Профилактика эмоционального напряжения у дошкольников
статья по теме

Материал из опыта работы педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_em_napryazheniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

(из опыта работы)

Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности. «Ощущение и эмоции – два различных уровня (а также механннизма) оценки существом объективной реальности. Ощущение – элементарный уровень, в значительной мере имеющий «телесный характер», эмоции – более сложный, соотносимый с понятием «Психическое». Можно сказать также, что ощущение – это отражение в психике «телесного», а эмоции – отражение «духовного» »

                                                                                                                      (Кон И.С.).

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции определяют эффективность обучения, а также принимают участие  в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Им бывает труднее всего из-за низкой психической устойчивости, обусловленной возрастом. Они не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.

Одной из наиболее частых причин невротического состояния  ребенка является его неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им явно не по силам. Нездоровое питание, неразрешенность детских проблем, погодные явления могут также явиться причиной эмоционального напряжения.

С целью решения этой проблемы, одним из направлений нашего детского сада было определено как «Обеспечение полноценного психического и личностно-эмоционального развития ребенка».

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных. Мы ее решаем через игровые упражнения:

  1. театрализованная игра;
  2. психогимнастика;
  3. релаксация.

Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  1. снятие, по возможности, всех стрессовых факторов;
  2. раскрепощенность, стимулирующую  развитие духовного потенциала и творческой активности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Это позволяет нам использовать их в работе по профилактике психоэмоционального напряжения.

 Работая по развитию эмоциональной сферы ребенка, всегда считалась прерогативой  психологической службы ДОУ, но работа может проводиться и воспитателями. Театрализованные  игры рекомендовано использовать для развития творческой самостоятельности, воображения и создания атмосферы эмоциональной безопасности.  Поэтому, в запланированной нами работе по профилактике эмоционального напряжения включены театрализованные игры, которые создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей. В помощь воспитателям мы рекомендуем использовать литературу: «Театрализованные игры в детском саду». Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова, «Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников общеобразовательных учреждений». «Эмоциональное развитие дошкольника под редакцией А.Д. Кошелевой.

Не менее важно для снятия психического напряжения использовать психогимнастику. Дети изучают различные эмоции и учатся ими управлять. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражению и снятию мышечного напряжения при тревожности.

Опыт работы с детьми показывает, что необходимо комплексное воздействие на психику ребенка, и частью этого комплекса являются упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение, фантазию малыша.

Релаксационные упражнения обычно проводятся психологом и сопровождаются расслабляющей музыкой.

Практика показывает, чтобы достичь коррекционного эффекта, в результате специальных занятий с ребенком в детском саду, необходима  преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. Для эмоционального  благополучия детей очень важно взаимопонимание между родителями и детьми. Представление о том,  что в воспитании необходимы специальные знания, еще не укоренились в сознании значительной части современных родителей.   Это возможно только при повышении компетентности родителей в этой сфере Поэтому мы ведем активную совместную работу с родителями. С целью решения этой проблемы мы проводим тренинги  эффективного взаимодействия родителей с детьми. Также проводим анкетирование родителей по выявлению личностных нарушений у детей, где узнаем об особенностях воспитания ребенка в семье. Еще родители получают консультации об особенностях возраста и проблемах, которые возникают в период формирования личности ребенка и по интересующим родителей вопросам по воспитанию детей.

Результаты проведенной в течение 5-ти лет работы продемонстрировали положительную динамику в развитии эмоциональной сферы. У детей,  имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы, к концу учебного года можно наблюдать эмоциональное благополучие.

Педагог-психолог МАДОУ №95 Кировского района г. Казани

Эммануйлова Ольга Николаевна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика эмоционального напряжения

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение....

Семинар-практикум "Профилактика эмоционального напряжения и стрессов у педагогов"

Предлагаются игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и улучшения самочувствия педагогов....

«Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения у дошкольников с нарушением интеллекта».

Песочная терапия  - это  один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения,...

Статья "Основные способы профилактики эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкотерапии"

На сегодняшний день, во многих современных педагогических трудах отмечается проблема профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и остается одной из самых важных.Гармоничное ра...

Методы Арт-терапии для профилактики эмоционального напряжения

Арт-терапия – это одно из направлений практической психологии, которое использует различные виды творчества для психологической помощи. В прикрепленном файле мы предлагаем Вам некоторые упр...

Психологический тренинг для родителей по теме: «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ» «Сбрось усталость!»

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда»...