Организация досугов для детей с ОНР в детском саду
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения является организация досуга детей. Трудно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Организация досуга в детском учреждении имеет свою специфик. Отсутствие систематических занятий во второй половине дня. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий.

Разновозрастность групп детей. Досуги могут проводиться в одной группе, а также могут включать участие детей из нескольких групп. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как младшим, так старшим дошкольникам), с другой – значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

Оптимальной формой организации детского досуга может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально-привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?

Игровые часы

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.

Музыкальные часы

Это время самой разнообразной деятельности: Дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.

Экологические часы

В настоящее время в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому образованию детей. Экологическое образование - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений.

Ребенок познает окружающий мир через специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности (игровую, трудовую, поисковую, деятельность экспериментирования), включающие в себя экологический компонент.

Кружки

Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и было им посильно.

Выставки

Организация выставки достаточно трудоемка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес.

Выставка проводится в несколько этапов.

На первом этапе выбирается ее тема и определяется, какие изделия будут принимать на выставку. Например, поделки из природных материалов или рисунки.

Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.

Оформление выставки.

Организация посещений. Дети вместе с педагогом приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит педагог (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.

Игры-путешествия

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер. На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.

Творческие площадки

При организации творческих площадок на ограниченной территории (На участке, в зале) создается несколько «мастерских», в каждой из которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности (в одном месте -  лепят, в другом рисуют и т.д.)

Летние праздники

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Празднование необязательно должно соответствовать традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

Физкультурные досуги

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивание техники выполнения тех или  иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.

          Досуги в нашем дошкольном учреждении проводятся каждую неделю длительностью 15 – 25 минут в средней группе, 25 - 35 минут – в старшей и подготовительной.

          Участие детей с речевой патологией в досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляет полученные навыки звукопроизношения.

Перспективное планирование досуговой деятельности для детей с ОНР в детском саду

Подготовительная группа

 

Месяц

 

Названиедосуга

Место проведения

 

сентябрь

 

1 неделя    «1 сентября – День знаний»

2 неделя    «Вспомним лето» конкурс рисунков на

                    асфальте

3 неделя     Сказка «Колобок»

4 неделя    «Спортивная эстафета» (физ.досуг)

5 неделя    «Грустный дождик» (муз.досуг)

 

музыкальный зал

 улица

 группа

 улица

группа

 октябрь

 

1 неделя    «Мой весёлый, звонкий мяч»

                    (физ.досуг)

2 неделя    «Палочка-выручалочка»

                   (литературная викторина по книгам       

                   В.Сутеева)

3 неделя    Сказка «Плутишка» Театр кукол

4 неделя    «Праздник осени»

 

улица

 

группа

 

 музыкальный зал

музыкальный зал

 

 

ноябрь

 

1 неделя    «Весёлые старты» (физ. досуг)

2 неделя    «Неделя игры и игрушки»

3 неделя    «Унылая пора! Очей очарованье!...»                    

                    (экологич. досуг)

4 неделя    «День матери»

 

улица

 группа

группа

 

музыкальный зал

 

 

 декабрь

 

1 неделя   «Путешествие по сказкам Ш.Перро»

                   (литературная викторина)

2 неделя    «Физкульт – привет!» (физ.досуг)

3 неделя   «У меня зазвонил телефон»

4 неделя   «Новогодний праздник»

группа

 

группа

группа

музыкальный зал

 январь

1 неделя «Правила поведения в общественных    

                  местах»

2 неделя «Времена года» (литературная

                  викторина)

3 неделя «Зимние забавы» (физ.досуг)

4 неделя «Земля – живая планета» (экологич.

                  досуг)

 

группа

 группа

 улица

группа

 

 февраль

 

1 неделя    «Будем спортом заниматься»

                   (физ. досуг)

2 неделя    «Пройдёт зима холодная…»

                    (экологич. досуг)

3 неделя    «Наша Армия родная»

4 неделя    «Проводы зимы. Масленица»

 

группа

 

группа

 

музыкальный зал

улица

 

 март

 

1 неделя   «8 марта – праздник мам!»

2 неделя   «Встреча весны»

3 неделя   «Весенняя капель» (муз.досуг)

4 неделя   «Праздник здоровья» (физ.досуг)

 

музыкальный зал

группа

группа

улица

 

 апрель

 

1 неделя   «Праздник смеха»

2 неделя   «Зелёная служба» Айболита

                  (экологич. досуг)

3 неделя   «Мы – спортсмены» (физ.досуг)

4 неделя    Сказка «Теремок»

 

музыкальный зал

группа

 

улица

группа

 

 май 

 

 

1 неделя    «Молодцы-удальцы» (физ.досуг)

2 неделя    П.И.Чайковский (муз.досуг)

3 неделя    «До свидания, детский сад!»

4 неделя   «Мы не одни на планете»

                  (экологич. досуг)

улица

группа

музыкальный зал

улица

 июнь

 

1 неделя   «Сказки А.С.Пушкина»

                  (литературная викторина)

2 неделя   «Праздник лета»

3 неделя   «Здравствуй, лето!» (физ. досуг)

4 неделя   «Путешествие в страну дорожных     

                  знаков»     

улица

 

улица

улица

улица

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙНА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ  И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ....

доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)

"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...

Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Конспект интерактивного досуга для детей всех возрастных групп детского сада «Добро пожаловать в бассейн!»

Цель: Ознакомление детей с правилами посещения бассейна в детском саду....