«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме

 

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

 Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных,  понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ped_deyatel._soshkina_a.s..docx97.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 7»

г. Калачинска Омской области

Проект педагогической деятельности

«Познавательно-исследовательская  деятельность как средство

формирования экологического мировоззрения

у детей дошкольного возраста»

воспитателя

Сошкиной Анны Сергеевны

Калачинск - 2011

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне  мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающей личности.

Природа наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели  М.Пришвин,  В.Бианки, К.Паустовский.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

 Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, животных,  понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Реализация моего педагогического проекта по организации познавательно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, этому способствует созданная предметно-развивающая среда на участках Учреждения: «сухой ручей»,  огород, цветник, луг, заложен фруктовый сад, высажены лиственные и хвойные породы деревьев. Все это  обогащает  опыт познания и самопознания детей, формирует сострадание к живому, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций позволяет развить у детей важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Почему я заинтересовалась именно экологическим мировоззрением  дошкольников? Моя мама учитель экологии,  и ее работа  выходит далеко за рамки учебного процесса. В 5 классе меня приняли в экологическую дружину «Зеленый мир». Выпускали газеты, плакаты, агитационные листы экологического характера, участвовали в конкурсах. Мое детское увлечение переросло в мою профессиональную деятельность. В этом году я успешно закончила дистанционные курсы в Московском педагогическом университете по теме: «Экологическое воспитание в дошкольном учреждении», что и  определило тему моего проекта педагогической деятельности: «Познавательно-исследовательская  деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста».

Цель проекта: Формировать у дошкольников основы целостной, «экологической» картины окружающего мира, логическое и диалектическое мышление и поведение через познавательно-исследовательскую  деятельность.

Задачи проекта:

I. Оздоровительные задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

II. Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах города.

III. Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный – 2 младшая группа (2010-2011 учебный год).
II этап – Организационный – средняя группа (2011-2012 учебный год).
III этап – Преобразовательный – старшая группа (2012-2013 учебный год).
IV этап – Рефлексивный – подготовительная группа (2013-2014 учебный год).

Участники проекта: 

  1. Дети.
  2. Воспитатели.
  3. Руководитель Учреждением.
  4. Старший воспитатель.
  5. Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог).
  6. Родители.

Принципы реализации проекта

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. 
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Перечень форм и методов реализации проекта: 

  1. Экологические, поисково-познавательные мероприятия, реализуемые в ходе непосредсвенно – образовательной деятельности.
  2. Наблюдения и экологические экскурсии.
  3. Экологические сказки.
  4. Познавательное чтение.
  5. Конкурсы и викторины, экологический КВН.
  6. Природоохранные акции.
  7. Продуктивная деятельность.
  8. Лаборатория «Опыты  и эксперименты».
  9. Ведение календаря природы.
  10. Коллекционирование.
  11. Экологические выставки и экспозиции.
  12. День (неделя) экологического творчества «Волшебная экология души».
  13. Инсценировки и театрализации.
  14. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  15. Эколого-познавательные праздники и развлечения.


Модель реализации проекта

Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Сроки реализации

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Сроки реализации

  1. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам

2 раза в год

(октябрь-май)

1. Игры подвижные, настольно-печатные, дидактические, экологические, творческие, театрализованные

1.Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, посадка кустарников,  рассады цветов)

2 раза в год

(октябрь-апрель, май)

  1. Игры-занятия, беседы познавательного характера

В течение года

2.Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций

 2.Совместная работа детей и родителей «Осенние фантазии», «Осенняя сказка» (поделки из овощей)

сентябрь

  1. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования

В течение года

3. Обследование муляжей (овощи, фрукты, грибы)

3. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе

В течение года

  1. Цикл наблюдений за живой и

неживой природой

В течение года

4.Труд в уголке природы, на участке, в огороде

4.Изготовление атрибутов для экспериментирования

В течение года

  1. Проведение опытов и экспериментов

В течение года

5.Самостоятельная деятельность в центрах развития (логики, экспериментирования, музыкальный, искусства, книжный)

5.Участие в конкурсе «Народные рецепты от гриппа»

