Рефлексивный круг общения
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Рефлексивный круг общения поможет сформировать у ребенка потребность и умение быть внутренне свободным, развивть способность выслушивать товарищей, воспитать взаимовыручку и доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksivnyy_krug_obshcheniya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное общеобразовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного  вида»  №221

 Кемеровской области

            Рефлексивный круг общения

                          

                                                                                                        подготовила

                                                                            воспитатель                     

                                                          Елена Викторовна Никифорова

                   

           

                                    Г.  КЕМЕРОВО

                                                    2012

Содержание

Введение………………………………………………   5          

Характеристика  рефлексивного круга   и его влияние

на развитие  детей дошкольного возраста……                                                                  

Основные принципы работы………………………………………………     6

Планирование…………………………………………………………………  8

Приложение…………………………………………………………………   10

Список литературы……………………………………………………           14

                                                               

                                 

                           

3

Цель:     Раскрытие “я”  ребёнка,  присущей только его индивидуальности.

Задачи:

              1.Развивать уверенность в себе, способность выслушивать    

                 товарищей.

             

              2.Развивать коммуникабельные способности и коммуникативные

                  навыки.

              3. Обучать детей установлению контакта между собой.

              4. Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение      

                  друг к другу.

            

                                                                                                                               4

         Рефлексивный круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным. «Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на самораскрытие своего внутреннего мира.

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность нашей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними. В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет, иногда несколько занятий объединяются общим сюжетом. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность занятий и интерес к изучаемому материалу, проблеме. Занятия программы «Рефлексивный круг» построены на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация приобретает для них личностную окраску.

       

                                                                                                                                                                                                                                5

Я работаю с детьми старшего  возраста.

Каждый год ко мне в группу приходят дети старшего возраста.

У некоторых  детей очень тяжело и болезненно проходит

адаптационный период.

Адаптационный период длится около 3-4 месяцев.

Дети  долго привыкают друг к другу, возникают разногласия в общении.

Наблюдая  за детьми, я пришла к выводу, чем быстрее они привыкнут друг к другу, тем  меньше будет конфликтов и разногласий.

Чтобы быстрее сплотить коллектив, я стала проводить

рефлексивный круг.

Каждый новый день у нас начинается с круга общения.

Этот круг дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

 Круг общения помогает мне узнать, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, а ребенку настроиться на дальнейшие игры и общение.

Например:  «Завяжи  бантик солнышку»

Дети завязывают солнышку бантики в соответствии с настроением.

Настроение отражается в цвете.

 Красный — веселое настроение, зеленое - ленивое,

синий - беспокойное,  черный - грустное.

Наше общение обязательно завершается игрой на  развитие каких-либо творческих способностей.

В конце рабочего дня  круг общения, помогает узнать с каким настроением дети уходят домой.

Детям очень нравится общаться и играть вместе. Они с нетерпение ждут следующего дня и приходят с радостью в детский сад. Таким образом, адаптационный период  проходит незаметно для детей.                        

                       

                                                                                                                               6

Есть несколько видов рефлексивных  кругов:

«Что такое радость?» - Развивает умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

«Мир моих фантазий» - (развивает воображение),

«Я глазами других» - (развивает уверенность) и другие.

Я  остановлюсь на одном из кругов общения:

                                          «Я и другие».

Цель:  

1. Развивать уверенность в себе, умение высказывать своё мнение, способность  внимательно выслушивать своих  товарищей.

2.  Развивать воображение.

3.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Материал:      Клубок  ниток, спокойная музыка.

Содержание:   Дети в кругу. В руках у воспитателя клубок  ниток.

Воспитатель:  Давайте  узнаем, что вы больше всего любите.

Звучит музыка и воспитатель говорит, что я  люблю  гулять в лесу.

Затем   передает клубок ребёнку и каждый высказывает своё мнение,

потом клубок возвращается к  воспитателю.

Получилась вот такая паутинка.  Паутинка сплела нас в единое целое.

Теперь  мы с вами едины.

Она  очень тонкая и в любой момент может разорваться.

Так давайте сделаем так, чтобы никто и никогда не мог  поссорить нас друг с другом и разорвать нашу дружбу. Дети закрывают глаза и представляют, что они едины (паутинку сматывают в клубок).                                                                                                                                                                                                                                                                

         

  7

Тематическое планирование по развитию внимания и  памяти  в  подготовительной  группе.   

