Блиц-турнир между родителями и детьми. Тема: "Знатоки искусства".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Комарькова Наталья Викторовна

Цель:

•    Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному,

творческому взаимодействию: родители - дети - педагог, используя форму соревнования

изобразительного досуга. «Способствовать психологическому настрою детей на совместную деятельность,

содействовать укреплению интереса детей к изодеятельности, приобщению к

удивительному миру искусств.

Задачи.

1.   Образовательная:

  • уточнить представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства: портрете,
    пейзаже, натюрморте, упражнять в их различении;
  • закрепить умение различать цвета и оттенки;
  • упражнять в составлении цветоряда по стихотворению;
  • закрепить имеющиеся знания детей о предметах народного декоративно-прикладного
    искусства (дымковской игрушке, изделиях хохломских  и гжельских мастеров), упражнять в
    различени и элементов декоративных росписей;
  • систематизировать предметы по форме.

2.   Развивающая:

  • развивать эстетическое восприятие цвета, воображение, художественно-творческие
    способности, самостоятельность;
  • умение высказывать эстетические суждения и оценки.

3.   Воспитательная:

  • обогащать эмоционально - чувственную сферу детей;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление прийти на помощь,
    умение радоваться общим успехам;
  • интерес и уважение к труду художника, народных мастеров.

Методы и приемы:

Художественное слово, вопросы, дидактическая игра, п/и, сопоставление, объяснение, загадки, ассоциации(дорисовывание геометрических фигур), сравнение, выкладывание цветоряда по стихотворению.

Материалы и оборудование:

ТСО (проигрыватель ОУО, телевизор, магнитофон, аудиозаписи художественного свиста, фоновой музыки, песенки «Тучка»), мольберты, магнитная доска, магниты, дидактические, художественно-развивающие игры(«Цветовая математика», «Галерея искусств», «Убери лишнюю», «Подбери элемент узора»), фишки, карточки для выкладывания цветоряда сцветными квадратами из картона, 2 набора карточек с контурами разных геометрических фигур (карточка-на каждого игрока, наборы карточек - одинаковые), дымковские игрушки, изделия хохломских и гжельских мастеров, цветные карандаши (для детей и родителей), эмблемы и медали для участников, указка.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин художников, рисование натюрмортов, пейзажей, портретов, смешивание красок на палитре; чтение и заучивание стихотворений, выкладывание цветоряда по стихотворениям, разгадывание загадок; экскурсия в картинную галерею с детьми, родительская встреча на базе картинной галереи, составление фотоколлажа «Знакомство с картинной галереей»; рассматривание изделий народного декоративно - прикладного искусства; дидактические игры («Галерея искусств», «Радуга», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка», «Предмет и форма», «Таинственные рисунки», «На что похоже», «Составь натюрморт», «Докончи узор на коврике», «Подбери элемент узора»), п/и«Стайки птичек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл блиц-турнир.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Блиц-турнир между родителями и детьми 5 – 6 лет.

Тема: «Знатоки искусства».

Цель:

•    Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному,

творческому взаимодействию: родители - дети - педагог, используя форму соревнования

изобразительного досуга. «    Способствовать психологическому настрою детей на совместную деятельность,

содействовать укреплению интереса детей к изодеятельности, приобщению к

удивительному миру искусств.

Задачи.

1.        Образовательная:

  1. уточнить представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства: портрете,
    пейзаже, натюрморте, упражнять в их различении;
  2. закрепить умение различать цвета и оттенки;
  3. упражнять в составлении цветоряда по стихотворению;
  4. закрепить имеющиеся знания детей о предметах народного декоративно-прикладного
    искусства (дымковской игрушке, изделиях хохломских и гжельских мастеров), упражнять в
    различении элементов декоративных росписей;
  5. систематизировать предметы по форме.

2.        Развивающая:

  1. развивать эстетическое восприятие цвета, воображение, художественно-творческие
    способности, самостоятельность;
  2. умение высказывать эстетические суждения и оценки.