январь

  1. Чтение художественной и познавательной литературы

1-2 раза в неделю

6.Попощь в создании библиотеки (подборка книг, иллюстраций, пословиц, загадок, поговорок о природе)

В ходе реализации проекта

  1. Продуктивная деятельность детей

В течение года

7.Конкурс на лучшую поделку из бросового материала («Природа глазами детей»)

Март-апрель, август

  1. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику

//-//

8. Совместное проведение прогулок, экскурсий в природу

В ходе реализации проекта

  1. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия

//-//

9.Участие в викторинах, конкурсах, экологических КВН

В течение года

  1. День (неделя) экологического творчества «Волшебная экология души»

В течение года,

июнь-август

10.Участие в фотовыставках, фоторепортажах («Вот оно какое лето», «Мой четвероногий друг», и т.д.)

В течение года

  1. Проведение «Уроков доброты»

2-3 раза в год

11. Родительские собрания, беседы, консультации

В течение года

  1. Эколого-познавательные праздники и развлечения

3- 4 раза в год

12.Участие в проектной деятельности, в НОУ

В течение года

  1. Проектная и исследовательская деятельность

В течение года

Перспективно-тематический план работы (по возрастным группам)

Темы

Вид взросло – детской (партнерской) деятельности

Формы организации совместной

взросло – детской (партнерской) деятельности

Предполагаемая самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Сентябрь

Младшая группа

1.Диагностика экологических знаний

2. Прогулка: этот незнакомый мир

  1. куда залетела пчелка?
  2. рассматривание клумбы на участке с цветами

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

 Музыкально – художественная

Продуктивная

Дидактические и экологические   игры: «Покажи и назови», «Пчелка и цветы», «Куда залетела пчела?»

Имитационные игры «Жу-жу-жу»

Пальчиковая игра «Цветок»

Беседы познавательного характера «Наша одежда»

Рассказывание на тему: «Мой любимый цветок».

Ситуативные разговоры и речевые ситуации: «Почему нельзя рвать цветы»

Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Наблюдения: рассматривание клумбы с цветами

Дидактические игры: «Что есть у цветка»», «Подбери такой же цвет», «Разложи по местам»

Подвижные игры программные и по желанию детей «Медведь и пчелы», «У медведя во бору»

Хороводные игры

Коллективное творческое дело (КТД) взрослых и детей по созданию поделок для выставки «Что нам Осень принесла».

Поручения  индивидуальные и коллективные

Чтение рассказов, сказок, стихотворений о об осени, о природе.

 

Слушание «Звуки природы», музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Фрукты на тарелке».

Аппликация «Перевезем арбузы на тележках»

Рисование  Панно «Ладошки детей нашей группы»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Рассматривание иллюстраций цветов

Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание);

Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов.

Участие в выставке «Что нам осень принесла?»

Изготовление атрибутов для уголка экспериментирования

Октябрь

1.Золотая осень

  1. чудо-дерево
  2. что такое вода: знакомство с Капелькой

2. В гостях у комнатных растений (знакомство с фикусом)

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

Дидактические и экологические   игры: «Посадим огород», «Угадай комнатное растение по описанию»

Имитационные игры «Жу-жу-жу»

Беседы: «В нашей  семье все трудятся», «Наши деревья»

Рассказывание на тему: «Золотая осень» (на основе моделирования – опорные схемы, модели)

Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.

Обсуждение ситуаций: «Ребенок сломал веточку как поступить?»

Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за деревьями.

Дидактические игры:  «Угадай, какое время года?», «Лото с картинками»

Решение проблемных ситуаций:  «Сломано дерево на участке»

Экспериментирование с водой

Подвижные игры «Солнышко и дождик»,  «Раз, два, три к дереву беги»  и по желанию детей.

Поручения  индивидуальные и коллективные в уголке природы

Чтение стихотворение А.Барто «Зайчик»,  об осени, о природе и другие.

 

Слушание песенки воды, исполнение песен об осени

Музыкально – дидактическая игра «Зайка серенький сидит»

Лепка «Угощение для зверят».

Аппликация  «Осенняя салфетка».

