Фольклорные досуги и праздники.
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Агеева Наталия Николаевна

Сценарии фольклорных праздников для дошкольноков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornye_dosugi_i_prazdniki.rar34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

«ВЕСНА, ВЕСНА, НА ЧЁМ ПРИШЛА?»

Весенний праздник для детей старшей смешанной группы «Солнышко» (5–7 лет).

Проводится 22 марта 2012 г.

Подготовили:

  1. М.В. Корнилова – воспитатель 1-й кв. категории;
  2. Н.Н. Агеева – муз. руководитель 1-й кв. категории.

Задачи:

  1. Создать радостную атмосферу, праздничное настроение.
  2. Способствовать сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.
  3. Формировать творческие способности детей посредством народной культуры.
  4. Развивать потребность в общении с русским народным фольклорным жанром.
  5.  Воспитывать интерес и уважение к истории русского народа.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с народным календарно-обрядовым праздником святые Сороки и его значением.
  2. Разучивание стихотворений, примет и поговорок, посвящённых этому дню.
  3. Изготовление с детьми жаворонков из солёного теста.
  4. Оформление музыкального зала по теме праздника.
  5. Разучивание весенних закличек, песен, плясок, музыкальных и русских народных игр.

Оборудование и материалы:

  1. Предметы русского быта (самовар, рушники, лапти, прялка, домотканые половики, изделия народно-прикладного искусства и пр.)
  2. Русские народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, бубен).
  3. Сарафаны, рубахи, кокошники и платочки (для девочек).
  4. Косоворотки, кушаки и картузы (для мальчиков).
  5. Блуза, сарафан, венок и цветок (для Весны).
  6. Сарафан, рубаха и кокошник для муз. руководителя.
  7. Магнитофон с (аудиозаписями).
  8. Ноты.

Участники:

  1. Красны девицы и добры молодцы – дети в русских народных костюмах.
  2. Весна – М.В. Корнилова.
  3. Муз. руководитель – Н.Н. Агеева.
  4. Гости.

Ход праздника:

Дети в русских народных костюмах, исполняя «Закличку Весны» (рус. нар. мел.), свободно входят в зал с жаворонками, изготовленными  из солёного теста. Встают свободно перед гостями.

Муз. рук.:                Дай Бог тому, кто в нашем дому, -

                                Дорогим гостям, милым детушкам.

                                Наделил бы нас Господь

                                И житьём, и бытьём, и здоровьицем.

Дети дарят жаворонков гостям.

Муз. рук.: Ой, вы детушки-малолетушки, поприветствуйте гостей наших да по старой русской традиции в пояс им поклонитесь. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Пожалуйте к нам пляски да игры смотреть, песни русские слушать.

        Дети, поклонившись, садятся на стульчики.

Муз. рук.: Сегодня 22 марта – день необычный, день прилёта птиц. Называется праздник – Сороки или Жаворонки. Люди считали, что в этот день из теплых краёв прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаво ронок.  В народе так говорили об этом дне:

                        Когда вода разольётся,

                        Когда лес зазеленится,

                        Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

А ещё на 22 марта приходится весеннее равноденствие: долгота дня становится равной долготе ночи.

На Сороки зима кончается, весна начинается,

А день с ночью меряется-равняется.

В этот день на Руси происходило «заклинание весны».

                                Благослови, мати, весну закликати!

                                Будем весну встречать,

                                Будем жавороночков зазывать.

1-й Ребёнок:                Жаворонушки, прилетите-ка,

                                Весну-красну принесите-ка!

                                Нам зима-то надоела,

                                Весь овес переела,

                                Хлеб да капустка –

                                Лучшая закуска!

2-й Ребёнок:                Жаворонки, прилетите,

                                Студену зиму унесите,

                                Теплу весну принесите.

                                Зима нам надоела,

                                Весь хлеб поела.

3-й Ребёнок:                Ой, вы жаворонки, жавороночки,

                                Летите в поле,

                                Несите здоровье:

                                Первое – коровье.

                                Второе – овечье,

                                Третье – человечье.

Дети исполняют весеннюю закличку «Приди, весна, с радостью» (рус. нар. мел.).

        Под музыку в зал входит Весна.

Весна:                        Заждались? А вот и я.

                                Здравствуйте, мои друзья!

                                Я – Весна-красна,

                                Всем издали видна.

                                Ветерок меня ведёт,

                                Птицы славят мой приход.

Муз. рук.:                Здравствуй, Весна-красна, ты на чём пришла?

Весна:                        На сошечке,

На бороночке,

                                На овсяном снопочку,

                                На ржаном колосочку.

Муз. рук.:                Весна, Весна, на чём пришла?

Весна:                        На жёрдочке на тоненькой,

                                На досочке на славненькой,

                                С всходами сильными,

                                С хлебами обильными,

                                Со льном высоким,

                                С корнем глубоким.

Муз. рук.:                Весна, Весна, на чём пришла?

Весна:                        А приехала я на возочке,

                                Приплыла к вам на челночочке.

Муз. рук.:                Весна, Весна, что ты нам принесла?

Весна:                        Принесла я вам здоровья:

                                Первое – коровье.

                                Второе – овечье,

                                Третье – человечье.

                                Ребятишки, не сидите,

                                Поскорее выходите.

Вейся, вейся, хоровод,

                                Собирай честной народ.

Будем солнышко встречать,

                                А мороз прогонять!

Дети ведут хоровод и поют. Ребёнок, изображающий Весну, ходит противоходом за кругом.

        2 – 3 раза проводится музыкальная игра «Последняя снежинка», авт. О.В. Кулакова.Мы весне поём,

Мы весну зовём.

Ты, весна, приходи!

Ты тепло приводи!

        Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх – делают «воротики». Весна входит через «воротики» в круг. Следующие пять строк – считалка.

Весна считает детей. Последний по счёту ребёнок – Снежинка – выходит из круга.

                                Пусть уходят холода,                                Пусть с горы течёт вода,

                                А последняя снежинка

                                Упадёт дождинкой.

                                Раз-два-три, догони!

Дети вновь делают «воротики» - Снежинка быстро идёт под ними «змейкой». Весна пытается догнать Снежинку, двигаясь вслед за нею. Если до конца музыки Весна не успеет осалить Снежинку, то Снежинка становится Весной. Если Весна догонит Снежинку, то игра продолжается с прежней Весной.

Муз. рук.:                Мы Весну благодарим!

                                В хоровод свой пригласим.

                                Станем кругом ходить

                                Да Весну веселить!

Хоровод заведём,

Дружно все запоём!

Дети в хороводе исполняют песню «Зима проходит», обр. П. Чайковского, сл. Т. Мираджи.

Весна:                        На Сорок сороков прилетел кулик из заморья,

Вывел весну из затворья.

Весна ожила, осмелела

Да поиграть захотела.

Сразу же по считалке выбирает водящего к описанной ниже игре.

                                Теля-меля,                                Ты Емеля,

                                Третий бас.

                                Поводи-ка ты для нас!

        Проводится игра «Весна» (по принципу русской народной игры «Золотые ворота»).

Муз. рук. и выбранный по считалке ребёнок  подают друг другу руки и поднимают их вверх – это «ворота». Остальные дети, держась за руки, за Весной проходят под «воротами», напевая:

Ходит матушка Весна,

Отворяй-ка ворота:

Первый март пришёл –

Всех детей провёл;

А за ним придёт апрель –

Отворяй окно и дверь;

А за ними май –

Сколько хошь теперь гуляй!

Ходит матушка Весна,

По полям, лесам одна.

Первый раз – прощается;

Второй – воспрещается;

А на третий раз – не пропустим вас!

Со словом «Вас!» ворота захлопываются (руки опускаются вниз). Дети, оказавшиеся внутри, встают в круг (к «воротам») и игра продолжается снова.

Весна:                        А теперь, детвора,

                                И сплясать пришла пора!

        Дети с деревянными ложками исполняют пляску «Кадриль», рус. нар. мел., обр. Г. Гусевой, комп. движ. В. Дьяковой.

Весна:        Неспроста святые Сороки люди называют днём прилёта птиц. На Сороки первые птицы возвращаются и ищут себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома — улетела белобока в чащи лесные. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле. По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. 40 видов птиц в этот день должно прилететь: жаворонок – к теплу, чайка – к ледоходу, зяблик – к морозу.

А вы знаете какие-нибудь приметы или поговорки, связанные с прилётом птиц?

        Дети рассказывают выученные заранее приметы и поговорки:

  1. Сколько проталинок, столько жаворонков прилетит.
  2. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
  3. Грач на горе – весна на дворе.
  4. Грачи прямо на гнёзда летят – дружная весна.
  5. Ранний прилёт журавлей — к ранней весне.
  6. Журавль прилетит на наст — к неурожаю.
  7. Журавль прилетел — и тепло принёс, на болоте снег растает.
  8. Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.
  9. Журавль солнце приносит.
  10. Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте приносит.
  11. Трясогузка прилетит, так через 12 дней река подойдёт.
  12. Прилёт кряковых уток и куликов — на скорое тепло.
  13. Если на Сóроки синица запела — весеннее тепло кличет.  
  14. Ранние ласточки — к счастливому, урожайному году.
  15. Увидел скворца — знай: весна у крыльца.

Весна:        Хорошо, что вы про скворцов вспомнили. Скоро и они прилетят, не зря в старину после 22 марта люди обычно вешали скворечники.

Муз. рук.: А наши плотники тоже готовят скворушкам домики-скворечники.

Дети, подыгрывая на русских народных музыкальных инструментах, исполняют игровую песню «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», обр. П. Сорокина (песня Свердловской области, запись В. Вакке).

Весна:        Славные работнички!

Муз. рук.: И девицы наши от работы не бегают!

                                        Воды наносили,

Сарафаны сшили.

Песню спели,

Везде поспели!

В охотку им любое дело:

И ткать, и прясть берутся смело!

Девочки исполняют танец «Прялица», рус. нар. мел, обр. Г. Гусевой, комп. движ. Т. Ломовой.

Весна:                        Весело поётся –

                                        Весело прядётся.

                                        А теперь клубочки

Намотать придётся!

Под музыку 2 – 3 раза проводится игра-соревнование «Смотай нитки в клубок» или «Перемотай клубочек».

Пока звучит музыка участники сматывают нитки в клубки. С окончанием музыки останавливаются. Побеждает тот участник, чей клубочек окажется больше, тяжелее и аккуратнее.

Весна:        Много обрядов на Руси существовало на Сороки: весь день дети пели, играли, водили хороводы на подтаявших лужайках.

                                        Но и мы от них не отстанем,

                                        Играть да веселиться станем!

2 – 3 раза проводится русская народная игра «Кострома».

        По считалке выбирается Кострома:

                                Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы,

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

        Девочка, изображающая Кострому, стоит в центре хоровода. Остальные дети ходят вокруг неё, пританцовывая, поют. После каждого исполнения песни они останавливаются и задают  Костроме вопросы. Она отвечает, а во время следующего исполнения песни, движениями показывает свой ответ.

Дети (поют):                Ах, свет ты моя, Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

                                Ах, свет ты моя Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

Муз. рук.:                Дома, Кострома?

Дети:                        Дома!

Муз. рук.:                Что делаешь?

Кострома:                Нитки пряду!

Дети (поют):                Ах, свет ты моя, Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

                                Ах, свет ты моя Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

Муз. рук.:                Дома, Кострома?

Дети:                        Дома!

Муз. рук.:                Что делаешь?

Кострома:                Клубки мотаю!

Дети (поют):                Ах, свет ты моя, Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

                                Ах, свет ты моя Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

Муз. рук.:                Дома, Кострома?

Дети:                        Дома!

Муз. рук.:                Что делаешь?

Кострома:                Поработала – пообедаю!

Дети (поют):                Ах, свет ты моя, Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

                                Ах, свет ты моя Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

Муз. рук.:                Дома, Кострома?

Дети:                        Дома!

Муз. рук.:                Что делаешь?

Кострома:                Легла отдохнуть – уснула!

Дети (поют):                Ах, свет ты моя, Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

Тихо.

                                Ах, свет ты моя Кострома!                                Ах, свет государыня моя!

Муз. рук.:                Дома, Кострома?

Дети:                        Дома!

Муз. рук.:                Что делаешь?

Кострома:                Проснулась – попрыгаю!

Дети (поют):                Ах, свет ты моя, Кострома!

                                Ах, свет государыня моя!

Громко.

                                Ах, свет ты моя Кострома!                                Ах, свет государыня моя!

Муз. рук.:                Дома, Кострома?

Дети:                        Дома!

Муз. рук.:                Что делаешь?

Кострома:                Сейчас догонять вас буду!

        Кострома бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Весна:                        А вот лапти! Лапти, лапоточки,

                                Из лыка да бересты плетёные,

                                Лёгкие  да просторные.

                Сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться?

        2 – 3 раза под музыку проводится игра-забава «Обуй лапти!». Побеждает тот, кто быстрее обует лапти.

Весна:                        Давайте, ещё одну игру затеем,

Детей на смекалку проверим.

Я буду им рассказывать о летающих птицах и насекомых. А они пускай со словами «летят, летят» поднимают руки. Проверю, все ли здесь внимательные.

Проводится игра на внимание «Летает – не летает».

Весна произносит слова:

                        - Грачи летят, на всю Русь кричат:

                                «Гу-гу, гу-гу! Мы несём весну!».

Дети поднимают руки, произнося:

- Летят, летят!

        Весна:                - Журавли летят, на всю Русь кричат:

«У-гу, у-гу, не догнать нас никому!».

        Дети опять поднимают руки и говорят:

                                - Летят, летят!

        Весна:                - Пчёлы летят, бунчат-гудят:

«Жу-жу, жу-жу. Медовую несу росу!»

        Дети, поднимая руки, восклицают:

                                - Летят, летят!

        Весна:                - Поросята летят, полосатые визжат:

«Хрю-хрю, хрю-хрю, надоело нам в хлеву!».

        Здесь никто из детей не должен закричать «Летят, летят!». Весна может путать ребят, поднимая в этот момент руки, но не произнося слов «Летят, летят!». Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Игра продолжается.

        Весна:                - Воробьи летят, на всю Русь кричат:

«Чи-вить, чи-вить, мы хотим попить».

        Дети, поднимая руки, восклицают:

                                - Летят, летят!

        Весна:                - Синицы летят, на всю Русь кричат:

«Тень-тень, тень-тень. Приходи весна скорей!».

        Дети, поднимая руки, восклицают:

                                - Летят, летят!

        Весна:                - Жеребята летят, громче всех они мычат:

«Му-му, му-му! Ждём красавицу весну».

        Здесь опять никто не должен ошибиться.

Весна:                        Спасибо, детушки, позабавили.

                                С весельем Сороки справили.

В старину, отметив святые Сороки, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам.

                                

                                Вот и нам пора попрощаться

                                Да за дело приниматься!

                До свидания, ребята!

        Под музыку Весна уходит. Вперёд выходят чтецы.

4-й ребёнок:                Времена теперь другие,

                                Как и мысли, и дела –

                                Далеко ушла Россия

                                От страны, какой была!

5-й ребёнок:                Умный сильный наш народ

                                Далеко глядит вперёд,

                                Но преданья старины

                                Забывать мы не должны!

Все:                                Слава русской старине,

                                Слава нашей стороне!

Дети исполняют песню «Хороша Россия», муз. Г. Фиртича, сл. В. Крутецкого.

Муз. рук.:                 Тут веселью окончанье.

                                Люди добры, до свиданья!

                                Приходите снова к нам.

                                Рады мы всегда гостям!

                                Всем, кто нас видел,

                                Всем, кто нас слышал…

Все:                                Доброго здоровья!

        

Дети под музыку выходят из зала.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред.Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 152 с.
  2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 144 с.
  3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6–7 лет): из опыта работы муз. руководителей дет. садов. / Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.:. Просвещение, 1984. – 228 с., ил., нот.
  4. Гусева Г. Танцы разных народов (с диском). – Санкт-Петербург: Редакция «Свежий ветер», Выпуск № 31, 2010. – 32 с.
  5. Музыкальный руководитель. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 1, 2012. – 66 с.
  6. Ребёнок в детском саду. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», № 1, 2012. – 98 с.
  7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

Фольклорный досуг

фольклорный досуг для детей дошкольного возраста....

фольклорный досуг "Играй гармонь"

фольклорный досуг для детей старшего возраста...

Фольклорный досуг МАСЛЕНИЦА

Проведение фолькорный досуга Маленица в ГБДОУ № 44 Кировского р-намузыкальный руководитель - Прошкина О.В....

Фольклорный досуг в подготовительной группе "Летнии посиделки"

Летний фолклорный досуг для подготовительной группы...

Сценарий фольклорного досуга "Посиделки - праздник души"

Данный сценарий содержит цели, задачи фольклорного досуга.  Стихи и частушки, прибаутки....