3.        Воспитательная:

  1. обогащать эмоционально-чувственную сферу детей;
  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление прийти на помощь,
    умение радоваться общим успехам;
  3. интерес и уважение к труду художника, народных мастеров.

Методы и приемы:

Художественное слово, вопросы, дидактическая игра, п/и , сопоставление, объяснение, загадки, ассоциации (дорисовывание геометрических фигур), сравнение, выкладывание цветоряда по стихотворению.

Материалы и оборудование:

ТСО (проигрыватель ОУО, телевизор, магнитофон, аудиозаписи художественного свиста, фоновой музыки, песенки «Тучка»), мольберты, магнитная доска, магниты, дидактические , художественно-развивающие игры («Цветовая математика», «Галерея искусств», «Убери лишнюю», «Подбери элемент узора»), фишки, карточки для выкладывания цветоряда с цветными квадратами из картона, 2 набора карточек с контурами разных геометрических фигур(карточка -на каждого игрока, наборы карточек - одинаковые), дымковские игрушки, изделия хохломских и гжельских мастеров, цветные карандаши (для детей и родителей), эмблемы и медали для участников, указка.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукций картин художников, рисование натюрмортов, пейзажей, портретов, смешивание красок на палитре; чтение и заучивание стихотворений, выкладывание цветоряда по стихотворениям, разгадывание загадок; экскурсия в картинную галерею с детьми, родительская встреча на базе картинной галереи, составление фотоколлажа «Знакомство с картинной галереей»; рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства; дидактические игры («Галерея искусств», «Радуга», «Найди квадрат такого же цвета, но другого оттенка», «Предмет и форма», «Таинственные рисунки», «На что похоже», «Составь натюрморт», «Докончи узор на коврике», «Подбери элемент узора»), п/и «Стайки птичек».

Ход блиц-турнира.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости, родители, дети.

Искусство - это не только источник радости и красоты, но и величайшая сила, которая делает человека лучше, добрее, благороднее, красивее. Оно вдохновляет и учит нас мудрости. Я нисколько не сомневаюсь, что сегодня здесь, в этой группе, собрались настоящие ценители искусства, а вот кто из команд окажется истинным знатоком искусства - покажет время и наш блиц-турнир.

Итак, сегодня в блиц-турнире «Знатоки искусства» участвуют команда родителей «Волшебная палитра» и команда детей старшей группы «Веселые карандаши». Обе команды выполнили домашнее задание: придумали название, нарисовали эмблемы и выбрали себе капитанов (представляю капитанов и участников команд). А теперь я представлю уважаемое жюри.

За каждый верный ответ и правильно выполненное задание команда получает фишку. Победителем будет считаться та команда, набравшая наибольшее количество фишек.

Команды готовы? Тогда начинаем.

1ТУР

Воспитатель читает стихотворение:

Ты мне скажешь: «Не бывает

В мире больше волшебства».

 Но под кистью оживает

Небо, солнце и трава.

 Взмах волшебный - и палитра Морем красок разлилась,

Слышу я гуденье ветра,

 Птица в небо поднялась.

 Брызги, краски, капля сини –

И течет уже река.

Дарит новый мир в картине

Нам художника рука.

Художник использует невероятное множество цветов и оттенков для создания своих картин. Но для этого нужно знать, как они получаются.

Сейчас обе команды должны будут решить «цветовые примеры» и ответить, какой оттенок получится из других красок.

  1. вопрос: Но сначала команда «Веселых карандашей» должна назвать мне основные цвета.
    (Красный, желтый, синий).
  2. вопрос: Теперь «Волшебная палитра» назовет теплые и холодные цвета (теплые - красный,
    оранжевый, желтый; холодные - фиолетовый, синий, зеленый).

Задание командам: Детям и родителям предлагаются карточки из дидактической игры «Цветовая математика».