Рисование «Дождь идет на улице»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Рассматривание иллюстраций комнатных растений, деревьев, осени.

Конструирование из крупного и  среднего  конструктора знакомых построек.

Игры с водой, мыльными пузырями.

Эксперименты с водой

Моделирование приметы осени

Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом;

Посев семян цветов в зиму,

Посадка кустарников

Совместные прогулки  по участку

Ноябрь

1. Капелька в гостях у огромной тучки

2. Знакомство с фруктами (яблоко, груша)

3. Знакомство с овощами (капуста, морковь)

4. Знакомство с ежом

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге».

Дидактические игры: «Фрукты-овощи»,  «Кто, что любит?», «Посадим огород»

Театрализованная игра: «Репка»

Беседа:  «Дикие животные», «Осень проходит, скоро зима».

Рассказывание на тему: « Дружная семья ежат» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Что делает зимой ежик?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?», игра «Домино»

Решение проблемных ситуаций:  «Для чего ежу иголки?»

Экспериментирование  с водой (тонет -не тонет»

Коллекция:  «Подарки осени».

Подвижные игры программные и по желанию детей. Хороводные игры

Поручения  индивидуальные и коллективные

Чтение потешки  «Пошла Маня на базар» с рассматриванием иллюстрации Ю.Васнецова

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Овощи и фрукты с нашего огорода»

Аппликация  «Осенняя картинка» (коллективный коллаж)

Рисование  «Погрузим овощи в машины»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Репка»;

Рассматривание иллюстраций

Эксперименты с водой.

Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом;

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание);

Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов.

Подбор иллюстраций о растениях

Совместное развлечение «В гостях у осени»

Изготовление кормушек

Декабрь

1. Знакомство со снежинками

2. Знакомство с зайцем

3. Знакомство с елью (зимой и летом одним цветом)

4. Здравствуй, птичка-невеличка

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «День рожденье у зверей», «Непредвиденная ситуация на дороге».

Дидактические игры: «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем, «Какая это птичка»

Театрализованная игра: «Заюшкина избушка»

Беседы:  «Пришла настоящая зима», «Какой бывает снег»

Составление описательного рассказа на тему: « Дикие животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Почему елка и зимой и летом одним цветом»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?»,  «Кто быстрее найдет дерево»

Решение проблемных ситуаций:  «Для чего зайцу белая шубка зимой?»

Экспериментирование  с водой (вода жидкая, она может течь)

Подвижные игры «Не заморозь руки», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер»

Хоровод вокруг елки

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы

Чтение потешки  «Уж ты зимушка-зима…»,  С. Маршак «Декабрь» с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Птичка»

Аппликация  «Снег всю землю устилает» (коллективный коллаж)

Рисование  «Елочка пушистая»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Заюшкина избушка»;

Рассматривание иллюстраций

Эксперименты с водой.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Подбор иллюстраций о животных

Совместное развлечение «В гостях у Дедушки Мороза»

Январь

1. Прогулка: что принесла с собой зима?

  1. в гостях у белочки
  2. в гостях у лисички
  3. знакомство с медведем

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Снегурочка в гостях»

Дидактические игры: «Варежки», «Опиши, мы отгадаем», «Кто это?»

Театрализованная игра: «Три медведя»

Инсценировка на фланелеграфе : «Лиса и заяц»

Беседы:  «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем»

Составление описательного рассказа на тему: « Зима» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Почему медведь спит зимой?», «Зима это хорошо или плохо?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?»,  «Кто быстрее найдет дерево»

Решение проблемных ситуаций:  «Почему вода зимой замерзает?»

Экспериментирование  с водой (таяние и замерзание воды)

Пальчиковая гимнастика:  «Погреем пальчики»

Подвижные игры:  «Бегите ко мне», «Лиса и зайцы»

Поручения  индивидуальные и коллективные

С.Дрожжин  «Улицей гуляет Дедушка Мороз» с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме

Конструирование:  «Построим дом для лисички»

Аппликация  «Деревья на нашем участке»

Рисование  «Подарки для Деда Мороза»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Три медведя», «Лиса и заяц»

Рассматривание иллюстраций о животных, о зиме

Эксперименты с водой.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Труд в уголке природы.

