Статья "Основные способы профилактики эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкотерапии"
статья по теме
На сегодняшний день, во многих современных педагогических трудах отмечается проблема профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и остается одной из самых важных.
Гармоничное развитие дошкольника, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные способы профилактики
эмоционального напряжения
у детей старшего дошкольного возраста
посредством музыкотерапии
На сегодняшний день, во многих современных педагогических трудах отмечается проблема профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста и остается одной из самых важных.
Гармоничное развитие дошкольника, предполагает не только определенный уровень развития знаний и умений, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности.
Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы, т.е. положительные и отрицательные. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях, поступках. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Можно выделить несколько типов нарушений поведения:
- Первый тип – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными.
- Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа.
- Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.
Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения, поскольку они еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть крайне внимательными к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную форму воздействия в конкретной ситуации.
Наиболее эффективным методом профилактики эмоционального напряжения является игровая деятельность. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.
Игра – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Неизменной любовью пользуются у детей театрализованные игры. Они создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей.
Например, в психолого-педагогической литературе, встречаются такие игровые упражнения для профилактики эмоционального напряжения у дошкольников:
- Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем
- Узнай, кто позвал?
- Море волнуется;
- Дотронься до…;
- Липучки;
- Веселое приветствие;
- Лиса и куры;
- Золотые ворота;
- Дядюшка Трифон;
- Сороконожка" и многие другие.
Основной целью данных игр является коррекция эмоционального напряжения у дошкольников.
Также данные игры направлены на расслабление, снижение мышечного напряжения и переутомления, развитие у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников. Воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе. Формирование навыков работы в команде и групповой сплоченности. Развитие положительных эмоций.
Помимо основного - игрового метода, применяются методы арт-терапии. Техники арт-терапии и арт-педагогики являются одним из эффективнейших элементов психологической коррекции и профилактики. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения данных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости». Но это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.
В свою очередь, игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют психоэмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.
Песочная терапия - это уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.
Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:
- реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;
- создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;
- профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;
- гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;
- формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии;
- содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения. Арт-техника «Рисование на песке».
Например, используются такие упражнения как «ВУЛКАН». «Волшебная планета», «Пластилиновый мир», «Монотипия». Данные упражнения можно проводить под музыкальное сопровождение.
В некоторых дошкольных образовательных учреждения используются «Релаксационные паузы» - это комплекс упражнений, каждое из которых расписано с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону):
1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением.
2. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению.
Поскольку дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления. В данном комплексе, используются такие упражнения как «Водопад», «Облака», «Холодно – жарко», и другие.
Также, помимо представленных методов, для коррекции эмоционального напряжения, практически в каждой дошкольной организации используют методы сказкотерапии и музыкотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Овладение средствами общения и способами взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.
Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/21/picture-728478-1450726766.jpg)
ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).
Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключается в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-848736-1479231264.jpg)
«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
Научно - методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/02/picture-911799-1491113869.jpg)
«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»
Любое занятие по обучению плаванию начинается с разминки на суше - с дыхательного упражнения. Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214366-1362232948.jpg)
Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Нетрадиционные техники рисования как способ эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-1037648-1526226566.jpg)
СТАТЬЯ Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время проблема нравственного воспитания детей остро стоит перед обществом. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромное количество информации: СМИ, школа, детский сад, кино, ...