Сообщение из опыта работы: "Формирование этнических ценностей через сказку".
материал на тему

 

Актуальность проблемы.

 

В современных условиях развития общества значительно меняются требования к образованию. Дошкольное образование чутко реагирует на все изменения в обществе. Ведущими российскими педагогами разрабатываются новые программы обучения и воспитания в детском саду, отвечающие более высоким требованиям, предъявляемым к уровню познавательной деятельности ребенка.

Отечественные дидакты за последние годы провели значительную разведку в обнаружении таких путей обучения, которые обеспечивали бы активизацию познавательной деятельности детей. Проблемное обучение, эвристические методы обучения разработаны отечественными специалистами, исследователями Л.А.Венгер,И.Я.Лернер, Т.И.Шамова.

Особое внимание обращается на организацию познавательной деятельности дошкольников.

Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира.

Мною была разработана программа «Формирование этнических ценностей через сказку» - это своеобразный экскурс в Культуру мира с целью помочь детям узнать и полюбить культурное и природное разнообразие нашей планеты и в то же время сформировать в них качества, необходимые для того, чтобы вырасти человеком, способным увидеть мир  многоплановым и единым.

Народная сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка. Дети, познакомившись со сказками разных народов, смогут не только больше узнать об их культуре, нравственных ценностях, обычаях, природе, что очень важно, лучше узнать, понять и полюбить свою собственную страну, оценить ее своеобразие и неповторимость. Дети начнут понимать, что каждый народ неповторим и самобытен и одновременно что у нас много общего.

Цель:

Формирование основ Культуры мира, выраженных в миролюбии, любви и уважении к другим народам и культурам, широком кругозоре и чувстве единения со всем миром.

Задачи:

  • Познакомить с народными сказками различных стран, их культурой, миром природы и человека.
  • Формировать, понимать смысл сказок разных народов, умение находить в них нравственно полезное и видеть общее.
  • Показать разнообразие людей, культур, природы и помочь увидеть в них общее начало.
  • Развивать чувство восприятия красоты в разнообразных ее проявлениях. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение ко всем людям, народам и их культурам, природе, а также к своей родине - неотъемлемой части нашего общего Дома - планеты Земля.

Разнообразные сведения, приобретаемые ребенком в результате чтения сказок, оказывают положительное влияние на развитие его познавательных интересов. От героев сказок мы узнаем о дружбе народов, о единстве человека и природы, о традициях. Героями сказок называют людей, совершающих великие поступки, подвиги. Не для себя и не ради себя, а ради других людей, ради добра. Увеличивая и утверждая в ребенке Добро, мы уменьшаем силу зла. Вера в добро, справедливость, красоту, любовь, истину дает ребенку психологическую устойчивость и силу преодоления.

 

Свою работу над данной темой начала с разработки перспективного плана по всем возрастным группам. Были проведены литературные вечера, где происходило знакомство детей со сказками Мира.

Разработала конспекты  игр-занятий, как фронтальных, так и индивидуальных.

Перед каждым таким занятием знакомила детей со сказками того народа, куда собирались в путешествие.

Для того, чтобы заинтересовать детей, каждую образовательную деятельность,  стараюсь построить в форме путешествия. Вместе с детьми находили на карте нужную страну, беседовали как можно до нее (этой страны добраться), выбирали вместе вид транспорта и отправляюсь в путешествие.

Для того чтобы, дети почувствовали красоту  природы, и народного творчества, старалась как можно больше использовать красочного, иллюстративного материала, поделок и т.д.

Путешествуя с детьми по карте Мира, рассказывая им о странах, народах. Я старалась всегда сравнить культуру и быт своего народа с культурой и бытом других стран. После знакомства с той или иной страной проводили конкурс рисунков по странам. Для лучшего усвоения проекта были изготовлены дидактические игры: « Собери карту », «Кто, где, живет? » и т.д.,

использовались кроссворды, загадки, ребусы. Проводила « Викторину », дети проявляли еще больший интерес к окружающему миру.

Для достижения хороших результатов в работе я решила, что необходимо привлечь на свою сторону родителей, объяснить им цели и задачи нашей будущей работы. Для этого была проведена беседа, где было подробно изложена концепция моей работы. Родители в процессе работы стали проявлять большой интерес. Они покупали своим детям энциклопедии, журналы, книги сказок разных народов.

В группе оформляли плакаты, альбомы, панорамы, которые рассказывали о традициях и уникальности каждого народа. Для всех пособий было отведено специальное, доступное место, дети могли свободно брать и изучать то, что их интересовало. Дети с удовольствием устраивали путешествия по большой карте Мира, они командно находили нужный материал, сказку той или иной страны.  

 «Формирование этнических представлений через сказку» - это единственная разработка, которая ставит перед собой задачу рассказать детям о разных странах, народах, культурах, ввести в мир общих для всех людей этнических ценностей через самое близкое и доступное детям - через сказку.

Сказка в данной программе становится гидом, проводником в каждую новую страну, в ее культуру, в мир природы и человека, его нравственных ценностей.

Именно народные сказки сохранили ту общечеловеческую мораль, которую увы, сегодня многие растеряли.

Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, идущих по миру с миром. Эти люди должны знать, что их объединяет с другими, пусть непохожими, даже совсем непохожими на них. Единство - одно из самых основных, важнейших законов природы, одно из важных общечеловеческих ценностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком ...

Сообщение из опыта работы «Формирование патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста»

Как приобщить подрастающее поколение к культуре своего народа? Как разбудить нравственно-патриотические чувства маленького гражданина?...

Сообщение из опыта работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»

Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни может быть эффективным при условии, если работу педагог целенаправленно проводит с воспитанниками и родителями, а также уделяет особое вни...

Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....

Сообщение из опыта работы: «Формирование социально-коммуникативных навыков через музыкальную деятельность».

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....