2 ТУР «Конкурс капитанов»

Воспитатель: А теперь, друзья, капитанам обеих команд предлагаю « раскрасить» стихотворение. Услышав в тексте название цвета, нужно выложить на полоске квадрат аналогично названному цвету. Начинаете от квадрата со звездочкой. Будьте внимательны!

Таится радость в каждом цвете, Рисует чудо-карандаш...

Как много красок на Планете, Взгляните на рисунок наш!

Синее небо, желтое солнце, Склоны высоких коричневых гор,

Зелень деревьев, красные маки

И голубые просторы озер.

(Члены жюри проверяют правильность выполненного задания, сравнивая с проверочным цветорядом, размещенного на магнитной доске.)

ЗТУР

Воспитатель: Отлично, справились с заданием обе команды.

1        задание. Предлагаю ответить на загадку команде «Веселые карандаши»:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

То подобную картину называют ...(натюрморт)

Теперь загадка для команды «Волшебная палитра»:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина называется ...(пейзаж)

-        Молодцы, родители! Теперь загадку отгадывают малыши-карандаши:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется ... (портрет)

Воспитатель: - Аи да «Веселые карандаши», всех хвалю вас от души! Последняя загадка для ваших соперников:

Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю -Где была пустота, Там, глядишь, - красота! (Карандаши цветные)

2        задание. Далее командам предлагаются конверты, в которых находится игра «Убери лишнюю»
(у одной команды в конверте лежат пейзажи, лишняя -натюрморт; у другой - портреты, лишняя -
пейзаж).

Воспитатель: Молодцы, команды! Скажите, где можно увидеть много разных картин и других произведений искусства? (В картинной галерее).

-        Сейчас мы немножко отдохнем и ребята расскажут о нашем знакомстве с картинной галереей.
Просмотр фотоколлажа. Дети комментируют стихами (авторское творчество педагога):

Деревья сыплют листья

На узкие аллеи.

 Идем по желтым листьям

 Мы прямо к галерее.

Волнуемся немного-

Всегда как в первый раз.

Что ждет нас за порогом?

Кто встретит нас сейчас?

Мы открываем двери Тихонечко. И вот Встречает у порога

Нас экскурсовод.

Идем по залам, не спешим

И слушаем рассказ.

Ах, как картины хороши!

Так восторгают нас!

Нам очень интересно,

И не устали даже.

Глядим мы на известные Зарайские пейзажи.

Вот натюрморт. Его создал Художник из Зарайска.

Он так старался, рисовал,

 Чтоб радость каждый испытал, Картину созерцая.

Теперь заходим мы в салон -Художественным зовется он.

Здесь все так восхищает глаз

 И производит впечатление! Притягивают, как магнитом, нас Народных мастеров творенья!

Нам в галерее были рады

И расставаться было грустно. Теперь мы знаем - здесь живут ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА!

И вновь по листьям, по аллее Шурша, мы в детский сад идем, Решили: «Завтра в галерею

Своих родителей ведем!»

Воспитатель: Я думаю, что вы непременно посетите картинную галерею всей семьей и это станет вашей семейной традицией.

4 задание. А следующее задание для команд называется «Оживи геометрические фигуры». Художник- это человек с невероятной фантазией и воображением. Командам также нужно проявить творческую фантазию, чтобы превратить геометрические фигуры в разные, не похожие друг на друга образы.

(Команды оцениваются жюри.)

Воспитатель: А сейчас - музыкальная пауза. Предлагаю немножко отдохнуть и поиграть. Игра называется «Тучка» (Физкультминутка: показываю движения, соответственно музыкальному сопровождению, дети и родители повторяют).

4 ТУР.

Звучит свистулька ( аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, мы с вами на занятиях учимся рисовать, знакомимся с картинами великих художников, а еще узнаем о народных промыслах. Сейчас обеим командам предстоит справиться с еще некоторыми заданиями.

