Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
статья (подготовительная группа) по теме

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих технологий применяемые в нашем детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Введение.  

   В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки  и организации воспитательно - оздоровительной работы становится  гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья.

  Здоровьесберегающие  технологии – это психологические приемы и методы работы,  подходы  к реализации возможных проблем плюс  постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

  Реализация  здоровьесберегающих  технологий – это такая организация  образовательного  процесса,  при  которой  происходит  качественное  развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.

  Для  коллектива  нашего  детского  сада  применение  здоровьесберегающих  технологий  в  педагогической  деятельности  является  актуальной  темой, так как за последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых школьников составляет всего лишь 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.

 Основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса, атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

  2.  Творческий характер процесса обучения.

  3.  Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок- субъект образования, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.

  4. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

  5. Комплексная система закаливания.

Формы работы используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи:

- открытые занятия с детьми для родителей;                                                                                                            

- индивидуальные беседы с родителями;

- общие и групповые родительские собрания;

- выставки детских работ изготовленные совместно с родителями;

                                                                                                         

- участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- коллективная трудовая деятельность (посадка деревьев, оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок).

  Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.

  В нашем ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами которой  является:

    1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

   2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровьесберегающей жизни.                                                        

   3.  Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.

 Формы оздоровительной работы в ДОУ.

  В нашем ДОУ ежедневно во всех группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течении всего дня. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

 Формы закаливания:

- четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;

- режим проветривания;

- соблюдение режима прогулок;                                                                                                                                                                                                                  

- неперегревающая одежда ребенка;

- гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);

- полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры;

- утренний прием детей на свежем воздухе;

- подвижные игры и физические упражнения на воздухе - <Рисунок1>;

- плавание - <Рисунок2>;

- утренняя гимнастика;

                                                                                                         

- физминутки - <Рисунок3>;

- гимнастика после дневного сна - <Рисунок4>;

- хождение по массажному коврику босиком;

- использование нетрадиционного спортивного оборудования во время гимнастики и физических занятий - <Рисунок5>;

- точечный массаж;

- витаминизация;

- бактерицидное обеззараживание воздуха;

- чеснокотерапия.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

- подвижные и спортивные игры - <Рисунок6>;

- релаксация;

- гимнастика пальчиковая;

- гимнастика дыхательная;

- гимнастика для глаз;

- коммуникативные игры;

- танцы и музыкотерапия - <Рисунок7>.

  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должны стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

                                                                                                           

                                                                                                                                     

                                                                                                                                     

                                                                                                           


   


        



Предварительный просмотр:

Лангепасское  городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Золотой петушок»

Конспект занятия по непосредственно-образовательной области Познание, для детей подготовительной к школе группы на тему:  «Будь осторожен с огнем»

Автор:

Троцкая Марина Владимировна

 воспитатель

г. Лангепас 2013г.

Цель: закрепление знаний по правилам пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем.

Задачи:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара;

закрепить алгоритм поведения в случае возникновения пожара;

Развивающие:

активизировать и расширить словарь детей по теме «Пожарная безопасность»;

развивать связную речь, умение четко излагать свою мысль;

развивать внимание, память и логическое мышление.

Воспитательные:

формировать коммуникативные качества у детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество, взаимодействие, распределение ролей);

воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.

Методы и приемы:

  1. Слайдовая презентация
  2. Сюрпризный момент
  3. Оценка
  4. Рассказ
  5. Объяснение  
  6. Вопросы к детям
  7. Похвала
  8. Игра
  9. Моделирование

Оборудование и средства:

  1. мультимедийное оборудование;
  2. аудио магнитофон;
  3. нетрадиционное спортивное оборудование (дорожка на тканевой основе с наклеенными на нее пробками для массажа стопы и профилактики плоскостопия);
  4. 2  огнетушителя (муляжи);
  5. жетоны для оценивания деятельности детей;
  6. памятки по пожарной безопасности;
  7. форма для детей.

Предварительная работа:

индивидуальные и групповые занятия по правилам пожарной безопасности;

беседа «Если в доме случился пожар»;

игра «Если возник пожар»;

конкурс рисунков по пожарной безопасности;

чтение художественных произведений о пожаре;

рассматривание картин с сюжетами на тему «Пожар».

Активизация словаря: пламенный, пожароопасные, задымление, решительные, мужественные, находчивые.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение, потому что я снова встретилась с вами. Я хочу, чтобы у вас тоже было радостное настроение от общения друг с другом. Предлагаю вам встать в круг, взяться за руки и подарить друг другу улыбку (Воспитатель проводит организационную игру на благоприятный эмоциональный настрой).

