МЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Фролова Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: медиатехнологии, информационная культура, медиакультура, мультимедийные средства.

Смена парадигмы отечественного образования предоставила возможность педагогическому сообществу по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

На современном этапе развития и воспитания дошкольника, проявляющего интерес ко всему новому (техника, видео и медиа продукция, компьютерные игры), необходимым условием его становления как личности является формирование информационной культуры.

Являясь феноменом «массовой культуры», медиакультура – детище XX века, а именно современной культурологической теории, введенной для обозначения особого типа культуры информационного общества.

Компьютер, мультимедиа – инструменты для обработки информации, являющиеся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей не только дошкольников, но и коллектива воспитателей в целом.

Все это и определило тему нашего исследования «Медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ГБОУ Центре образования № 1858 ДОУ «Сказка» Юго-Восточного окружного управления образования Департамент образования города Москвы.

Современные медиатехнологии успешно внедряются в дошкольные учреждения, повышая тем самым уровень обучения и воспитания детей. Ибо, информатизация воспитательно-образовательном деятельности – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, педагоги и администрация. Основными направлениями данного процесса являются: создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе; разработка интегрированных занятий; проектная деятельность; активное использование Интернет.

Для достижения полноты и качества научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений необходимо создание в границах их "производственных" процессов эффективной системы информационного обеспечения.

Отечественные и зарубежные исследования С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера в детских садах, но и особую значимость и роль его в развитии интеллекта, да и в целом самой личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявляет информацию на экране компьютера в игровой форме, вызывая у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; привлекает надолго внимание ребенка движением, звуком, мультипликацией; является стимулом познавательной активности детей, поощряя их при правильном решении проблемных задач; предоставляет возможность индивидуализации обучения; дает право ребенку самому регулировать темп и количество решаемых игровых обучающих задач; предоставляет возможность дошкольнику приобрести уверенность в себе в процессе работы за компьютером; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); не ругает никогда ребенка за ошибки, компьютер очень "терпелив", а ждет, пока он сам исправит их.

В связи с этим использование средств информационных технологий позволяет осуществить процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности раннего образования.

Информационные технологии в ДОУ применяются в следующих направлениях: управлении; профессиональной деятельности воспитателя; учебно-воспитательном процессе [2, с. 40].

Компьютер входит в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В ней дошкольник оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства [1].

С.Л. Новоселова и Г.П. Петку и др. утверждают, что компьютерные игры развивают память, моторную координацию, способности восприятия пространства, внимания. В нашем исследовании мы использовали простые игры на реакцию и головоломки.

В настоящее время существует множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, но нет их четкой классификации. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ: тренировочные и контролирующие; наставнические; имитационные и моделирующие; развивающие игры[2, с.59].

Программы первого типапредназначены для закрепления умений и навыков; второго типапредлагают детям теоретический материал для изучения; третьего типаоснованы на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных – с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент; четвертого типапредоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.

Применение медиатехнологий в детском саду позволили нам сделать вывод: по сравнению с традиционными формами методического управления, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ: предъявляет информацию на экране компьютера, который лучше воспринимается; несет в себе образный тип информации; является отличительным средством поддержания частных задач обучения и воспитания.

Применение медиатехнологий в методическом управлении детского сада позволили проводить собрания, консультации, семинары с педагогами и родителями на более высоким уровне. Также после активного внедрения данной технологии в методическую работу, педагоги стали использовать ее и в занятиях с детьми.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Анализируя состояние проблемы формирования информационной культуры педагога, учитывая особенности адаптации организма дошкольника к новому виду деятельности, можно выделить следующие показатели сформированности информационной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения: знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации; практические умения по сбору, обработке и передаче информации, решению задач образования детей дошкольного возраста с использованием информационных технологий, наличие потребностей в использовании информационных технологий при решении профессиональных задач, постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры; активность использования информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации позволили представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В связи с этим задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

 

Список использованных источников

1.            Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №5 - С. 92-95.

2.            Новые информационные технологии в дошкольном образовании: методическое пособие / ассоц. «Компьютер и детство»; под ред. Ю.М. Горвица. – М.: Линка-пресс, 1998. – 328с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dsc_0821.zip2.37 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период

Организация воспитательно-образовательного  процесса  дошкольного образовательного учреждения в летний период...

Мастер-класс по теме «Газетная публикация как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения»

Цель мастер-класса: "Формирование у педагогов практических навыков создания газетных публикаций в программе Microsoft Publisher 2010"...

«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

«Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...

Статья. Специфика процесса взаимодействия воспитателя с родителями в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Семья и детский сад - два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из приоритетных задач. В отличие от имеющих педагогическое образование ...