месяц

тема

игра

  сентябрь

«Мой внутренний мир»

1 неделя  «Моё настроение»

2 неделя:   «Мои мечты»

3 неделя:  «  Мои секреты»

4 неделя  «Моё настроение

«Сосчитай»

«Фильм»

Игра на воображение

   

     октябрь

1неделя:   «Моё настроение»

2 неделя:   «Мои тайны»

3 неделя:    «Обида»

4 неделя   «Моё настроение»

«Завитки»

«Дорисуй»

«Найди пару»

«Смеяться запрещается»

     

      ноябрь

1 неделя «Удивление»

2 неделя:  «Мои сны»

3 неделя:   «Радость»

4 неделя    «Моё настроение»

«Помоги белочке

«Выполни движение» «Аквариум»

«Шурум-бурум»

             

        декабрь

1 неделя    «Мир фантазий»

2 неделя:   «Волшебная страна»

3 неделя:    «Необитаемый остров»

4 неделя    « Моё настроение»

»Распредели на группы»          «Фильм»

«Разошли письма»

«Волшебное исчезновение

                                                

       январь

3 неделя:  «Волшебство»

4 неделя:  «Моё настроение»

 «Исправь ошибку»

«Передай движение»

«Почта»

  8                                                                                                                         

февраль

1 неделя:    «Волшебные очки»

2 неделя:    «Маска я тебя знаю»

3 неделя:    «Мир будущего»

4 неделя        «Моё настроение»

«Гусеница»

«Паутинка»

«Танец Дружбы»

«Палочки»

           

            Март                                    

                     «Мир детства»  

1неделя      «Моя игрушка»      

2 неделя     «Мой день рождения»    

3 неделя:    «Моё настроение»

4 неделя     «Подарок»

«Здравствуй»

«Найди птиц»

п./и «Волны»

«Палочки»

                         апрель

«Мир вокруг нас»

1неделя:    «Мне в тебе нравится…»

2 неделя:   «Как прекрасен этот мир»

3 неделя:   «Моё настроение»

4 неделя:   «Ладони – солнышки»

«Паровозики»

«Ладони – солнышки»

- рисунки

«Раздувайся пузырь»

Май                                        

1неделя:      «Есть у солнышка друзья»    

2 неделя:     «Цветы и бабочки»

3-4 неделя:  «Планета детей»

«Обезьянки»»

«Барабан»

п./и « Паровозик»

рисуем «Цветы и бабочки»

                                                                                                                                                                                                                                   

                         

                                                                                                                             

9                   

«Я глазами других».

Цель:   Дать детям представления  об индивидуальности.  Неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе, формировать умение принимать отличную от своей точки зрения.

Материал:    камешек, коврики.

Содержание:  Дети сидят в кругу на ковриках. Педагог показывает волшебный камешек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают волшебный камешек друг другу

Со словами: ,,Я дарю тебе камешек, потому что ты…”

Итог: при помощи камешка вы  много сказали доброго и хорошего.

«Тайна моего “я”».

Цель:    Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои  чувства  и  говорить о них, воспитывать навыки эмпатического  общения, умение принять и выслушать другого человека; развивать способность  понимать себя самого.

Материал:  подсвечник со свечёй, спички, зеркальце, классическая музыка.

Содержание:   Дети сидят в кругу.  Горит свеча.  Помните сказку  

А. С. Пушкина ,,О мёртвой царевне’’, чтобы узнать что - нибудь о себе.                                                                                                                              

Царица доставала волшебное зеркальце и  приказывала ему: ,, Свет мой зеркальце,  скажи, да  всю  правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” Педагог показывает детям ,,волшебное зеркальце” и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос: ,, Кто я?”. Давай посмотрим на пламя свечи.  Оно поможет нам вспомнить о                                                                                                                                                                                                                                                                                 чувствах – успехах и не удачах”. Звучит музыка и педагог рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о

недостатках и можем исправить их. Давайте внимательнее относиться друг

к другу.  Дети берутся за руки и задувают свечу.

10

«Я и мои эмоции».

Цель:   Учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей.

Материал:   пиктограмма, коврик, музыка.

Содержание:  Дети сидят в кругу на ковриках. В центре карточки с изображением  различных оттенков настроений. Педагог  предлагает взять карточки, которые больше всего подходят больше всего вашему настроению.  После того, как дети возьмут подходящею для себя карточку. Педагог делает вывод, какое настроение у детей - грустное,                                                                                                                              

весёлое, задумчивое.  А  что надо для того, чтобы настроение улучшилось?  Давайте рассмеёмся  и  забудем   о плохом настроении.                                                                                                                

«Я и другие».

Цель:  Формировать доброжелательное отношение друг к другу,

Развивать  в детях умение выражать своё отношение к другим, (если нужно критично, но тактично.)

Материал:    клубок ниток, спокойная музыка.