Самостоятельная деятельность в центрах развития

Подбор иллюстраций о зиме

Совместное спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

Февраль

1. Знакомство с рыбкой

  1. в гостях у рыбок

2. Знакомство с комнатным  растением (фиалкой)

  1. учимся поливать растения

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Магазин»

Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Какое время года», «Собери картинку»

Кукольный театр: «Как Снеговик солнце искал»

Беседа:  «Наши комнатные растения

Составление  рассказа на тему: «Рыбки в аквариуме (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций:  «Зима это хорошо или плохо?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе), игры со снегом

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?»,  «Кто быстрее найдет дерево»

Решение проблемных ситуаций:  «Почему вода »

Экспериментирование  с водой (узнаем какая вода)

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Сосулька», игра-путешествие «В зимнем сказочном лесу»

Поручения  индивидуальные и коллективные (полив, рыхление комнатных растений)

А.Барто   «Снег», И.Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме

Лепка:  «Рыбки»

Аппликация «Снеговик»

Рисование  «Снежные комочки»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки

Рассматривание иллюстраций о комнатных растениях, рыбках,  о зиме

Эксперименты с водой.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Труд в уголке природы.

Самостоятельная деятельность в центрах развития

Подбор загадок, пословиц, примет о зиме

Совместные прогулки по территории детского сада

Март

1. Кто весну открывает: солнышко, солнышко, выгляни в окошко!

2. Знакомство с курицей, петухом, их детками

3. Знакомство с домашними животными

  1. кошкой и собакой
  2. знакомство с коровой

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетная игра: «Семья»

Дидактические игры: «Как называется одежда», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такое же животное и назови», «Что лишнее»

Игра - драмматизация: «Петушок и бобовое зернышко»

Беседы:  «Наступила весна», «Как изменилась одежда»

Составление описательного рассказа на тему: « Домашние  животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Почему сосульки тают?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Похожи не похожи»,  «Времена года»

Решение проблемных ситуаций:  «Почему кошка языком чистит себе шерстку?»

Экспериментирование  (влияние тепла на рост растений)

Подвижные игры по желанию детей, игры с солнечным зайчиком

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы

Чтение потешки  «Весна, весна красна…»,  А. Бродский «Солнечные зайчики», В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?»  с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Кошечка»

Аппликация  «Цветы для мамы»

Рисование  «Пришла весна на дорогах лужи»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Петушок и бобовое зернышко»;

Рассматривание иллюстраций о домашних животных.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Подбор иллюстраций о домашних животных

Совместное развлечение «Маму, мамочку свою, очень, очень я люблю…»

Участие в фотовыставке «Мой четвероногий друг»

Апрель

1. У кого какая мама: котята, щенята, телята, цыплята, козлята

2. У кого какая мама: ежата, зайчата, бельчата, лисята, медвежата

3.Прогулка: приметы весны

4. Растения нашего участка: знакомство с березой

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетная игра: «Терем для животных»

Дидактические игры: «Чьи детки?», «Опиши, мы отгадаем»,  «Что лишнее», «Кто как кричит»

Театрализованная игра «Два жадных медвежонка»

Беседы:  «Пришла настоящая весна», «Уж тает снег, бегут ручьи»

Составление описательного рассказа на тему: « Береза» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Как почувствовать тепло солнышко?»

Экскурсии  по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Похожи не похожи»,  «Времена года»

Решение проблемных ситуаций:

Экспериментирование  (Свойства песка)

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пес» по желанию детей, игры с пусканием кораблика

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы

Чтение В.Сутеева «Три котенка», «Цыпленок и утенок», З.Александрова «Капель», П. Воронько «Березка»

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и дикие животные), голоса весеннего леса

Конструирование «Кораблик»

Аппликация  «Пушистая верба»

Рисование  «Береза»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Два жадных медвежонка»;

Рассматривание иллюстраций о домашних и диких  животных.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Совместное спортивное развлечение «Будь здоров»

Подбор загадок, пословиц, примет о весне

Участие в конкурсе фотовыставке «Мир природы глазами детей»

Совместные прогулки, экскурсии

Май

1.Носит одуванчик желтый сарафанчик

2.  Насекомые весной:

  1. знакомство с бабочкой, жуком,
  2. лягушка-зеленая квакушка

3. Диагностика экологических знаний

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетная игра: «Магазин»

Дидактические игры: «Чья лягушка дальше прыгнет», «Воздушные шары»,  «Соберем цветик семицветик»

Игра-драмматизация «Теремок»

Беседы:  «Какие цветы цветут на нашем участке», «Какая бывает погода»

Составление описательного рассказа на тему: «Весна » (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций:, « Как почувствовать тепло солнышко?»

Экскурсии  по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, какое время года»

Решение проблемных ситуаций: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Экспериментирование  (Свойства глины)

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Журавль и лягушки»

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы, на участке

Чтение Е.Благининой «Одуванчик», С.Дрожжин «Первый гром»,

Музыкально – дидактическая игра «Наш оркестр», голоса весеннего леса

Лепка «Божья коровка»

Аппликация  «Бабочки на лугу»

Рисование  «Одуванчик в траве»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Теремок»;

Рассматривание иллюстраций насекомых, цветов

Действия с крупными фигурками насекомых (звукоподражание).

Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, посадка кустарников,  рассады цветов) 

Подбор загадок, пословиц, примет о насекомых (лягушка, бабочка, жук)

Участие в создание в ДОУ «Сухого ручья»

Совместные прогулки, экскурсии

Тематический план работы (по возрастным группам)

Темы

Вид взросло – детской (партнерской) деятельности

Формы организации совместной

взросло – детской (партнерской) деятельности

Предполагаемая самостоятельная

деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Сентябрь

Средняя группа

1.Диагностика экологических знаний

2. Прогулка:

  1. растения нашего участка (деревья и кустарники)

  1. рассматривание цветов на клумбе

3.Насекомые осенью

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

 Музыкально – художественная

Продуктивная

Дидактические и экологические   игры: «Покажи и назови», «Пчелка и цветы», «Куда залетела пчела?»

Игра-драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Пальчиковая игра «Цветок»

Беседы познавательного характера «Наша одежда»

Рассказывание на тему: «Мой любимый цветок».

Ситуативные разговоры и речевые ситуации: «Почему нельзя рвать цветы»

Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Наблюдения: рассматривание клумбы с цветами

Дидактические игры: «Что есть у цветка»», «Подбери такой же цвет», «Разложи по местам»

Подвижные игры программные и по желанию детей «Медведь и пчелы», «У медведя во бору»

Хороводные игры

Коллективное творческое дело (КТД) взрослых и детей по созданию поделок для выставки «Что нам Осень принесла».

Поручения  индивидуальные и коллективные

Чтение рассказов, сказок, стихотворений о об осени, о природе.

 

Слушание «Звуки природы»

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Фрукты на тарелке».

Аппликация «Перевезем арбузы на тележках»

Рисование  Панно «Ладошки детей нашей группы»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Рассматривание иллюстраций цветов

Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание);

Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов.

Участие в выставке «Что нам осень принесла?»

Изготовление атрибутов для уголка экспериментирования

Октябрь

1.Золотая осень

  1. листопад, листопад, листья разные летят!
  2. рассматривание плодов и  семян цветов
  3. в гостях у солнца

  1. где растут овощи и фрукты?

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»

Дидактические и экологические   игры: «Посадим огород», «Угадай комнатное растение по описанию»

Имитационные игры «Жу-жу-жу»

Беседы: «В нашей  семье все трудятся», «Наши деревья»

Рассказывание на тему: «Золотая осень» (на основе моделирования – опорные схемы, модели)

Ситуативные разговоры и речевые ситуации по теме.

Обсуждение ситуаций: «Ребенок сломал веточку как поступить?»

Экскурсии по детскому саду, по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за деревьями.

