Планирование по воспитанию культуры поведения
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Примерное планирование по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения подготовительная к школе группа.

СЕНТЯБРЬ

1-я неделя.

Познакомить детей с правилом : «самостоятельно готовься к занятию». Объяснить детям, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Уточнить , где в группе находятся необходимый материал и пособия.

2-я неделя.

Закрепить знакомые правила поведения (здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника).

3-я неделя.

После игры побеседовать с детьми о том , как они выполняли знакомые им правила:

-справедливо разрешай спор;

-будь внимателен к товарищу;

-за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;

-уступай игрушки товарищам.

4-я неделя.

Побеседовать с детьми о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу: нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда.

Провести с детьми беседу о том, как они дома выполняют поручения взрослых. Еще раз напомнить : не заставляй повторять просьбу несколько раз – это неуважение к взрослому.


ОКТЯБРЬ

1-я неделя.

Утром понаблюдать, как ребята, придя в детский сад, включаются в жизнь группы, чем начинают заниматься. Побеседовать на тему «скучен день до вечера, коли делать нечего».

2-неделя.

Прочитать детям рассказ «Трудный день». Отметить , как дети могут заботиться о маме, помогать ей.

Рассмотреть с детьми иллюстрации об осени , поговорить о красоте природы. Закрепить правила поведения в лесу.

Перед занятиями отметить:

- дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у своих товарищей;

- любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно; хорошо выполненная работа доставит удовольствие и детям, и взрослым.

Побеседовать о чутком, доброжелательном отношении к людям. Прочитать стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».

3-я неделя.

Напомнить о том, что в детском саду они самые старшие и поэтому должны заботиться о малышах. Уточнить значение слов «заботиться о малышах».

Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом; познакомить с правилами : «Не сиди без дела», «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему».

Прочитать рассказ В.Осеевой «Три товарища». Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой крепка». Закрепить правило: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

4-я неделя.

Объяснить правило «Не опаздывай в детский сад на завтрак, обед – это доставляет неудобство товарищам».

Побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» закрепить правила вежливости.

НОЯБРЬ

1-я неделя.

Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим».

Напомнить: старшие дошкольники должны заботиться о малышах дома и в детском саду (уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться), не обижать их.

Во время прогулки рассказать о том, как надо оберегать растения зимой.

2-я неделя.

Во время завтрака напомнить правило: «За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол».

Перед занятиями объяснить правило: «Прежде чем выполнить задание, подумай».

Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. Напомнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

3-я неделя.

Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые они могут делать в детском саду и дома.

Прочитать пословицы: «Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдешь - береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выяснить, как дети их понимают.

Познакомить с правилом: «Всем советуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете .»

Перед занятием отметить, кто из детей выполняет правило «Самостоятельно готовься к занятию».

4-я неделя.

Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумывать действия по порядку, добиваться результата. Закрепить правила: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если при выполнении задания тебе помогали ,поблагодари за помощь».

Предложить детям самим приготовить атрибуты к игре в «магазин» для младшей группы. Закрепить правило: «Заботься о малышах дома и в деском саду». Отметить, что забота о малышах выражается в добрых делах.

Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, правила: «Помогай товарищу, не жди, пока он у тебя попросит помощи»; «Поделись с товарищем игрушками, книгами, карандашами, если их у него нет»; «Останови товарища, если он поступает плохо».

Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило «Уважай взрослых в детском саду и дома». Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уважении детей к взрослым.

Д Е К А Б Р Ь

1-я неделя.

После дневного сна отметить , кто из детей аккуратно и быстро заправляет свою постель. Выяснить, все ли ребята дома убирают за собой постель, и побеседовать на эту тему с родителями.

Напомнить детям о правилах культурного поведения за столом: «Если тебе что-нибудь нужно достать, вежливо попроси об этом соседа»; «Окончив еду, не облизывай ложку».

Предложить детям несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков».

2-я неделя.

Во время завтрака (обеда) напомнить детям о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».

Отметить детей, которые всегда умеют найти для себя занятие в группе.

Провести досуг с использованием правил аккуратности и опрятности.

3- неделя.

Беседа на тему «Мы в гостях». Чтение стихотворения А. Барто «День рождения». Закрепление правил поведения в гостях.

