«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах приобщения детей к изобразительному искусству»
статья

Опыт работы педагога с родителями с целью выстраивания партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам приобщения детей к изобразительному искусству через активные формы работы с родителями.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы педагога с родителями с целью выстраивания партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам приобщения детей к изобразительному искусству через активные формы работы с родителями. 

«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах приобщения детей к изобразительному искусству»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.  

В связи с этим задача педагогического коллектива является организация взаимодействия с родителями и вовлечение их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребёнка. Большое значение для всестороннего развития отводится в нашем саду эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. В дошкольном возрасте изобразительная деятельность является средством познания окружающего мира. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по изобразительной деятельности доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться его первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды. Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только детского сада, но и родителей. Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере. Если родители хотят приобщить ребёнка к прекрасному, то им нужно поставить задачу собственного эстетического развития. Нужно самим заниматься искусством. Совместное увлечение взрослых и детей изобразительным искусством создает в семье духовную близость, заинтересованность.

Многие родители понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что воспитание ребёнком искусства оказывает сильное воздействие на формирование эстетического видения действительности.

Поэтому необходима просветительская работа детского сада с родителями, в вопросах формирования детского изобразительного интереса, необходима тесная взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи. Родители должны понимать значение устойчивых, разносторонних интересов для развития и воспитания ребенка. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий изобразительной деятельностью (предоставление материалов, инструментов, места для занятий), но и активно участвовать в рисовании, изготовлении поделок, обсуждать с ребенком темы, способы изображения, советовать, показывать. Сформировать у родителей умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей.

     Итак, важнейшая роль в развитии творческих способностей детей принадлежит взрослым. Художественное воспитание должно начинаться в самом раннем возрасте – в семье, и главное его цель – сохранить у ребёнка свежесть восприятия, развить у него творческую инициативу, целеустремлённость, поддержать интерес к изобразительному искусству.

Художественно-эстетическое развитие является приоритетным

направлением работы для нашей группы. В своей работе по этому направлению мы активно взаимодействуем с родителями. Мы понимаем, что без тесного и продуктивного сотрудничества с родителями нам не

обойтись, необходимо найти в них единомышленников и

привлечь к совместному творчеству. Чтобы сделать взаимодействие с родителями более интересным и результативным, мы выстроили определенную систему взаимодействия с родителями, используем

разнообразные формы работы с родителями по формированию интереса к продуктивной деятельности. При работе с родителями используются такие формы работы:     

 1.С целью выявления интересов, чтобы лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности, запросов родителей проводим анкетирование «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». 

2. Одной из самых эффективных форм работы с семьей остается родительское собрание, которые позволяют разным членам семьи быть в курсе будней детского сада, деятельности детей, их результатов и достижений. Мы считаем, что такое собрание не может проводиться формально, оно имеет ресурс стать событием для семьи и ДОО. Суть такого взаимодействия – обогащение родителей педагогическими знаниями и привлечению к участию в жизни детского сада. И нашу первую встречу, «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников» проводила в начале учебного года. Познакомила родителей с основными задачами художественно-эстетического воспитания дошкольников, раскрыла значение продуктивной деятельности в жизни ребенка для развития воображения, мышления, активности. Следующие темы собраний: «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Как часто вы рисуете с ребенком».

3.Напомнить родителям, что ребёнку недостаточно дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина, надо помочь ему найти замысел и развивать его. С этой целью провожу индивидуальные беседы, рекомендую, какие занятия можно провести с ребёнком в домашних условиях, как привлечь ребенка, чтобы он мог дома рисовать, лепить, помочь родителям понять своеобразие детского рисунка, лепки, объяснить, как руководить процессом творчества ребёнка, какие средства необходимы ребенку для изобразительной и конструктивной деятельности, и конечно же бережно относиться к первым рисункам. Такая форма работы способствует развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества, советую прочитать и специальную литературу по вопросам изобразительного творчества маленького ребёнка.

4. Форма работы через родительские уголки (информационно-наглядное направление) является традиционной, но она необходима для работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

Оформили в детском саду  ширму, стенд.

