комплексное занятие по художественной литературе.Тема:" Чтение произведения С.Михалкова "Быль для детей" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

конспект знакомит детей с событиями произошедшими в Великую Отечественную Войну. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byl_dlya_detey.x.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение д\с «Теремое»

                                                        Конспект

Комплексного занятия по художественной литературе.

Тема: «Чтение произведения С.Михалкова «Быль для детей».

Старшая группа №1

                                                                                              Воспитатель: С.Р.Степанова

                                                                                                                        Вторая квалификационная

                                                                                                                        категория.

                                     Муравленко 2009г.

Программные задачи:

Расширять представления детей о защитниках отечества, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы. Учить подбирать определения к слову солдат. Формировать представления у детей о том, как люди разных национальностей защищали Родину от врагов.

Развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь. Закреплять знания о военной технике.

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищавшим нашу Родину от врагов.

Словарная работа: Разгромить, фашисты, бомбоубежище, противотанковые рвы, орден, медаль, платформа, помещик, бригадир, партизан.

Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины, чтение произведения о ВОВ, беседы о Родине, заучивание стихов о войне.

Оборудование: Иллюстрации и картинки о войне, книга С.Михалкова «Быль для детей»; для игр: звезда, карточки с изображением современного оружия(автомат, бинокль, каска, танк) и старинного оружия( меч, лук со стрелами, кольчуга, щит).

Литература: Н.В.Микляева. Социально – нравственное воспитание детей.

Н.В.Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

                             Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение С.Смирнова «Солдат».                                         Ему, солдату, ни – почём

Угроза смертного пожара,

Стоит с ребёнком и мечом он

Посреди земного шара.

Стоит на главном рубеже

На страх любому сумасброду,

Готов помочь одной душе,

А то и целому народу!

Воспитатель. Ребята о чём говорится в этом стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно о солдате. А, что он делает и для чего?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, солдат охраняет нашу Родину, чтобы ни один враг, не пробрался и не навредил нам. Но так было не всегда. Когда ваши мамы и папы были совсем маленькими, на нашу страну напал враг, которого в дальнейшем мы назвали фашистская Германия, во главе с Адольфом Гитлером. Нападение произошло ранним утром 22 июня 1940 года. Фашисты перешли нашу границу, и началась Великая Отечественная война, которая длилась долгих четыре года. Все эти годы войны фашисты – немцы были жестокими, злыми, беспощадными, они сжигали всё на своём пути и убивали всех.                                                                                                     Но на защиту Родины, встал весь народ, от мала, до велика: дети, женщины, старики, и конечно же, наши бесстрашные, мужественные солдаты.

Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрации о войне. Ребята, посмотрите, как сражались наши солдаты, защищая нашу Родину.                            Воспитатель обращает внимание детей на противотанковые рвы, заграждения, бомбоубежище.

Воспитатель. Как вы думаете, с какой целью солдаты рыли противотанковые рвы?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, чтобы танки не могли проехать.                                                  – А для чего строили заграждения?

Ответы детей.

Воспитатель. Для чего были нужны бомбоубежища?

Ответы детей.

Воспитатель. Воздушные тревоги заставляли людей спускаться в бомбоубежище и именно для этого, они были построены.                                                    Об этом трудном и сложном времени я хочу прочитать вам «Быль для детей» С.Михалкова.

                    «Быль для детей»

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете –

В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налётов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши братья и отцы!

На груди у всех медали,

А у многих – ордена.

Где они не побывали

И в какие только дали

Не бросала их война!

Не опишешь, в этой были

Не поможет даже стих!

Как горды солдаты были,

Что народ встречает их.

Их – защитников своих!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой:

Сыновья в военных формах,

Что с войны пришли домой.

Здравствуй, воин – победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник, мой спаситель –

Красной Армии солдат!

Много стран на белом свете!

С незапятнанных времён

Населяют страны эти

Много наций и племён.

Много стран на белом свете!

Но Советская страна

На большой земной планете

Среди всех других – одна!

Всем, что Родина имеет,

Сообща народ владеет,

Счёт ведёт полям, лесам,

Нивам, пастбищам и водам,

Шахмат, копям и заводам

И в пример другим народам

Управляет ими сам!

И у нас стоят у власти

Не помещик, не банкир,

А простой рабочий – мастер

И колхозный бригадир.

Выбираемый  народом

Наш советский депутат

Не дворянским  знатен  родом

И не золотом  богат.

Он богат своей свободой

И сознанием того,

Что от имени народа

Он вершит судьбу его!

Соберутся две Планеты,

Сядут рядом депутаты:

Белорус и армянин,

Украинец, молдаванин,

Осетин, казах, татарин,

И эстонец, и грузин –

Все народы, как один!

Их, не мало, соберётся,

Сыновей и дочерей:

И солдат, и полководцев,

И других богатырей!

С нашей Партией любимой

Мы негде не разделимы.

За народ стоит она,

С нею Родина сильна.

Кто сегодня неизвестен,

Но бесстрашен, смел и честен,

Тот, кто любит свой народ

И за Партией идёт,

Кто хоть что – то делать может,

Тот стране своей поможет

В том краю, где он живёт!

Так поможем нашей власти

В городах и на селе

Добывать народу счастье

На родной своей земле!

 Беседа по содержанию:

- О чём нам рассказал поэт?

- Что люди празднуют?

- Как называли воинов пришедших с войны?

- Люди, каких национальностей перечислены автором в этом произведении?

- Скажите мне, что всех этих людей объединяет?

Ответы детей.

Физкультминутка: «Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз – два – три – четыре – пять,

Шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперёд, а два назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

Воспитатель. А сейчас мы с вами вспомним и назовём все качества, которые нужны солдату.

Игра: «Каким должен быть солдат?»

Дети передают друг другу звезду и называют качества солдата.                                            (Смелый,  добрый,  храбрый,  отважный,  умный,  сильный,  умелый, защитник слабых,  хитрый,  мужественный, крепкий,  могучий, героический,  неустрашимый).

Воспитатель. Молодцы, много качеств вы назвали.                                                        – А без чего солдат не может воевать?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!

Игра: «Что нужно современному солдату?»

Дети рассматривают картинки воинов разных эпох и подбирают каждому нужное оружие.

Воспитатель. Молодцы, вы всё выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вы вместе с родителями побывайте у Мемориальной памятной плиты «Всем убиенным от благородных живых Муравленковцев», и поклонитесь их памяти.

Воспитатель заканчивает занятие чтением стихотворения М.Исаковского.

«Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись.

Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.

Кто бы ни был ты

Рыбак, шахтёр, учёный иль пастух, - навек запомни:

Здесь лежит твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог;

Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Умываемся».

1). Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста. Учить отвечать на простые вопросы по тексту стихотворения.  2). Стимулировать речевую активность в рассказывании наизу...

Непосредственно образовательная деятельность Речевое развитие (Художественная литература) Тема: Чтение художественного произведения «Федорино горе» К. И. Чуковского»

Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживать героям.Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обобщать и активизиро...

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий ...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы в форме образовательной ситуации на основе восприятия детьми произведения художественной литературы Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко

Развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладани...