Методическая разработка фольклорного досуга на тему патриотического воспитания «Нам посчастливилось родиться на Руси. Обычаи русского лета».
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Автор: Трамова Лаура Юрьевна

воспитаталь ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный досуг на тему патриотического воспитания  для детей подготовительной группы:

«Нам посчастливилось родиться на Руси. Обычаи русского лета».

Цели:

1.        Познакомить детей с русским устным народным творчеством, традициями, обычаями

2.        Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, к русской народной культуре, уважение друг к другу, заботу о природе

Оборудование:

Широкая полоса ткани голубого или синего цвета (речка), венок, платочки по количеству девочек, бутафорская берёза, коробок с ленточками

Ход досуга:

На фоне русской мелодии дети, одетые в русские народные костюмы, парами (мальчик-девочка) входят в зал и садятся на стулья

1-й ребёнок:

Мне посчастливилось родиться на Руси,

И я готов хоть на руках её нести.

2-й ребенок

Я по земле родной хожу-не нахожусь

Я волей - вольною дышу-не надышусь

Ведущая: Сегодня мы совершим путешествие в старину, поучаствуем в обрядах русского народа, которые из глубины веков дошли до наших дней.

Гой вы, славные наши гостюшки,

Разлюбезные милые детушки.

Расскажу я вам о святой Руси,

О далёких временах, нам не ведомых...

Жили-были тогда добры молодцы,

Раскрасавицы красны девицы,

А у них были добры матушки,

Бородатые мудрые батюшки.

Умели они пахать да косить

Дома-терема рубить,

Умели они и холсты ткать,

Умели шить и даже прясть…..        

А красны девицы на реку ходили,

 Венки в воду бросали,

К какому берегу венок приплывёт,

Там красна девица добра молодца найдёт и на танец с ним пойдёт.

(на фоне русской народной мелодии девочки встают по одну сторону «реки», мальчики по другую, девочки по очереди бросают венок к ногам мальчика,, выбирая себе пару для танца)

Русский народный танец с платочками

Ведущая: Молодцы, красивый танец получился у вас. А теперь садитесь и послушайте, что я вам расскажу. На седьмой неделе после Пасхи наступает большой праздник «Семик», когда люди на Руси прощаются с весной и встречают лето. В эту неделю играли особенно много песен-хороводов, Считалось, что эти обычаи играть песни и хороводы увеличивают силу плодородия земли. Поэтому неделю эту ещё называли «зелёная».

Девушки на лужайках выбирали самую красивую берёзку и украшали её разноцветными ленточками, венками. Берёзку, чествовали особо: пели песни, водили хороводы, Взрослые приносили на лужайку всякие угощения, обязательным среди которых была яичница.

Давайте и мы украсим берёзку вот этими ленточками ( Даёт коробок с разноцветными лентами ребенку).

Ребёнок:

Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!

 Мы к тебе идём, мы ленточки несём.

Кувшин молока, да на закуску пирога,        

Завивайся, берёзка, завивайся, кудрява!

(ребёнок раздаёт ленточки)

Дети и гости на фоне мелодии завязывают ленты на берёзку

Ведущая: Березку украсили, теперь можно и лето встретить.

Встретить, да приветить. Давайте позовём лето к нам в гости.

Дети хором:

Приходи к нам Лето красное

 С зорьками ясными,

Со светлыми росами,

С ливнями и грозами,

С медовыми цветами,

С высокими хлебами,

С душистыми травами,

С зелеными дубравами!

(входит лето)

Лето: Здравствуйте, дорогие мои! к вам спешила я не зря.

Знаю, всем вам лето мило, люба алая заря

Какие вы молодцы, берёзке уже кудри завили, а вы знаете, с кем на Руси сравнивали берёзку? ( ответы детей)

Берёзка - девица-краса

В убор зелёный нарядилась,

И словно чистая роса,

От солнышка засеребрилась.

А вы знаете, почему я сказала: «берёзке кудри завили?» (объяснить, если дети затрудняются с ответом, что раньше не было бигуди, накручивались на ленточки) берёзоньку уже украсили, а теперь давайте хороводы водить, берёзоньку, да землю-матушку прославлять

Дети заводят хоровод под русскую народную песню «Земелюшка-чернозем»

1.        Земелюшка-чернозем,  

Земелюшка-чернозем (идут по кругу притопывая)

Чернозем, чернозем,

Земелюшка-чернозем. (в другую сторону)

2.        Тут березка выросла,  

Тут березка выросла. (поворачиваются лицом в круг)

Выросла, выросла,

 Тут березка выросла. (медленно поднимают обе руки)

3.        На березке листочки,

На березки листочки.(качают наверху руками)

Листочки, листочки,

 На березке листочки.    

  4.  Под березкой травонька,  

           Под березкой травонька. (качают внизу руками)

Травонька, травонька,

Под березкой травонька.