Основное назначение ширмы - сообщить родителям минимум знаний об искусстве и об особенностях его восприятия каждым ребенком.

На одной из сторон ширмы - «Жанры и видь изобразительного искусства» - размещаются репродукции картин художников всех жанров живописи, к ним дается краткая аннотация о том, что характерно для каждого жанра изобразительного искусства. На другой - «Мысли об искусстве» - приводятся изречения известных мыслителей прошлого, художников, искусствоведов, педагогов и психологов о роли искусства в жизни и воспитании людей. Следующая сторона ширмы посвящается классикам педагогики, психологии и искусство ведения, раскрывающим роль искусства в воспитании детей, здесь же представлен список искусствоведческой и педагогической литературы. В этой же ширме освещаются результаты опроса или анкетирования семей («Родители о значении искусства в воспитании ребенка»).

5.К одной из встреч с родителями оформили стенд «Дети об искусстве», на который помещают результаты обследования индивидуальных особенностей восприятия детьми жанра живописи, что значительно повышает интерес родителей к предстоящей теме собрания. Для выставки детских рисунков мной был сделан верёвочный стенд. На этом же стенде помещают статьи педагогов, художников, тематические выставки: «Мир в рисунках детей».

6.Обязательно для родителей выставляла папки-передвижки на различные темы по изодеятельности. В папках -передвижках раскрываются вопросы: «Что такое тестопластика», «Аппликация», «Учим ребёнка рисовать», «Нетрадиционные техники рисования». Здесь же помещается статья о значимости приобщения детей группы к живописи, об уровне усвоения ими произведений искусства. В статье содержатся также методические советы. Помимо этих материалов, в папках-передвижках есть педагогическая литература, список репродукций, а также предлагается чистый лист, где имеются заголовки: «Ваши наблюдения» («Ваш семейный опыта, «Ваши замечания»), «Что сказал ваш ребенок?». Такие Листы помогают детскому саду обобщать и распространять опыт семейного воспитания детей средствами изобразительного искусства.

7.Консультации в виде вопросов и ответов лучше проводить после того, как родители изучат материалы папки-передвижки, организуют дома игры-занятия с ребенком, предложенные во время консультации. Провели консультацию «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности», «Как занять ребенка», «Использование различного материала в изодеятельности». «Волшебный пейзаж», «Волшебный цветок».

8.Ещё родителям раздавали буклеты на различные темы по изо деятельности. Например, «Дидактические игры по ИЗО», «Творческое обучение», «Как развить способность ребёнка к рисованию»

9. Положительные результаты показывает совместная творческая деятельность вместе с родителями для тематических выставок, для создания мини-музеев, коллажей, для оформления группы, музыкального зала, тематических альбомов. Дети потом делятся впечатлениями друг с другом, показывают свои шедевры, демонстрируют мастерство родителей. Например, в тематической выставке «Домашний музей» представлены наборы альбомов, репродукций картин художников, образцы хранения открыток в альбомах по темам: «Пейзаж», «Натюрморт», «Жанровая живопись», «Портрет», набор и размещение эстампов, репродукций на стене в комнате по временам года, жанру или произведения одного художника.

10. Стимулом развития интереса к изобразительной деятельности можно назвать организацию выставок, где представлены творческие работы детей, родителей, воспитателей, других сотрудников дошкольного учреждения. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Это важное средство поощрения одних детей и стимуляции к деятельности других, формирование разностороннего интереса к изобразительной деятельности у всех. Детей ставят в такие условия, что у них возникает стремление к большим достижениям, желание работать совместно со взрослыми. Например, участие родителей в выставках «Дары природы», «Вечный огонь», «Наша армия сильна» «Новогодние фантазии». Ещё родители воспитанников участвовали в различных творческих конкурсах. Например, они создавали стенгазеты «Моя мама лучше всех», рисовали рисунки на тему «Осторожно, дорога». Также для родителей проводились открытые занятия по изо деятельности. И ещё я привлекала родителей к изготовлению игр в уголок ИЗО.

10. Особенно хочется выделить такую форму взаимодействия с

родителями, как коллекционирование. Совместно с детьми определяем содержание (репродукции, открытки, оригинальные фотографии, игрушки, этикетки, календари, детские книги) и правила коллекционирования. Взрослые вместе с дошкольниками формулируют идею коллекционирования (зачем коллекционировать, что будем собирать), предусматривают правила хранения и оформления коллекции, определяют выставочное место (коробка с ячейками, альбом, стенд, лесенка и др.). Увлеченных коллекционированием родителей можно приглашать в дошкольное учреждение для обсуждения семейных коллекций. Рассматривание коллекций позволяет активизировать интерес детей к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.

11.Мастер- классы, цель которых: познакомить родителей с различными техниками рисования, аппликации, лепки, конструирования и способствовать освоению ими некоторых из представленных приёмов и техник. Мы решили познакомить родителей с нетрадиционными способами изображения: монотипия, кляксография, рисование пальцам, соль, мыльными пузырями. Это увлекло родителей и детей. У детей значительно вырос интерес к художественной деятельности. Появилось много выразительных работ. Провела мастер-класс для родителей "Лепка из солёного теста».

12.На установление неформальных контактов с родителями выступают: «Клуб любителей искусства», кружки: «Умелые ручки», вечера вопросов и ответов: «Почему нужно уметь рисовать?». Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае строится на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи.

13.Организация семинаров-практикумов, куда приглашаются родители вместе с детьми, предполагает совместную деятельность взрослых и детей. Практика показала, что ребенку нравится совместная деятельность со взрослым, ему доставляет радость творческий процесс, а взрослый видит конечный результат – рождение художественной творческой работы.

Примерные темы таких игр: «Чудесные превращения», «Волшебный пейзаж», «Волшебный цветок».

14. С целью заинтересовать родителей в развитии творческого воображения и развития художественных способностей детей проводятся «Дни открытых дверей». Это не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это, прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы по художественному развитию.

 15. Для развития художественного творчества и коррекции детско-родительских отношений для детей и родителей разрабатываются специальные проекты. Например, в основу проекта «Волшебное мастерство»» положена идея использования возможностей нетрадиционных техник рисования.

 16. Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественном воспитании детей, оказывает собранная библиотека. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы по художественно-эстетическому воспитанию, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. 
17
. Проведение праздников, развлечений, досугов (таких как «Праздник русской матрешки», «Широкая масленица») – самое привлекательное, востребованное, полезное направление в работе с родителями по художественно-эстетическому воспитанию.

18.Также с большой заинтересованностью родители используют интернет-ресурсы. Это сайты, где можно принять участие в конкурсах художественного творчества, пройти тесты по эстетическому развитию

  Совместная деятельность с семьёй – это закрепление приобретённых знаний и опыта детей в художественной творческой деятельности. Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае строится на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи. Все мероприятия, проводимые в детском саду, повышают активность родителей в осуществлении эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства.

 Основная задача детского сада в этом направлении видится в том, чтобы родителям привить интерес к изобразительному искусству, сформировать умение пользоваться определенными методическими приемами ознакомления детей с изобразительным искусством, учитывая при этом психологические и индивидуальные особенности детей

Таким образом, все формы взаимодействия влияют на укрепление внутрисемейных связей, содействуют положительной настроенности педагогов и родителей на совместную работу по художественно- эстетическому воспитанию детей. Помогают достичь взаимопонимания и сотрудничества. Педагог, поддерживая постоянный контакт с семьей, узнает особенности своего воспитанника и учитывает их при работе, это ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

    В результате проделанной работы, использовании новых форм и методов общения с родителями, мы надеемся на то, что повысится психолого-педагогическая грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса, повысится активность родителей в осуществлении эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ

Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Приобщение детей к изобразительному искусству.

Сообщение на педагогическом совете....

Творческая презентация для педагогов и родителей по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству"

Презентация на тему отчёт по самообразованию на тему "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству"...

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Приобщение детей к изобразительном искусству и культуре родного края «Югорская палитра»

Дисциплина «Художественное творчество: изобразительное искусство и культура родного края» включена в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения. Курс рассчитан на дв...

Консультация для родителей "Приобщение детей к изобразительному искусству"

Широко раскрытые, большие глаза, удивительные глаза. Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красотадоступна только таким глазам.Э. Межелайтис...