Во время прогулки закрепить правила поведения на улице: «Переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте»; «Идя по улице , придерживайся правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу».

Я Н В А Р Ь

1- я неделя.

В свободное время предложить детям нарисовать картину на тему «Как мы заботимся о малышах дома и в детском саду».

Беседа на тему «Волшебные слова – наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.

Утром предложить детям настольные дидактические игры. В ходе игры контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их рассказать.

2- я неделя.

Отметить , как приятно начинать рабочий день, если все ребята пришли вовремя. Закрепить правило: «Не опаздывай в детский сад».

Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на улице: «Идти парами, организованно переходить улицу».

Утром предложить детям самостоятельно распределить обязанности дежурных. Учить договариваться. Уступать друг другу.

3- неделя.

Перед началом ролевой игры побеседовать об этических правилах поведения: «Играйте дружно», «Уступай игрушки товарищам».

Индивидуальные беседы с детьми: «Какие правила культуры поведения ты знаешь? Кого из ребят ты можешь назвать вежливым почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу, как себя вести, если видишь, что он поступает не так, как надо?»

Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.

4-я неделя.

Утром обратить внимание на внешний вид детей. Познакомить с правилом: «Если ты видишь непорядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не обиделся».

Показать детям, как расположены в шкафу материалы по изобразительной деятельности. Отметить : каждая вещь должна иметь свое место, тогда легче будет готовить все необходимое к занятиям. Напомнить правило: «Самостоятельно готовься к занятию».

После чтения произведения Т. Горской «Колин папа» побеседовать на тему «Чему нас учат герои этого рассказа». Познакомить с пословицей «Скромность красит человека».

Февраль

1-я неделя.

 Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в детский сад (убирают постель, умы ваются, причесываются, чистят обувь, одежду и т. д.).

 Прочитать стихотворение С. Мар шака «Как себя вести», закрепить пра вило «Уважай взрослых в детском са ду и дома».

2-я неделя.

 После занятия по тру ду напомнить детям: «Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам. Рабочее место всегда должно быть чистым».

 На занятии по развитию речи со ставление рассказов из личного опыта на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом: «Не жди, когда тебя попросят о помо щи, учись сам видеть, кому нужна по мощь».

 Утром предложить дидактическую игру «Дошколята — вежливые ребята». Вспомнить правила вежливости, на звать литературные произведения, в ко торых говорится о вежливости.

 Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус. Уточнить правила поведения в транс порте, отметить нарушения.

 Индивидуальные беседы с детьми на тему «Тебя пригласили в гости».

 Занятие по ручному труду. Пред ложить проанализировать работу, которую выполнил сам и которую выполнил товарищ.        
3-янеделя.

Занятие по развитию речи. Творческое рассказывание на тему «Приключение новой куклы в детском саду». Закрепить правило: «Каж дой вещи свое место».

 Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Просле дить, как они будут вести себя в этой ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило: «Если за кончил работу раньше товарища, помо ги ему».

    Предложить    ситуацию:     «Две подружки вошли в трамвай и уселись на  скамейку.  Едет трамвай,  позванивает, колесами постукивает. Но громче трамвая девочки наперебой рассказы вают друг другу про разные мультфиль мы. Рядом сидела женщина. Посмотре ла она строго на девочек, но подружки не унимались, еще громче раздавались их голоса.

Вопрос: почему женщина строго по смотрела на девочек?»

Познакомить с правилом: «В общест венном  транспорте  нужно  разговари вать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам».

Март

1-я неделя.

 Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять ста рательно, аккуратно. Хорошо выполнен ное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым;».

Предложить ситуацию: «Мальчик шести лет вошел с папой в троллей бус. Женщина встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо».

Вопрос: как ты будешь себя вести если тебе уступят место в транспорте?»

 Экскурсия в школу. Обратить вни мание на то, что после звонка все уче ники спешат в класс. Уточнить, какое правило соблюдают школьники. Напом нить, что такое правило есть и в дет ском саду. Предложить его назвать.

2-я неделя.

Утром провести инди видуальные беседы с детьми на тему «Как ты ведешь себя в кинотеатре (театре) ?».