5.        На травоньке цветики,  

 На травоньке цветики.(идут по кругу притопывая)

Цветики, цветики,

 На травоньке цветики. (в другую сторону)

6.  Рвали цветы со травы,

  Рвали цветы со травы. (имитируют  срывание цветов)

Со травы, со травы,

 Рвали цветы со травы.

Лето: В воскресенье на седьмой неделе после Пасхи наступает праздник Троицы, когда можно совершать обряд «кумления»- выбирать себе подружку. Давайте, бояре и мы с вами будем петь, припевать княгинь выбирать.

Проводится русская народная игра "Бояре": Мальчики и девочки выстраиваются в шеренгу напротив друг друга, скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа (через одного) справа, а левую - с правой рукой соседа

( через одного) слева. Шеренги, по очереди, опустив руки, идут вперёд и возвращаются назад со словами:,

Парни:

"Княгини, а мы к вам пришли, ( подходят)

Молодые, а мы к вам пришли?" (отходят)

Девочки:

"Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли?"

Парни:

"Княгини, нам подруга нужна

Молодые, нам подруга нужна."

Девочки:

"Бояре, а какая вам нужна,

Молодые, а какая нужна?»

Парни: (Совещаются)

"Княгини, нам вот эта нужна,

Молодые, нам вот эта нужна."(все вместе указывают на выбранную девочку)

 Девочки:

"бояре, открывайте ворота,

Молодые открывайте ворота" (два мальчика образуют «ворота», сцепив руки, выбранная девочка бежит , стремясь «разбить» руки, если ей это не удаётся, она встаёт в шеренгу вместе с мальчиками.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Лето: Выходи, честной народ, да вставай-ка в хоровод

Хоровод: «на горе-то калина»

Дети одновременно поют и выполняют движения.

На горе-то калина,

под горою малина (подняв сцепленные руки, идут по кругу вправо),

Ну, что ж,  кому  дело малина,

ну, кому какое дело калина (останавливаются, делают четыре скользящих хлопка в ладоши, а на слове "калина" три притопа).

Там девицы гуляли,

 там красные гуляли ( идут обратно в круг),

Калинушку ломали,

калинушку ломали (дети рвут сначала правой, потом левой рукой "калину")

Во пучочки вязали,

во пучочки вязали  ("вяжут").

На дорожку бросали,

на дорожку бросали (кладут правую руку на левую, на слове "бросали" энергично в сторону опускают руку),

Ну, что ж кому дело, бросали,

 ну кому какое дело бросали! (повторяют движения припева).

Лето:  теперь давайте игры  играть, да плетень заплетать

 Игра «плетень»

 В игре участвуют  команды по 4—5 человек в каждой. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую - с правой рукой соседа справа. Шеренги, по очереди, опустив руки, идут вперёд и возвращаются назад со словами:

Раз, два. три, четыре, будет наш плетень хорош.

Раз, два. три, четыре, в огород не попадёшь.

После этого дети расходятся или разбегаются по залу. По сигналу взрослого они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действия первой.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие в старину, в русские обычаи.

Лето: И мне пора на другие поляны

Но праздник наш летний ещё не закончен,

Три месяца будут, теплы его ночи.

Три месяца солнечны, радостны дни,

Пусть только удачу приносят они!

Хочу, чтобы вы подросли поскорее,

чтоб солнечным летом вы все загорели,

Наелись и ягод, и разных плодов,

И чтоб на рыбалке был лучший улов!

Пусть лето запомнится играми детства!

Желаю на мам в отпусках наглядеться!

Гулять всей семьёй по лесам и полям!

Желаю хорошего отдыха вам! ( уходит, подарив пряники)

Ведущая: Погоди, не уходи, Лето, пойдём с нами, с пряниками чай пить

( все выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к дидактической игре по патриотическому воспитанию «Знатоки родного края»

Игра поможет закрепить знания детей о памятниках слободы, в которой они живут, прививать любовь к родине, развивать память и речь....

Методическая разработка фольклорного досуга «Посиделки» для детей старше-подготовительной группы с ОВЗ (с ТНР) .

Фольклорный досуг для детей старше-подготовительного возраста и их родителей....

Методическая разработка вечера досуга по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

В разработке представлены области интеграции , цели, задачи, оборудование; план проведения досуга с названиями игр, аудиозаписей....

методическая разработка "Виды проектов по нравственно - патриотическому воспитанию"

Данный материал познакомит педагогов с основными видами проектов по патриотическому воспитанию дошкольников....

Методическая разработка.Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе. Тема «Наша дружная семья»

Конспект непрерывно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе.Тема «Наша дружная семья»...

Методическая разработка конспекта занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в разновозрастной группе. Тема: «Я и моя семья».

АДМИНИСТРАЦИЯГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30 г. ХИМКИДО...