности, но дети с удовольствием играли свои роли. Для многих детей выйти на сцену перед зрителями серьёзное испытание. Нередко от лица героя ребёнок впервые отваживается произнести слова перед зрителями, но моя задача в том, чтобы ребёнок смог сам от своего имени выступить перед залом, громко и четко произнести текст и услышать именно в свой адрес первые аплодисменты.

Я привлекаю и малоактивных детей, общаясь с ребёнком не напрямую, а через куклу. Эмоциональная отзывчивость ребёнка возрастает, он старательно отвечает кукле, имитирует движения.

Стараюсь учить детей самостоятельно находить способы образной выразительности, развиваю чувство партнёрства. С этой целью провожу экскурсии, прогулки, наблюдаем за окружающей жизнью. Дети внимательно присматриваются к повадкам животных, прислушиваются к пению птиц, обращают внимание на поведение людей, отмечая особенности их движений, интонаций. Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Занятие театральной деятельностью должны предоставлять детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности. С этой целью я организовала в своей группе уголок сказки, в котором собрала разнообразные персонажи кукольного театра: пальчиковый, «би-ба-бо», уголок ряженья, различные шапочки, маски, настольный театр на фланелеграфе. Я стремлюсь создать такую атмосферу, среду для детей, что они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Только постоянная работа в течении нескольких лет даёт хорошие результаты.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся раскрепощёнными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

   В итоге проведённой работы у детей в самостоятельной деятельности стало появляться творческое воображение, в речи они четко стали определять задачи игр, характеры героев, содержание своих действий, т.е. дети, стали использовать все те знания и умения, которые они приобрели в играх - драматизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...

Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе ДОУ

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольник...

Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи.

Выступление на педагогическом советеДоклад на тему:Использование театрализованной деятельности в образовательном процессе как средство активизации и формирования выразительности речи.(подготовила - во...

Мастер – класс для педагогов «Использование театрализованных игр в образовательном процессе»

Мастер – класс для  педагогов «Использование театрализованных игр в образовательном процессе»...

Мастер - класс для педагогов "Использование театрализованных игр в образовательном процессе"

как используются театрализованные игры в образоватетельном процессе...

консультация для воспитателей "Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе детского сада"

В консультации раскрывается значение театрализованных игр в развитии дошкольника, их роль в коммуникативном, речевом, эстетическом и физическом развитии....

Интеграция образовательных областей в контексте осуществления театрализованной деятельности в педагогическом процессе. (средняя группа) из опыта работы

Исходя из тогИнтеграция - одна из важнейших и перспективных  направлений становления современного образования. «Интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в о...