Содержание:       Дети в кругу. В руках у педагога клубок  ниток.

Воспитатель: Вы дружите много лет, и вы все знает друг друга.

Все вы разные, знаете достоинства и недостатки друг друга.

А что бы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше?

Звучит музыка, дети говорят пожелания друг другу. Педагог говорит                                                                                                               пожелание рядом сидящему ребёнку (пример:  чтобы он меньше плакал и больше играл с детьми.) Затем  взрослый передает клубок ребёнку (ребенок говорит пожелание рядом сидящему) и т.д., потом клубок возвращается

к педагогу.  Дети закрывают  глаза и представляют, что они едины.        

11                                                                                                                  

«Мир моих фантазий».

Цель: Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное  отношение друг к другу.

Материал:   стульчик на каждого ребёнка,  цветик - семицветик.

Содержание:   Дети на стульчиках в кругу.  Педагог обращает их внимание на  цветик - семицветик,  который держит в руках: «Помните сказку о девочке, у которой был  волшебный цветок, его лепестки  выполняли заветное желание:

                                 Лети, лети,  лепесток,

                                 Через запад на восток,

                                 Через север, через юг,

                                 Возвращайся, сделав круг,

                                 Лишь коснёшься ты земли,

                                 Быть по-моему вели!

Воспитатель: Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит любые желания.  Для этого надо оторвать один лепесток и загадать желание и рассказать о своей мечте. ”Дети по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего бы они хотели.  

Воспитатель: Дети, какое желание  вам больше всего понравилось?

У каждого   были разные желания, у одних о себе, у других они связаны с друзьями, с родителями.  Но все ваши желания обязательно сбудутся.                                                                                                                                                                                                                                      

«Как я могу изменить мир к лучшему?»

Цель:  Развивать у детей  воображение,  умение выслушивать мнение другого, принимать иную точку зрения, отличную от своей, формировать сплочённость группы.

Материал:         „Волшебные“ очки.

Содержание:   Дети сидят в кругу.  Педагог показывает „Волшебные“
очки:  „Тот, кто их  оденет,  увидит в других людях только хорошее,  

12

даже то, что не всегда сразу заметно. Каждый из вас примерит очки и рассмотрит остальных“.

Дети по очереди надевают очки и называют достоинства друг друга.

Воспитатель: „А сейчас мы снова  наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Что бы вы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?“ (дети отвечают)

Это всё помогает нам увидеть  в других, что-то хорошее.

«Что такое радость?»

Цель:  Развивать умение адекватно выражать своё эмоциональное состояние, понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материал:  Фото радостных лиц детей, пиктограмма “радость“, солнышко, красный фломастер.

Содержание:   Дети сидят в кругу. Рассматривают фото

 Воспитатель:

- Какое чувство изображено на них?    (улыбка)  

- Что для этого надо сделать?  (улыбнуться)

Поздоровайтесь  друг с другом.  Каждый ребенок поворачивается к другу справа, называет его по имени и говорит, что рад его видеть.

Воспитатель: Теперь расскажите, что такое радость? Закончите предложение: „Я радуюсь, когда…“. (дети заканчивают предложения). Педагог записывает  пожелания на листочках и прикрепляет к лучикам. У каждого своя радость, но она передается друг другу.

                                   

                                                                                         

                                       Список литературы

1. Чарнецкая  Л.В. Развитие коммуникабельных способностей у дошкольников:

     Практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных    

    учреждений / Л.В.Чернецкая. – Ростов Н.Д.: Феникс. 2005. -  256с.: - (Школа  развития).

Статьи из журналов

2. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом  / Под  научной ред.      

      Г.А.Тростянская. - Москва. ,  2006.-№6-с.12-15.

3. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом  / Под  научной ред.      

      Г. А. Тростянская. - Москва. , 2007.-№1 - с. 14-17.

4. «Воспитание дошкольника». ООО Издательский дом  / Под  научной ред.      

      Г. А. Тростянская. - Москва. , 2007.-№3 - с. 25-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"

Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...

Открытое занятие "Рефлексивный круг общения по технологии Н.П. Гришаевой"

Конспект занятия рефлексивный круг общения «Кто для ребят примером будет?»Цель: формировать характер ребенка, развитие воображения.Задачи:1. Развивать уверенность в себе, способность выслу...

Рефлексивный круг общения «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Программное содержание: Образовательные: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе. раз...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста «Ежедневный рефлексивный круг» Н.П. Гришаевой»

Памятка для педагогов "Формирование рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста ;Ежедневный рефлексивный круг" Н.П. Гришаевой;....

Рефлексивный круг общения

Метод социализации детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...