Федеральные государственные требования
материал по теме

Консультация для родителей о новых  представлениях содержания и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральные государственные требования

(консультация для родителей)

   Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).  

   ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. 

   Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

 1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

 3) решать поставленные цели и задачи предлагается

 - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «расширения» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

 - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). 

    Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. 

    В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

   Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: 

 - формирование их общей культуры,  

 - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

 - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, 

 - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, 

 - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

   В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей: 

 1) обязательной части;          

 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.   Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

 1) пояснительная записка;

 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 4) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 5) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

    Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 

 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  с  12-ти  часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

    Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

ФГТ по дошкольному образованию

   Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

    Основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:    

 Направления развития (4)        

Образовательные области (10):

 1. Физическое развитие                 

(физическая культура, здоровье)

 2. Познавательно-речевое развитие              

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

 3. Художественно-эстетическое развитие          

(музыка, художественное творчество)

 4. Социально-личностное развитие           

(социализация, труд, безопасность)

    Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); 

-игровая («Социализация») - ведущий  вид  деятельности!

-трудовая («Труд»);

-восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);

-коммуникативная («Коммуникация»);

-познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);

-музыкально-художественная («Музыка»);

-продуктивная (Художественное творчество»).

   ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:              

1) "Совместная деятельность взрослого и детей";

2) "Самостоятельная деятельность детей"                                                          

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

открытый просмотр занятия на городском семинаре-практикуме «Внедрение федеральных государственных требований в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Тематическое итоговое игра - занятие "В мире животных", позволяющее выявить уровень усвоения знаний детьми по определенной теме с использованием игровых приемов...           ...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...