Дидактические игры:  «Угадай, какое время года?», «Лото с картинками»

Решение проблемных ситуаций:  «Сломано дерево на участке»

Экспериментирование с водой

Подвижные игры «Солнышко и дождик»,  «Раз, два, три к дереву беги»  и по желанию детей.

Поручения  индивидуальные и коллективные в уголке природы

Чтение стихотворение А.Барто «Зайчик»,  об осени, о природе и другие.

 

Слушание песенки воды, исполнение песен об осени

Музыкально – дидактическая игра «Зайка серенький сидит»

Лепка «Угощение для зверят».

Аппликация  «Осенняя салфетка».

Рисование «Дождь идет на улице»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Рассматривание иллюстраций комнатных растений, деревьев, осени.

Конструирование из крупного и  среднего  конструктора знакомых построек.

Игры с водой, мыльными пузырями.

Эксперименты с водой

Моделирование приметы осени

Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом;

Посев семян цветов в зиму,

Посадка кустарников

Совместные прогулки  по участку

Ноябрь

1.  Комнатные  растения (как вас называть?)

2. Зеленые стрелки: высадка лука

3. Знаем ли мы птиц?

4. Как живется животным рядом с человеком?

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге».

Дидактические игры: «Фрукты-овощи»,  «Кто, что любит?», «Посадим огород»

Театрализованная игра: «Репка»

Беседа:  «Дикие животные», «Осень проходит, скоро зима».

Рассказывание на тему: « Дружная семья ежат» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Что делает зимой ежик?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?», игра «Домино»

Решение проблемных ситуаций:  «Для чего ежу иголки?»

Экспериментирование  с водой (тонет -не тонет»

Коллекция:  «Подарки осени».

Подвижные игры программные и по желанию детей. Хороводные игры

Поручения  индивидуальные и коллективные

Чтение потешки  «Пошла Маня на базар» с рассматриванием иллюстрации Ю.Васнецова

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Овощи и фрукты с нашего огорода»

Аппликация  «Осенняя картинка» (коллективный коллаж)

Рисование  «Погрузим овощи в машины»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Репка»;

Рассматривание иллюстраций

Эксперименты с водой.

Продуктивная деятельность: деятельность со знакомым природным, изобразительным материалом;

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание);

Рассматривание и обследование муляжей овощей и фруктов.

Подбор иллюстраций о растениях

Совместное развлечение «В гостях у осени»

Изготовление кормушек

Декабрь

1. Зимний сон природы

2. Зеленая елочка -живая иголочка

3. Кто как зимует: жизнь растений зимой

4. Кто как зимует: жизнь животных зимой

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «День рожденье у зверей», «Непредвиденная ситуация на дороге».

Дидактические игры: «Подбери пару», «Опиши, мы отгадаем, «Какая это птичка»

Театрализованная игра: «Заюшкина избушка»

Беседы:  «Пришла настоящая зима», «Какой бывает снег»

Составление описательного рассказа на тему: « Дикие животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Почему елка и зимой и летом одним цветом»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?»,  «Кто быстрее найдет дерево»

Решение проблемных ситуаций:  «Для чего зайцу белая шубка зимой?»

Экспериментирование  с водой (вода жидкая, она может течь)

Подвижные игры «Не заморозь руки», «Зайка беленький сидит», «Снежинки и ветер»

Хоровод вокруг елки

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы

Чтение потешки  «Уж ты зимушка-зима…»,  С. Маршак «Декабрь» с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Птичка»

Аппликация  «Снег всю землю устилает» (коллективный коллаж)

Рисование  «Елочка пушистая»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Заюшкина избушка»;

Рассматривание иллюстраций

Эксперименты с водой.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Подбор иллюстраций о животных

Совместное развлечение «В гостях у Дедушки Мороза»

Январь

1. Прогулка: что принесла с собой зима?

2. Нужно ли растения поливать?

3. Нужно ли растения мыть?

4. Посмотрите - дом стоит,  до краев водой налит

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Снегурочка в гостях»

Дидактические игры: «Варежки», «Опиши, мы отгадаем», «Кто это?»

Театрализованная игра: «Три медведя»

Инсценировка на фланелеграфе : «Лиса и заяц»

Беседы:  «Как красив зимний лес», «Гуляем и кустики не ломаем»

Составление описательного рассказа на тему: « Зима» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Почему медведь спит зимой?», «Зима это хорошо или плохо?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?»,  «Кто быстрее найдет дерево»

Решение проблемных ситуаций:  «Почему вода зимой замерзает?»

Экспериментирование  с водой (таяние и замерзание воды)

Пальчиковая гимнастика:  «Погреем пальчики»

Подвижные игры:  «Бегите ко мне», «Лиса и зайцы»

Поручения  индивидуальные и коллективные

С.Дрожжин  «Улицей гуляет Дедушка Мороз» с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме

Конструирование:  «Построим дом для лисички»

Аппликация  «Деревья на нашем участке»

Рисование  «Подарки для Деда Мороза»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Три медведя», «Лиса и заяц»

Рассматривание иллюстраций о животных, о зиме

Эксперименты с водой.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Труд в уголке природы.

Самостоятельная деятельность в центрах развития

Подбор иллюстраций о зиме

Совместное спортивное развлечение «Мы мороза не боимся»

Февраль

1. В гостях у рыбок

2. Все о птицах

  1. как живется птичке: знакомство с попугаем

3. Всем ли нужна вода?

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетные игры: «Магазин»

Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Какое время года», «Собери картинку»

Кукольный театр: «Как Снеговик солнце искал»

Беседа:  «Наши комнатные растения

Составление  рассказа на тему: «Рыбки в аквариуме (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций:  «Зима это хорошо или плохо?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе), игры со снегом

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, что это?»,  «Кто быстрее найдет дерево»

Решение проблемных ситуаций:  «Почему вода »

Экспериментирование  с водой (узнаем какая вода)

Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»

Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Сосулька», игра-путешествие «В зимнем сказочном лесу»

Поручения  индивидуальные и коллективные (полив, рыхление комнатных растений)

А.Барто   «Снег», И.Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода…» с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «На каком инструменте играю», песни и хороводы о зиме

Лепка:  «Рыбки»

Аппликация «Снеговик»

Рисование  «Снежные комочки»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки

Рассматривание иллюстраций о комнатных растениях, рыбках,  о зиме

Эксперименты с водой.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Труд в уголке природы.

Самостоятельная деятельность в центрах развития

Подбор загадок, пословиц, примет о зиме

Совместные прогулки по территории детского сада

Март

1. К нам  весна шагает!

  1. увидел грача – весну встречай!

  1. птичьи домишки

  1. где кукует кукушка?

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетная игра: «Семья»

Дидактические игры: «Как называется одежда», «Опиши, мы отгадаем», «Найди такое же животное и назови», «Что лишнее»

Игра - драмматизация: «Петушок и бобовое зернышко»

Беседы:  «Наступила весна», «Как изменилась одежда»

Составление описательного рассказа на тему: « Домашние  животные» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Почему сосульки тают?»

Экскурсии  по территории детского сада (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Похожи не похожи»,  «Времена года»

Решение проблемных ситуаций:  «Почему кошка языком чистит себе шерстку?»

Экспериментирование  (влияние тепла на рост растений)

Подвижные игры по желанию детей, игры с солнечным зайчиком

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы

Чтение потешки  «Весна, весна красна…»,  А. Бродский «Солнечные зайчики», В.Сутеева «Кто сказал «Мяу?»  с рассматриванием иллюстраций

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)

Лепка «Кошечка»

Аппликация  «Цветы для мамы»

Рисование  «Пришла весна на дорогах лужи»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Петушок и бобовое зернышко»;

Рассматривание иллюстраций о домашних животных.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Подбор иллюстраций о домашних животных

Совместное развлечение «Маму, мамочку свою, очень, очень я люблю…»

Участие в фотовыставке «Мой четвероногий друг»

Апрель

1. Знакомство с первоцветами

2. Есть ли мама у теленка, поросенка, жеребенка?

3.Как живут звери в лесу весной?

