Главные вкладки

    Философия детства
    статья по теме

    Пушкова Елена Викторовна

    Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon filosofiya_detstva.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства

    Что мы знаем о детстве?

    В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается непознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо отмечает Я. Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой — уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносли вость, сила; с другой — хрупкость, неуравновешенность, утомля емость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом "неутомимым" или хронически усталым»1.

    Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, куль турологической и педагогической, этнографической, социологи ческой, экологической. Каждая из этих наук имеет свой уникаль ный багаж знания о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.

    А знаете ли вы, что детство как самостоятельное понятие обо сновалось только к началу XVIII в.? Предшествующий ему XVII в. понимал детство как период незрелости, своеобразное отклоне ние от нормы, под которой мыслилась взрослость. Ребенок, на чавший ходить в школу и приступивший к обучению, закономер но считался взрослым.

    В истории существовали разные типы отношения взрослых к детству: первобытный инфантицид; восприятие детей как мате риал, пригодный для любых взрослых преобразований детской природы; преувеличение роли правильно организованного вос питания в эпоху Просвещения; социализация ребенка — из «вер хов» и «низов» общества XIX в.; помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX в.

    Почему так важно знать современные концепции самоценности детства и какова их роль в решении задач музыкального вос питания и развития ребенка-дошкольника?

    Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т. е. понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и раз вития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспита ния и развития, ценностные основания педагогического взаимо действия с ребенком.

    Анализ авторских концепций детства поможет читателю:

    - определиться в понимании феномена детства и его самоцен ности, т.е. ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?

    - выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, т.е. от ветить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?

    - обозначить приоритетность задач музыкального воспитания и развития ребенка, т. е. получить ответы на вопросы: в чем заклю чается смысл общения ребенка с музыкой, каковы результаты это го общения и в чем они будут выражаться?

    Какие современные концепции детства будут рассмотрены и почему?

    Постараемся рассмотреть существующие сегодня в психолого-педагогической науке и объясняющие феномен детства фунда ментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно завершившемся XX в. Необходимо отметить, что таких концепций несколько.

    Приведем их тезисное изложение.

    Концепция Д.Б. Эльконина рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства. Рассматривая детство в качестве социально-психологического явления в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью чело веческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.

    Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

    Концепция Д.И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

    Функционально: детство — объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.

    Содержательно: детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

    Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

    Блестящее отражение данная концепция находит в концепции Ш.А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповтори мым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каж дого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрос лым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им.

    Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией»1.

    В концепции В.Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом месте детства в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утвержде нию В.И. Вернадского, определяющего детство как «планетное явление», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию». Ценность детства, по мнению В.Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства.

    Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В.В. Абраменкова, М.С. Каган, Р.М. Чумичева и другие. Рассматривая природу куль туры детства, М. С. Каган определяет ее как состоящую из двух слоев. Один из них — сама субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй — проявление детской субкультуры, т. е. формы собственной деятель ности ребенка. В связи с этим детская субкультура в широком смыс ле — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществля емых в детских сообществах в той или иной конкретно-истори ческой социальной ситуации развития.

    Содержанием детской субкультуры, по мнению В.В.Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей.

    Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. —

    Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р.М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

    В концепции новой психологии детства А.Б. Орлова мир детства и мир взрослости это совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни...»1.

    Мир детства, по мнению А. Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), т.е. духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.

    Концепция развития субъективности человека, выдвинутая В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым, позволяет определить самоценность детства, заключающуюся в:

    - становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов;

    - развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей;

    - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.

    Ряд авторов, разделяя данный подход (Н.Н. Авдеева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова и др.), рассматривают самоценность дет ства в контексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из это го, детство определяется как период со-творения ребенком свое го «Я», смысл которого заключен в становлении личной, само стоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем.

    В концепции Я. Корчака детство — это долгие, важные годы в жизни человека. У автора мы найдем очень образные определения понятия детства, например: «Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Ребенок строит себя — его все больше и больше; глубже вра стает в жизнь».

    «Ребенок — это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лишь часть которых ты сумеешь прочесть, а некоторые сможешь стереть или только перечеркнуть и вложить свое содержание.

    Ребенок и беспредельность.

    Ребенок и вечность.

    Ребенок — пылинка в пространстве.

    Ребенок — момент во времени...».

    «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до вре мени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в за блуждение и использует в своих целях.

    В области инстинктов ему недостает лишь одного, вернее, он есть, только пока еще рассеянный, как бы туман эротических предчувствий.

    В области чувств превосходит нас силой, ибо не отработано торможение.

    В области интеллекта по меньшей мере равен нам, недостает лишь опыта.

    Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок — взрослым.

    Вся же остальная разница в том, что ребенок не зарабатывает деньги и, будучи на содержании, вынужден подчиняться».

    Концепция В.В. Зеньковского, опубликованная в 1924 г., и сегодня выглядит современно и привлекательно. «Основная наша ошибка в отношении детей, — пишет автор, — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, только еще неразвитые, слабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии»3. Такой подход уче ный определяет как биологический в понимании детства, не по зволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. В.В. Зеньковский утверждает, что «...мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, со гласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разре шаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фан тазии». Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В. В. Зеньковским. Вникнем в этот закон: «Всякое чувство ищет своего выраже ния как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выраже ния чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подав ление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще. <...>. Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в систе ме душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, ко торые всплывают в сознании и которые служат средством психи ческого выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя "удачного" психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и незакрепленными — как бы проходя сквозь Душу и не оставляя в ней никакого следа»1. Отсюда вполне очевиден вывод о том, что психическим корнем игры детей становится эмоциональная сфера, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувства. Итак, данная авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фанта зии — ради игры, а игра — ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувства, а чувство — ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.

    Каким образом понимание самоценности детства отражается в подходах к развитию ребенка дошкольного возраста?

    Итак, основные взгляды на детство:

    1. Детство как период присвоения богатств родовой культуры (Д.Б. Эльконин).

    2. Детство как период становления социальных отношений и опыта взаимодействия с окружающим миром (Д.И. Фельдштейн, Ш.А. Амонашвили).

    3. Детство как период культуроосвоения и культуросозидания, результатом которого будет явление детской субкультуры (В.Т. Кудрявцев, А.Б. Орлов и др.)

    4. Детство ради выражения, осознания и закрепления чувства (В.В. Зеньковский)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями ДЕТСТВО Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011

    Переработано в соответствиис Федеральными Государственными ТребованиямиДЕТСТВОПримерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованияСанкт- ПетербургДЕТСТВО-ПРЕСС2011Детство  мла...

    "Игра-это детство, детство-это игра"

    Цель: показать значение игры в жизни дошкольника, ее воспитательные и развивающие функции, обсудить вопрос о полезных и вредных игрушках, раскрыть значение совместной игровой деятельности....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»

    Данный материал содержит конспект преведения педагогического совета по игровой деятельности для педагогов ДОУ на тему:  «ДЕТСТВО – ЭТО ИГРА, ИГРА – ЭТО ДЕТСТВО»...

    Эссе "Моя педагогическая философия" или "Я - Фея в стране под названием Детство!"

    В своем эссе я отразила путь, который привел меня в необыкновенный, неповторимый и самый любимый "Тулячок". Вот уже 12 лет -  каждый день иду на работу с удовольствием!!!!!!!!!!...

    Эссе «Моя педагогическая философия» МИР ДЕТСТВА

    У человека всегда было два мира. Один – повседневный мир, в котором мы живем, делаем каждодневные дела, болеем и выздоравливаем. В этом мире все понятно, все упорядочено, все делается по правила...