"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК "
материал по теме

Упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_razvivayushchih_igr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР

 И УПРАЖНЕНИЙ   В  РАЗВИТИИ  

МЕЛКОЙ   МОТОРИКИ  РУК »

                                                                                                                                            Воспитатель первой квалифицированной категории                                                                                                                                             МБ ДОУ « Детский сад № 27

« Росинка»                                                                                                                                            Пучининой Н.П.        

        

Набережные Челны

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев »

                                                                                                  ( В.А. Сухомлинский )

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Речь является  инструментом развития высших отделов психики растущего человека. Однако не все малыши имеют одинаковый  уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

В этом возрасте у детей начинает появляться особый интерес к словам. Неустойчив еще и голос: некоторые дети говорят очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо. Речь развивается в процессе подражания. Подражает ребенок сначала артикуляции – речедвижениям.

Это подражание еще не осмысленное, инстинктивное. В детском саду ребенок в своих речевых действиях подражает воспитателям. Малыш подражает взрослому в способе действия, в речи, а позже – и в оценках. Подражание лежит в основе зарождения игры.

Развитие речи детей раннего возраста наиболее эффективно происходит в процессе специально организованных игр. Для индивидуальной работы можно предложить упражнения и игры по развитию мелкой моторики рук, способствующие появлению в речи первых слов.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, следовательно, тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие речи. Чтобы ребенок начал говорить,  у него обязательно должен возникнуть интерес к предметам и потребность к ним. Речь совершенствуется под влиянием  кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,  внимание, связанная речь.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно пугать педагогов и родителей в панику, слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.  Существует много игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики. Все задания выполнять необходимо в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в  конце – двумя руками вместе. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется 2-3 раза в день. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Вначале ребенка необходимо обучить приемам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецентров, проводящих путей.

Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев  в направлении от кончиков  к ладони одной руки, затем другой;

- далее проводиться растирание ладони сначала одной руки от серидины к краям  больших пальцев другой руки;

- разминаем и растираем каждый палец вдоль, а затем поперек;

- растираем пальчики спиралевидными движениями;        

- разгибаем и сгибаем пальчики;

- катаем между ладошками и пальчиками шарики разного размера;

- всем детям можно дать рвать бумагу и отщипывать кусочки пластилина;

- перекладывать из одной коробки в другую мелкие предметы;

- ребенок должен на ощупь угадать, что лежит в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монеты, кольцо);

б) мелкие игрушки;

в) геометрические фигуры, различной величины.

Все игры и упражнения, задания и пальчиковые гимнастики можно использовать, как часть занятия, например:

                        Тема: «Грибы»

        «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

От того и потолстел,

(загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца)

        «За грибами»

Солнце утром встает рано,

Всех детишек приласкала,

(ладони скрепить, пальцы широко раздвинуть – солнышко)

За грибами мы пошли.

(пальцы «идут по столу, коленям)

Три лукошка принесли.

(показать три пальца)

        «Выложи грибок» (из крупы)

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Задание детям:

а) выложи перловый грибок по нарисованному контуру;

Детям эти веселые игры очень нравятся.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб "Гармония" для родителей. Тема:"Упражнения для мелкой моторики рук"

Упражнения для мелкой моторики весьма полезны для развития малыша. Вы можете вместе с крохой легко освоить эти простые игры. Будьте уверены: ваш ребенок полюбит столь увлекательное занятие! Суть игры ...

Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...

Игры и упражнения для мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно мо...

Упражнения на мелкую моторику рук. Здоровьесберегающие технологии. Разработал воспитатель Рыжикова Е. А. АНО ДО "Планета детства "Лада", ДС № 164 "Весточка"

Здесь приведены некоторые упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ряд упражнений на развитие внимания и тактильн...

Упражнения для мелкой моторики

Подборка упражнений для мелкой моторики, которые можно проводить индивидуально или фронтально во время занятий....

Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

Развитие мелкой моторикирук ст дошк.

Развитие мелкой моторикирук ст дошк....