Игра «Письма доброго сказочника». Раскрыть   детям   значение   слов «нельзя», «можно», «надо». На конкретных  понятных примерах учить оценивать поступки и соотносить их с этими словами.

В конце занятия по развитию речи (предложить несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступков»: а) один мальчик обижал кошку, другой стал то же самое делать; б) один мальчик полез в грязь, и другой тоже.

3-я неделя.

 Утром поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят мож но назвать вежливым? Подсказываешь ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?»

Вспомнить пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить»; «Вежливым открываются все двери».

Занятие по конструированию. Учить детей заранее подбирать мате риал и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило: «Прежде чем начать выполнять задание, поду май, как его лучше выполнить».

 Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения. Про вести игру-упражнение «Наша улица».

4-я неделя.

 Утром, во время завтрака, закрепить правила культуры еды: «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок — это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, ста райся есть беззвучно. Если тебе нужно что-нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать».

 «Вечер» вопросов и ответов:

1. Какие ты знаешь правила культу ры поведения?

2. Какие правила тебе трудно выпол нять? Почему?

3. Подсказываешь ли ты своим това рищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?

4. Какие знаешь пословицы о куль туре поведения?

Апрель

1-я неделя.

 Утром закрепить с деть ми правила поведения в настольной игре «Так — не так». Развивать моно логическую речь, умение рассуждать, доказывать.

Во время прогулки в лес обратить внимание на березы. Отметить: неко торые люди, чтобы добыть березовый сок, делают на березе надрезы. Дерево от этого сильно страдает. Чтобы по мочь ему, надо пластилином и изолен той заклеить порезы.

 Вечером рассказать родителям о прогулке в лес. Выпустить бюлле тень «Береги березу»: «Товарищи ро дители, когда идете гулять в лес с деть ми, не собирайте сок с берез, от этого деревья гибнут. Своим примером учите детей бережно относиться к природе».

2-я неделя.

 Утром упражнять де тей в выполнении правил вежливости. Предложить сходить в методический ка бинет и попросить пособие для заня тия. Напомнить, как надо обратиться с просьбой. После выполнения пору чения спросить ребенка, был ли он веж лив. Почему он думает, что был вежлив?

_Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «скажите, пожалуй ста», «разрешите спросить? Как нужно разговаривать со взрослыми? Как нуж но разговаривать в общественных местах?» и т. д.

Прогулка. Упражнять детей в пра вильном переходе улицы. Вспомнить правило: «Переходить улицу надо в ука занном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю».

 Вечером в настольных играх «Зна ки на дорогах» и «В путь-дорогу» закрепить правила дорожного дви жения.

3-я неделя.  Утром поговорить с детьми о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить некоторые правила: «Бывая в театре, в кино, в музее, пом ни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спек такля, фильма — это некрасиво. Во вре мя действия не разговаривай. Поде литься мнением можно в антракте».

 Прогулка в лес Рассмотреть с детьми первые цветущие растения (первоцвет, ветреница), спросить, по чему над ними летает много насеко мых. Рассказать о бережном отноше нии к растениям, объяснить, почему они занесены в Красную книгу. Познакомить с правилом: «Не рви в лесу, на лугу цветов, пусть красивые расте ния останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком».

Май

1-я неделя. Занятие по развитию ре чи. В дидактической игре «Незнайка учит правила поведения» закрепить с детьми правила поведения в гостях, на занятии, в общественном месте, на улице.

2-я неделя. Вечер развлечений на те му «Как мы выполняем правила по ведения».

Летом планируется индивидуальная работа с детьми, не овладевшими пра вилами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения

Данное планирование помогает воспитателю развивать культуру поведения детей подготовительной группы....

Проект семейных традиций в воспитании культуры поведения в средней группе «Радуга хорошего поведения»

Цель проекта: Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания  этого правила. Пополнение предметно-пространств...

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения

В предлагаемом примерном планировании учтены те вопросы, которые вызывают наибольшие трудности в ходе воспитательно-образовательного процесса....

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы.

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы...

Воспитание культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного речевого поведения.

Доклад для воспитателей по воспитанию культуры поведения старших дошкольников....

Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций

В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...