Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
презентация к уроку по теме

Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида №4 «Калинка»

« Использование здоровьесберегающих технологий  в условиях ФГТ»

(Выступление на   городском семинаре-практикуме

«Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

для старших воспитателей и педагогов ДОУ).

                                                                              Выполнила: Камалиева Т.А.

                                                                              Воспитатель 1 категории.

02.12.2011

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ФГТ.

Концепция федеральных государственных требований предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, которое выступает основой жизнедеятельности человека. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область "Здоровье".

Целью формирования основы культуры здоровья детей является: 

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;        

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

– объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы.

Решение этих задач происходит в непосредственной организованной образовательной деятельности, через интеграцию ОО «Здоровье», «Познание», «Физическая культура» с применением современных здоровьесберегающих технологий с учётом условий предметно-оздоровительной среды группы.

Виды технологий, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры,  гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: Артикуляционная гимнастика.

В работе с дошкольниками также рекомендовано использовать инновационные оздоровительные технологии:

 - В. Базарного, направлена на сенсорную свободу и психомоторное раскрепощение, укрепление мышечно-телесной координации, динамической смены  поз. Оказывает благотворное влияние на поддержание физической, психической активности, повышение иммунной системы организма.

- Инновационная технология А. Сметанкина  «БОС - здоровье» направлена на развитие диафрагмального дыхания с максимальной Дыхательной Аритмией Сердца - ДАС, обеспечивает физиологическую готовность ребёнка к усвоению новых знаний.

- Ю.Ф. Змановского  - на контрастное закаливание, которая представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, при которых создаются условия для сопротивляемости организма.

Все эти технологии направлены на коррекцию  физического и психического развития, профилактику и предупреждение инфекционных заболеваний, на восстановление дыхания, снятие стресса, на оздоровление организма ребёнка.

Принципами здоровьесберегающих технологий являются:

  1. принцип «Не навреди!»;
  2. принцип сознательности и активности;
  3. принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  4. принцип систематичности и последовательности;
  5. принцип доступности и индивидуальности;
  6. принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  7. принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  8. принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  9. принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.


Применение в комплексе здоровьесберегающих технологий обеспечивает развитие природных способностей ребёнка, положительную мотивацию к здоровому  образу жизни и полноценное развитие, повышает  результативность воспитательно-образовательного процесса.

Формами организации здоровьесберегающей работы являются:

  1. физическая культура (в помещении и на воздухе);
  2. самостоятельная деятельность детей;
  3. подвижные игры;
  4. утренняя гимнастика;
  5. физкультминутки;
  6. физические упражнения после дневного сна;
  7. закаливающие процедуры;
  8.  прогулки:
  9. физкультурные развлечения:
  10. спортивные праздники;

Используемые методы и приёмы помогают повысить работоспособность, внимательность, активность.

Среди эффективных форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий следует выделить следующие:

  1. с использованием профилактических методик;
  2. через оздоровительные мероприятия;
  3. создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий можно разделить на три группы:

 1.Средства двигательной направленности:

  1. элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
  2. физические упражнения;
  3. физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2.Оздоровительные:

  1. солнечные и воздушные ванны,
  2. водные процедуры, фототерапия, фитонциды

3. Гигиенические факторы

  1. выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Для выявления уровня состояния здоровья детей проводится диагностика по двум направлениям:

  1. оценка физического развития;
  2. оценка физиологических возможностей организма(резервов организма)

 Целью диагностики является  укрепление   и сохранение здоровья детей, его гармоничного развития.

       Использование комплексной работы в системе с применением здоровьесберегающих технологий   будет способствовать    положительной динамике  в укреплении здоровья   детей,  повышения работоспособности.

       Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем на современном этапе и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников  без ущерба для их здоровья.

Литература

  1. И.В.Никишина–Методическое пособие «Дошкольное образование» 2012г.
  2. А.Сметанкин: Инновационная технология « БОС – здоровье». Учимся и оздоравливаемся. 2012г.
  3. Ю.Ф.Змановсктй: Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Дошкольное воспитание- 1993г.
  4. В.Ф.Базарный: Закаливающие мероприятия в детском дошкольном учреждении- 2000г.
  5. АветисовВ.Г: Как беречь зрение М: ГЭОАР Медицина 2003г.
  6. Лукина П.И: Путь к здоровью ребёнка лежит через семью. Управление ДОУ – 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...

Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА...

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

В презентации "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ" расскрывается понятие здоровьесберегающая технология, а также предлагаются виды и формы здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ в старшей логопедической группе А второго года обучения (6-7 лет).

Использование здоровьесберигающих технологий для сохранения и укрепления здороья детей в условиях детского сада....

Конспект педагогического совета "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

Разговор о здоровьесбережении в  дошкольных образовательных учреждениях ведётся давно. Но ни администрация, ни педагоги не устают обсуждать эту тему в поиске оптимальной модели создания здоровьес...

Сохранение физического и психического здоровья детей посредством использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ

quot;Использование здоровьесберегающих т݅е݅х݅н݅о݅л݅о݅г݅и݅й݅ в п݅е݅д݅а݅г݅о݅г݅и݅ч݅е݅с݅к݅о݅м݅ п݅р݅о݅ц݅е݅с݅с݅е݅ ДОУ"...