- Здравствуй, солнце золотое,

- Здравствуй, небо голубое.

- Здравствуй, вольный ветерок,

- Здравствуй, мой родной дружок!

- Мы живем в родном краю!

- Всех я вас приветствую!

Давайте поздороваемся друг с другом так, как здороваются японцы – поклоном, а теперь, как африканцы – носиками, а теперь, как европейцы – рукопожатием. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

- Сегодня мы наше занятие проведем в форме игры «Брейн – ринг». В игре будут принимать участие две команды: команда «Знайки» и команда «Умейки». Вы  должны выбрать капитана вашей команды.  Наша игра будет состоять из трех этапов, в каждом этапе по два задания. Я буду задавать вопросы каждой из команд, кто готов  к ответу поднимает руку, выкрики не засчитываются. За правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает та команда, у которой окажется больше жетонов. Победителей в конце игры ждет приз.

- Ну а теперь небольшая разминка. Вам было дано домашнее задание, подготовить приветствие команде – сопернику. (Упражнение «Приветствие» на сплочение детского коллектива).

Дети:

- Мы команда «Знайки», соперникам мы шлем привет!

- И от души желаем, знать правильный ответ!

- Мы команда «Умейки», мы на встречу к вам пришли

- И смекалку, и уменье, мы с собою принесли!

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку.

- Рыжий зверь в печи сидит,

- Рыжий зверь на всех глядит.

- Он от злости ест дрова

- Целый час, а может два.

- Ты его рукой не тронь

- Это пламенный (огонь).     

Молодцы! Тема нашего занятия «Будь осторожен с огнем»!

(Появление игрового персонажа)

- Здравствуйте, ребята! (ответы детей)

Воспитатель:

- Здравствуй, лисичка! А почему ты такая грустная, что у тебя с рукой?

Лисичка:

- Мы с подружками  взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли.

Воспитатель:

- А ты разве не знаешь лисичка, что со спичками играть нельзя? Тебе нужно срочно в больницу  и больше никогда не играй со спичками!

- Ребята, что бывает, когда спички попадают в руки детям?

- Из какого произведения наш игровой персонаж?

- Кто написал это произведение?

Сегодня мы с вами вспомним правила безопасного поведения с огнем, чтобы с нами не случилась такая беда, как с лисичкой.

Литературный этап

Задание 1.

Воспитатель:

Давным-давно человек добыл огонь!

- Давайте вспомним, как огонь попал к людям?

Люди слагали очень много пословиц об огне.

- Как вы думаете, почему они так говорили?

- Искру туши до пожара, беду отводи до удара;

- Слезами пожар не потушишь;

- Спички не тронь, в спичках огонь;

- Один при пожаре – не боец;

- С огнем воюют, а без огня горюют.

(Дети объясняют смысл пословиц и поговорок)

- Ребята, как вы думаете, огонь является другом или врагом для человека?

- Приведите примеры, где огонь является другом для человека?

- Приведите примеры, где огонь может оказаться врагом для человека?

 Сила огня очень велика, огонь согревает, заставляет работать машины, с помощью огня запускают ракеты, космические корабли. На огне люди готовят пищу.  Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.  Огонь не щадит никого и ничего. В пламени горит все: жилище, деревни, города.

- Ребята, когда огонь становиться опасным? 

(ответы детей)

Воспитатель:

Огонь становится опасным, когда люди забывают правила осторожного обращения с огнем. Вот и пожар возникает не сам по себе, а по вине людей. Пожар легче предупредить, чем погасить.

(Похвала и одобрение педагога)

Воспитатель:

Задание 2.

Ребята, давайте вспомним с вами из каких произведений эти строки:

- Что за дым над головой?          

- Что за гром над мостовой?

- Дом пылает за углом,

- Что за мрак стоит круг?

- Ставит лестницы команда,

- От огня спасает дом?         (С. Михалков «Дядя Степа)

- Много столпилось                  

- Людей на панели,

- Люди в тревоге

- Под крышу смотрели.

- Там из окошка

- Сквозь огненный дым

- Руки ребенок протягивал к ним     (С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)

- Один раз загорелся дом.

- И когда пожарные приехали

- К дому, к ним выбежала женщина

- Она плакала и говорила,

- Что в доме осталась двухлетняя девочка.

- Пожарные послали Боба…       (Л. Толстой «Пожарные собаки»)

- Все на пароходе знали, 

- Что у них загорелся уголь.

- И старались, кто как мог

- Закупорить этот уголь

- Так, чтоб к нему не прошел воздух. (Б. Жидков «Пожар в море»)

Молодцы ребята! Назвали все произведения о пожаре.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Пожароопасные предметы».

На столе находятся картинки с изображением различных предметов. Детям необходимо выбрать, как можно быстрее те предметы, которые могут привести к пожару.

Воспитатель:

- Сколько предметов выбрала команда «Знайки»?

- Сколько предметов выбрала команда «Умейки»?

 - Можно ли самостоятельно пользоваться этими предметами?

- На какие две группы можно поделить эти предметы?

- Если загорелся один из электроприборов, чем вы будете его тушить (песок, огнетушитель, вода, одеяло)?

- Почему нельзя тушить электроприборы водой?

Правильно, ребята, мы для себя сделаем вывод, что самостоятельно пользоваться этими предметами нельзя, так как они могут привести к пожароопасной ситуации.

Интеллектуальный этап

Задание 1.

Воспитатель:

Мы выяснили для себя, чтобы огонь был добрым и не приносил беды людям нужно соблюдать правила обращения с огнем. Давайте вспомним и объясним несколько основных правил:

  1. Играть со спичками нельзя, не трогай спички и зажигалки.
  2. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы.
  3. Не трогай газовую плиту, если почувствуешь запах газа, не зажигай спичек и свет.
  4. Не разжигай костров в лесу, не жги мусор и сухую траву.

Вы согласны, что нужно соблюдать эти правила. Почему?

Динамическая пауза (игра «Огонь, вода, песок)

Дети вместе с воспитателем встают в круг и по команде выполняют ритмичные движения под музыку.

Задание 2.

Воспитатель:

- Как называются люди, которые тушат огонь?

- Почему работа пожарных нужна людям?

- Какими должны быть пожарные?

- Зачем пожарные надевают противогаз?

- По какому номеру нужно звонить, если случился пожар?

- Что нужно сообщить по телефону, вызывая пожарных?

Молодцы ребята! Ответили на все вопросы. Бороться с пожарами нам помогают смелые, сильные, мужественные и решительные люди – пожарные. Их работа очень опасная и тяжелая, но она очень нужна людям, так как они спасают от пожаров дома, города, людей.

Дидактическая игра «Лабиринт» (Детям раздаются картинки с изображением лабиринта, необходимо найти правильный путь от начала до выхода).

Физкультурная минутка  подвижная игра «Юные пожарные».

 Дети делятся на две команды.  На определенном  расстоянии от детей  ставятся два стульчика, на которых сидят игрушки. Участник каждой команды, по сигналу воспитателя, преодолевая препятствия на своем пути, добегает до стульчика, имитирует тушение игрушки  огнетушителем – муляжом и бежит обратно. Побеждает  та команда, которая быстрее «потушит игрушку».

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием и показали, какие вы быстрые, ловкие и смелые!

Этап «Проблемные ситуации»

Задание 1.

Воспитатель:

Если не соблюдать правила безопасного поведения беда может нагрянуть совсем внезапно и чтобы не растеряться в такой ситуации, мы с вами постараемся вспомнить несколько правил безопасного поведения:

  1. Если в доме что-то загорелось и ты один дома. Твои действия.
  2. Мальчик начал тушить горящий телевизор водой. Правильно ли он сделал?
  3. Как нужно действовать, если в квартире много дыма?
  4. Девочка спряталась при пожаре в шкаф. Правильно ли она сделала?

Игра, на развитие логического мышления «Какой  предмет лишний? » 

 На слайде показаны предметы: ведро с песком, огнетушитель, лопата, кран с водой, спички. Задача детей - найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Задание 2.

Воспитатель:

Ну и последнее задание для наших капитанов, предлагаю показать им свои знания в игре «Собери пазлы». На столе находятся разрезные картинки, если мы их соберем, то узнаем, что изображено на картинке.

(Дети собирают картинки с изображением пожарной машины и скорой помощи)

- По какому номеру нужно звонить, чтобы вызвать пожарных?

- По какому номеру нужно звонить, чтобы вызвать скорую помощь?

Молодцы капитаны! Хорошо справились с заданием.

Воспитатель:

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили  сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Я предлагаю вам оценить свою работу на занятии с помощью «Лестницы успеха».

- А теперь предлагаю оценить свое настроение после занятия с помощью упражнения «Мое настроение».

Ребята, мне тоже очень понравилось, как вы активно и дружно работали на занятии! Вы все молодцы! Сегодня мы узнали, что огонь может быть и добрым и злым, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, помнили  об опасности и беда обойдет вас стороной. Ну а теперь, капитаны команд подсчитают  жетоны и мы объявим победителей игры «Брейн – ринг».

                                         (Награждение команд)