Сообщение из опыта работы "Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"
консультация на тему

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий»  

                                                                                                                                                                                                   

                                                                «Забота о здоровье – это важнейший труд

                                                                 воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

                                                                детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

                                                                умственное развитие, прочность знаний, вера

                                                                в свои силы»    

                                                                                                              В. А. Сухомлинский.

                                                                                                                                                                                           

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье»«Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.  Возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

  Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие        технологии».

          Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий:

 обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для формирования, сохранения и укрепления представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе   проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и занятия физкультурой сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу младшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Разнообразие форм проведения утренней гимнастики (в сюжетной форме, с предметами и без них) способствуют формированию интереса детей к ней.  

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.  

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на физкультурных и музыкальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между непосредственной образовательной деятельностью.  

Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется и во время прогулок.   Каждая прогулка   имеет определенное содержание. Так, для прогулки планируется ряд подвижных игр, эстафет, соревнований, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе и т.д.          

 Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности   на прогулке оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том числе изготовлен инвентарь.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие движений в полной мере не обеспечит укрепление здоровья. Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия содействуют созданию привычек здорового образа жизни.

        Закаливая детский организм используются все факторы природы (солнце, воздух и вода). Из специальных мер закаливания воздухом применяются: утренний прием на свежем воздухе, воздушные ванны с упражнениями; одежда, соответствующая температуре воздуха; дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика; подвижные игры на прогулке.

          Лето для детского сада – особое время. В летний период года проводится закаливание водой и солнцем: солнечные ванны; босохождение по траве; обширное умывание (руки до локтя); мытьё ног; игры с водой.

        Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными в работе    по оздоровлению постоянно чередуется учебная деятельность с активным отдыхом. Физкультурные праздники, дни здоровья, досуги являются важным компонентом в создании инновационных здоровьесберегающих технологий. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитанию у ребят такие важные черты характера как дисциплинированность, дружбу, ответственность.

Также в работе по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Главным компонентом формирования, сохранения и укрепления здоровья детей является стабильность психоэмоционального состояния или охрана психического здоровья детей.

 Психогимнастика - это специальные упражнения, направленные на развитие эмоциональной психики ребенка. Эти упражнения помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

        Также для охраны психического здоровья используются приемы релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы. Цель такой работы – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи.

 Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Успех во многом зависит от того, продолжается ли она в семье. Главное не заставлять непременно всех детей повторять упражнения. Можно просто посидеть тихо, спокойно посмотреть, как расслабляются остальные дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.

В группе создан уголок уединения, где ребенок может побыть один с любимой игрушкой, книгой.

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок   широко используем художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Также важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

 Но ни одна, даже самая лучшая программа и методика физкультурно- оздоровительной работы не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.  Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей.  В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением медицинского работника, спортивные семейные эстафеты. 

Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно - оздоровительных, лечебно- профилактических мероприятий позволяет

эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет

достичь положительных результатов, повышения уровня физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагоги­ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня­тий с использованием этих технологий поможет обеспечи...

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

Обмен опытом с коллегами по адаптации детей к детскому саду: "Укрепление психофизического здоровья детей раннего возраста посредством здоровьесберегающих технологий"

Процесс адаптации к детскому саду требует больших затрат и часто проходит с напряжением психических и физических сил организма, именно поэтому  сохранение здоровья в период адаптации ребенка к де...