Картотека МДИ
материал по теме

Старовойтова Диана Александровна

МДИ для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_mdi.doc189.89 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально- дидактические игры для детей старшего возраста

Игры для развития звуковысотного слуха

«Музыкальное лото»

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное от занятий время.

«Ступеньки»

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек игрушки (матрешка, мишка, зайчик),  детские музыкальные инструменты ( металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

В игре участвует несколько детей.

«Угадай колокольчик»

Игровой материал. Карточки по числу играющих,  на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый),  которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребёнок - ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит, большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей.

Повтори звуки «Бубенчики»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы):

«дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку ( или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Игры для развития чувства ритма

«Прогулка»

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг взрослого (музыкального руководителя или воспитателя).

"Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый. - Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.)

К игровому материалу можно добавить и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

 

«Пошел частый, сильный дождь,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

«Наше путешествие»

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,- говорит музыкальный руководитель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

 

«Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

 

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

«Учитесь танцевать»

Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

Развитие тембрового восприятия.

«К нам гости пришли»

Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.

Приходит медведь (взрослый в костюме медведя).

«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».

Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка - под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка - под звон колокольчиков.

«Укрась  музыку»

Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).

Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить  звучание. Например, где-то можно  уловить  звон  колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

В такой музыкально-дидактической игре  дети  различают  характер  музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

Музыкально- дидактические игры для детей младшего возраста

Игры для развития звуковысотного слуха

"Чудесный мешочек"

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, пе тушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспита тель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послу шаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответст вующую игрушку и показывает всем.

"Птицы и птенчики"  

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки    (3—4    большие    птицы    и    3—4    птенчика,    рис.    8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и   высокие  звуки,  например,  до  второй  октавы.  Дети,  которые  держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верх нюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

"Курица и цыплята"

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежа лись. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыпля тами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспита тель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделе на на две части. На первой половине изображен гусь, на вто рой — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — те ленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произ носит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспи татель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Игры для развития чувства ритма

"Прогулка"

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу игра ющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с i ами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический

рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспи татель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспита тель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Ос тальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро уда ряет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появи лась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

"К нам гости пришли"  

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, ло шадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слы шится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на ме таллофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары му зыкального   молоточка,   птичка   летит   под   звон   колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.'

"Зайцы"

Игровой  материал.   На   планшете   изображены   лес,   поляна з центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки —

«Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

' Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Де ти определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соот ветствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игры для развития тембрового слуха

"Нам игрушки принесли"

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, коло кольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); ко робка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкаль ные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игруш ки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкаль ным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

"Колпачки"

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, дет ские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему по вернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра проводится в свободное от занятий время.

"Наш оркестр"

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инстру менты ( дудочки, колокольчики, бубны, уголь ники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструмен том проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утрен нике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы

Музыкально- дидактические игры для детей среднего возраста

Игры для развития звуковысотного слуха

«Птица и птенчики»

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1 – до2).

Описание: Две большие карточки, на которых даны контурные изображения : на первой – птица; на второй птенчики. Две другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на 4 части (4квадрата из одной карточки). В игре используется металлофон и настольная ширма.

Ход игры: Ведущий раздает детям не цветные карточки (одному с рисунком птицы, другому – с рисунком птенчиков).Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их, кладет одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков.(ударяет по пластине металлофона звук до1, затем- до2). После этого поочередно берет верхнюю карточку( цветным рисунком поворачивает к себе), ударяет по пластине соответствующий звук и спрашивает: "Кто вас зовет- птица или птенчик?" Отвечать должен ребенок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока обо играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.

«Качели»

Цель: Закреплять воспитание и различение звуков септимы(до2- ре1).

Описание: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем- низкому звуку. Небольшие карточки- фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играть могут трое детей, один из них ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Воспитатель назначает, кто из играющих будет узнавать звук "высоких" качелей, кто - "низких". Ведущий предлагает спеть песню "Качели" напоминает звуки, характерные для нее, проигрывая их на пластинах металлофона.

Ведущий берет фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: "Где сейчас качели - вверху или внизу?" Отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребенок, первым выполнивший задание.

«Курицы»

Цель: Упражнять детей в воспитании различении звуков квинты (фа - до2).

Описание: Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опушенной головой (соответствует низкому звуку) на другой - курица с поднятой головой ( соответствует высокому звуку). Другая пара таких же карт выполнена в цвете и разрезана на 4 части. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играет трое детей один из них - ведущий. Игра проводится так же как "Птица и птенчики".

Игры для развития ритмического слуха

«Кто как идет»

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении акцента в трех ритмических рисунках.

Описание: Три карточки с контурным изображением зверей, идущих с палочками: на одной - медведь; на другой - лиса; на третий- волк. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на 4 части. Металлофон , ширма.

Ход игры: Играет четверо детей, один из них ведущий. Он раздает трем играющим по одной нецветной карте. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодии, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкратчивые действия лисы. Игра заканчивается когда все участники сложат все цветные карточки.

" Веселые дудочки"

Цель: Упражнять детей в восприятии и различии трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания: а) трубы ( играет медведь); б) дудочки (играет лиса); в)свирели (играет мышонок).

Описание: Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе- медведь; на дудочке-лиса; на свирели-мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.

Ход игры: Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего "Кто это играет?" отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.

Игры для развития тембрового и динамического слуха

« Громко- тихо»

Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания.

Описание: Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструмент аккордеон.

Ход игры: В игре принимают участие трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводится игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...