4. Растения нашего участка: знакомство с кленом

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетная игра: «Терем для животных»

Дидактические игры: «Чьи детки?», «Опиши, мы отгадаем»,  «Что лишнее», «Кто как кричит»

Театрализованная игра «Два жадных медвежонка»

Беседы:  «Пришла настоящая весна», «Уж тает снег, бегут ручьи»

Составление описательного рассказа на тему: « Береза» (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций: «Как почувствовать тепло солнышко?»

Экскурсии  по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Похожи не похожи»,  «Времена года»

Решение проблемных ситуаций:

Экспериментирование  (Свойства песка)

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пес» по желанию детей, игры с пусканием кораблика

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы

Чтение В.Сутеева «Три котенка», «Цыпленок и утенок», З.Александрова «Капель», П. Воронько «Березка»

Музыкально – дидактическая игра «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и дикие животные), голоса весеннего леса

Конструирование «Кораблик»

Аппликация  «Пушистая верба»

Рисование  «Береза»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Два жадных медвежонка»;

Рассматривание иллюстраций о домашних и диких  животных.

Рассматривание иллюстраций в прочитанных взрослым книгах.

Действия с крупными фигурками животных (звукоподражание).

Совместное спортивное развлечение «Будь здоров»

Подбор загадок, пословиц, примет о весне

Участие в конкурсе фотовыставке «Мир природы глазами детей»

Совместные прогулки, экскурсии

Май

1. Насекомые весной: знакомство с муравьем, кузнечиком

2. Чудесные превращения бабочек

4. Диагностика экологических знаний

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально – художественная

Продуктивная

Сюжетная игра: «Магазин»

Дидактические игры: «Чья лягушка дальше прыгнет», «Воздушные шары»,  «Соберем цветик семицветик»

Игра-драмматизация «Теремок»

Беседы:  «Какие цветы цветут на нашем участке», «Какая бывает погода»

Составление описательного рассказа на тему: «Весна » (на основе моделирования – опорные схемы, модели).

Обсуждение ситуаций:, « Как почувствовать тепло солнышко?»

Экскурсии  по территории детского сада к хвойным и лиственным деревьям (наблюдения за сезонными изменениями  в природе)

Циклические наблюдения за погодой.

Дидактические игры: «Угадай, какое время года»

Решение проблемных ситуаций: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Экспериментирование  (Свойства глины)

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Журавль и лягушки»

Поручения  индивидуальные и коллективные, труд в уголке природы, на участке

Чтение Е.Благининой «Одуванчик», С.Дрожжин «Первый гром»,

Музыкально – дидактическая игра «Наш оркестр», голоса весеннего леса

Лепка «Божья коровка»

Аппликация  «Бабочки на лугу»

Рисование  «Одуванчик в траве»

Игры с любимой игрушкой –персонажем и ролевыми атрибутами.

Действия с персонажами сказки «Теремок»;

Рассматривание иллюстраций насекомых, цветов

Действия с крупными фигурками насекомых (звукоподражание).

Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ, посадка кустарников,  рассады цветов) 

Подбор загадок, пословиц, примет о насекомых (лягушка, бабочка, жук)

Участие в создание в ДОУ «Сухого ручья»

Совместные прогулки, экскурсии



Ресурсное обеспечение проекта: 

  1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  2. Центр экологии и экспериментирования в ДОУ.
  3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
  4. Библиотечка юного эколога.
  5. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
  6. Картотека опытов и экспериментов.
  7. Сотрудничество с социальными институтами детства:
  1.  Художественная школа;
  2. Калачинский краеведческий музей;
  3. Станция натуралистов.

Ожидаемые результаты

Для детей: 

  1. Сформированность положительной мотивации на природу.
  2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
  4. Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
  5. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов: 

  1. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  2. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  3. Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
  4. Создание экологической тропы в Учреждении.
  5. Личностный и профессиональный рост.
  6. Самореализация.

Для родителей: 

  1. Повышение уровня экологического сознания.
  2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста»

Презентационный материал к проекту "Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста"....

Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Мастер - класс для педагогов "Метеостанция в ДОУ как условие развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников" в рамках реализации проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

С созданием метеостанции в детском саду появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и ...