  1. вопрос команде родителей - Что это за игрушка? (дымковская)
  2. вопрос детям: - Слышите, звучит свистулька? От свистульки, которую делали в Дымковской
    Слободе, и пошла дымковская игрушка. Как назывался на Руси праздник, посвященный
    свистульке? («свистунья», «свистопляс»)
  3. вопрос родителям: - Назовите элементы дымковского узора.(точки, круги, дуги, кольца,
    прямые и волнистые линии, мазки)
  4. вопрос детям:- Какие цвета использовали дымковские мастера для росписи своих игрушек?
    (синий, железный, малиново-красный, желтый, коричневый, зеленый, оранжевый, голубой,
    черный)
  5. задание. Воспитатель показывает игру «Убери лишнюю». Команды должны назвать элементы
    дымковского узора, убрать лишний, не соответствующий данной росписи элемент. Ребенок читает
    стихотворение (авторское творчество педагога):

Дымковский мастер лошадку раскрасил. Точками, кольцами фигурку украсил. Умелые руки создали чудо –

Игрушку из Дымки узнают повсюду!

Воспитатель: 5 вопрос. Элемент узора какой росписи оказался лишним, уважаемые родители? (хохломской)

6        задание для «Веселых карандашей» - Найдите среди предметов декоративно прикладного
искусства изделия хохломских мастеров, (команда выполняет задание, получает фишку)

Ребенок читает стихотворение:

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

 И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Воспитатель: 7 вопрос. А теперь, команды, послушайте еще стихи и скажите, о каком промысле говорится в них. Читаю стихотворение И. Кадухина «Гжель»:

Фарфоровые чайники, Подсвечники, часы, Животные и птицы Невиданной красы. Деревня в Подмосковье Прославилась теперь, Известно всем в народе Ее названье - Гжель. Гордятся в Гжели жители Небесной синевой.

Не встретите на свете вы Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку Легко перенесла.

(Команда родителей отвечает на вопрос: речь идет о гжельской росписи.)

8 вопрос. - Почему гжель называют нежно-голубым чудом? (ответ команды детей: по цвету краски, которую используют гжельские мастера).

Дети читают стихотворение (авторское творчество педагога):

На чай гостей мы пригласили,

Стол скатертью цветной накрыли. Сервиз от гжельских мастеров

Украсить стол всегда готов.

Посуда белая, как иней,

Узор - голубовато-синий.

Гжель всех одаривает волшебством, Приносит радость в каждый дом!

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш блиц-турнир. Жюри поможет подсчитать фишки, а мы с вами вспомним о том, что человек и Искусство - единое целое. Душа того, кто ценит, понимает искусство, всегда будет чиста и открыта. Сегодня оно объединило всех нас, и детей, и взрослых. Пусть ваши сердца будут наполнены добром, теплотой и всегда стремятся к прекрасному!

(Оглашаются победители, всем участникам вручаются памятные медали «Знатоков искусства») Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:

И в шесть, и в десять лет, и в пять Все дети любят рисовать.

 И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

 Цветы, рисунки, лес и сказки –

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

 И мир в семье и на земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блицтурнир "Знатоки искусства" между родителями и детьми старшей группы

Цель:Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию: родители – дети – педагог, используя форму соревнования изобразительного досуга.Спос...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми".

Деловая игра, цель которой - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентн...

Советы родителям .Конфликты между родителями и детьми: причины и способы преодоления.

Конфликты между родителями и детьми:причины и способы преодоления Возник конфликт между ребёнком и родителем и, к сожалению, не решён, а углубляется…Как разрешать противоречия так, чтобы выигрыва...

Викторина с педагогами на тему «Знатоки изобразительного искусства»

Предлагаю вашему вниманию конспект викторины, где наши педагоги весело и увлекательно сражаются в интеллектуальной "битве" на тему "Знатоки изобразительного искусства"...

Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....

Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"

Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...

Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра. «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми»

Предлагается разрешить разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка....