Главные вкладки

    ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ
    материал по теме

    Гончарова Наталья Владимировна

    Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt1.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР»

    как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ

            Визитная карточка проекта. «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко

            Максимально сотрудничая с родителями для формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у него правильного отношения к окружающему и успешной их интеграции в общество, мы разработали проект «Открывая мир».

    Проект долговременный, рассчитан на два года (с 01.09.11 по 15.05.14).

            Актуальность проекта. Социально–экономические преобразования, характерные для России последних лет, резко изменили цели и задачи, стоящие перед образованием. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей. Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком,  максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч.  социально – психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

            С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.    Для   семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными  являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка. 

            Однако функции семьи  могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними,  определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.

    Исходя из актуальности темы, были определены цели и задачи проекта.

            Цель: создание эффективной педагогической работы с семьями в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

            Задачи:

    1. структурировать работу педагогов с родителями, предать ей комплексный характер;
    2. обеспечение условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении различных социальных ролей;
    3. повышение родительской компетенции, рост уровня психолого - педагогических знаний родителей;

            Этапы проекта:

    Подготовительный – способствовать активному вовлечению семей воспитанников к сотрудничеству в вопросах воспитания своего ребенка; посещение воспитанников на дому; проведение опросников, анкет; определение педагогической компетенции родителей.

    Основной - просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей; повышение педагогической компетенции вопросах всестороннего и гармоничного развития личности ребенка; проведение совместных мероприятий с участием педагогов, родителей, детей.

    Заключительный –  изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей воспитывающих ребенка с ОВЗ, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания; подведение итогов в рамках данного проекта.

    Реализация и внедрение проекта позволит обеспечить проявление чувства социальной и личной ответственности родителей за благополучие, полноценное развитие и воспитания своего ребенка.

            Ожидаемые результаты:

    - организация проведенных мероприятий помогут в решении проблем связанных с повышением педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья  дошкольного возраста;

    -  будет наблюдаться положительная  динамика психологического микроклимата в семье.

            Описание проекта.

            Первый этап проекта мы посвятили изучению литературы в вопросах воспитания детей с ОВЗ в семье. Анализ педагогической литературы показал, что воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. Кроме того мы выяснили, что большое значение на формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.

            Далее важным звеном в нашем проекте является посещение семьи. Оно позволило нам познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Посещая семьи своих воспитанников, мы познакомились с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дали нам возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками).

            Проведение анкет, опросников для родителей, мы выяснили, педагогические возможности родителей, какие требования к ребенку предъявляют папа и мама, стили семейного воспитания и т.д.

            На основании полученных результатов была разработана корригирующая программа по повышению социальной ценности семьи, которая будет определяться прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов в воспитании ребенка с ОВЗ. Семью, укрепляющую общими делами, заботами, буднями, наполненными полезным содержанием, праздниками общественными и семейными, совместным досугом и отдыхом и т.д. Это и многое другое не только цементирует семью и рождает новые интересы, но и дает заряд положительных эмоций. И тогда семья при всех свойственных ей заботах и хлопотах, а подчас огорчениях и неудачах способна легче противостоять возможным семейным сложностям. Семья должна быть проникнута оптимизмом, приносить растущему человеку радость.

            В рамках основного этапа проекта предполагаются разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, в целях оказания им информационной и практической поддержки в решении проблемы.

            Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить «Вечер знакомств», который направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере рассказываем о направлениях работы детского сада, знакомим со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей используем игры на знакомство («Сделай так», «Снежный ком» и др.).

            «Информационно-практические занятия» позволяют повысить активность родителей и их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами. На занятиях используем игры на снятие эмоционального напряжения («Комплимент», « Я в лучах солнца» и т.д.).

            «Презентация собственного ребенка» является очень актуальным для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, так как развивает творчество родителей, акцентирует их внимание на положительных качествах собственного ребенка. Форма презентации была различной в виде стенгазеты, альбома, папки-передвижки.

            Весьма интересной формой общения с родителями являются «доверительные коллоквиумы», которые проводятся в соответствии с тематическим планом. Коллоквиумы являются уникальным и незаменимым вариантом взаимодействия педагогов с родителями. Основной задачей проведения доверительных коллоквиумов является повышение уровня доверия и открытости между родителями и педагогами группы, а также обмен опытом воспитания своего ребенка. Например: «Как Соня научилась помогать маме», «Игрушки своими руками».

            Также организуем общение родителей в форме «Душевный разговор». Подобная форма проводится педагогом-психологом и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с детьми.

            Проводим совместные занятия детей и родителей, которые позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним.

            Таким образом, эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами. Повышения уровня психолого-педагогической компетенции, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» к позиции активного участника – это главная особенность проводимой работы. Данный проект успешно реализуется и достигает своих намеченных целей.

            Заканчивая описание своего проекта, хочется сказать словами Алексея Николаевича Острогорского «Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, нашу человеческую красоту и гражданскую доблесть. Наше родительское мужество и семейное счастье».

    Литература

    1. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др. - М.: Просвещение, 1989. 
    2. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию  дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006. 
    3. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 3-е изд. - М.: Айрис- пресс, 2008.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

    Взаимодействие воспитателя с семьей в интересах развития ребенка необходимая часть воспитательной работы. При всем этом игровая деятельность детей была и остается одним из основных видов деятельности ...

    Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

    laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

    Презентация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам физического воспитания детей с ОВЗ (ДЦП) в рамках реализации ФГОС ДО»

    Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значите...

    Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

    Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...

    «Взаимодействие педагога с родителями в вопросах приобщения детей к изобразительному искусству»

    Опыт работы педагога с родителями с целью выстраивания партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам приобщения детей к изобразительному искусс...

    Взаимодействие педагогов и родителей по экологическому воспитанию детей при реализации ФГОС ДО

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников....