Главные вкладки

    Педагогическая концепция
    материал по теме

    Шкреба Галина Васильевна

    Педагогическая концепция по здоровьюсбереженю в ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_koncepciya.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

       ПО ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ.

    Дошкольный возраст – особенно важный и  ответственный период, когда происходит перестройка функционирования  многих систем организма.

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.

    Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

    А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно- психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

    Вместе с тем  результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей  становиться все меньше.

    Высок процент физиологической  незрелости ( более 60%), которая становится причиной  роста функциональных ( до70%) и хронических ( до 50%) заболеваний.

    Более 20% детей имеют дефицит массы тела, более 15%  - ожирения.

    Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а  также  ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и  другим переменам каждого человека.

    Поэтому  самой  актуальной проблемой на  сегодняшней день укрепление здоровья детей,  В.А.Сухомлинский писал « Я не боюсь еще и еще раз повторить  забота  о  здоровье ребенка –  это важнейший  труд  воспитателя»

    Здоровье рассматривается, как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное  состояние организма, которое  позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

    Для  достижения гармонии с природой, самим собой  необходимо учиться заботится о своем  здоровье с детства.

    Очень важным на сегодняшний день  является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения  к здоровому образу жизни.

    Все выше изложенное позволило сделать мне вывод о необходимости целенаправленной, систематической, спланированной работе   на сохранение и укрепления здоровья  всех субъектов образовательного процесса.

    Постановку задачи здоровье сбережения в образовательном процессе ДОУ

    рассматриваю в двух вариантах – задачи минимум  и задачи оптимум.

    Задача – минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогике « Не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса.

    Задача – оптимум: обеспечить выпускнику ДОУ высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда учеба в школе будет успешной  и  доставлять ребенку радость.

    Основным результатом здоровьетворящего образования должно стать обретение состояния  гармонии, душевного равновесии и жизненных сил.

    Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их  комплекс получил в настоящее время их общее название «Здоровье сберегающие технологии»

    Для успешного  выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с детьми использую, различные формы и методы закаливания.

    Система закаливания, кроме традиционных мероприятий ( прогулки и прием на свежем воздухе), включает следующее: ходьба в спальне до и после сна по солевым дорожкам, по ребристой поверхности, используя нестандартное оборудование, обливание рук холодной водой, обширное умывание, прием воздушных ванн до сна и после, дыхательная гимнастика, ходьба по группе босиком.

    Прогулки на улице  с детьми провожу максимально эффективно.

    Ведь для ребенка совсем не важно, зима на улице или лето, светит солнце или моросит дождик. На прогулке кроме   традиционных, как подвижные игры, использую игры-беседы, наблюдения, которые помогают ребенку не только познавательно провести время на прогулке, но научиться запомнить большой объем информации, внимательно слушать, выражать чувства и делиться своими мыслями.

    Мероприятия по закаливанию и снижению заболеваемости зависят от сезона и температурного режима.

    В осенний и весенний период, когда происходит обострение простудных заболеваний, использую  ароматизацию помещений (чесночные букетики)

    Обязательным элементом  здоровье сберегающей организации  является утренняя гимнастика . Комплекс утренний  гимнастики подбираю с учетом двигательных  умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

    Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем  их физкультминутки,  могут включать  дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз.

    Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

    Широко используется проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.

    Особое внимание обращаю на эмоционально – психическое состояние детей,  т.к  у некоторых детей есть проблемы поведенческого плана.

    Поэтому провожу с детьми индивидуальную или групповую  профилактику: «Минутки покоя», звуковую гимнастику,  «гимнастика  маленьких волшебников» ( с участием музыкального работника).Для эмоционального подъема в начале рабочего дня в детском саду звучит  веселая музыка, в фойе ребятишек встречает волшебник, фея,

     веселый клоун (который  скажет: «как дела?», «я рад тебя видеть» и т.п.).

    Перед  сном в спальни включаю музыкальное сопровождение «колыбельные песни» Это помогает  ребенку успокоится, отдохнуть.

    Спальную комнату использую как,  комната психологической разгрузки, где ребенок может уединиться, отдохнуть от шума, побыть наедине.

    В связи с тем, что у детей повышена утомляемость, даю возможность для переключения деятельности, физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки во время физкультурных пауз – условие восстановление сил к следующему занятию, которые мы создаем, а ребенок использует.

    Еще  один из обязательных элементом  здоровье сберегающей организации  занятий остеопатическая  гимнастика, которая проводится после сна в постелях каждый день. Ее отличает «техническая» простота применения.

     Игровой час  (бурящая гимнастика) использую в работе с детьми ежедневно после сна. Это  комплекс, состоит из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.

     Применяю дорожки здоровья  для обучения правильной ходьбе, формированию правильной походке.

    Пальчиковая гимнастика ее использую в работе с детьми индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Провожу в любой удобный промежуток времени.

    Особое внимание   уделяю детям с речевыми проблемами.

    Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения  пальцев рук, расположены очень близко.

    Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     В работе над стопами и кистями  рук ( именно на них располагается система высокоактивных точек соответствия  всем органам и участкам тела, стимуляция которых оказывает профилактическое и развивающее действие).

    При массаже стоп и рук используем вспомогательные средства – это самые простые, доступные, но в тоже эффективные массажеры: шарики, мячики, деревянные дощечки с ребристой  поверхностью.

    Отдельная проблема, требующая большого внимания, является организация питания.

    Правильное , рациональное питание важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста, развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте, но особенно дошкольном. Проводим  С-витаминизацию третьего блюда, используем лимоны, отвары шиповника. Дети пьют чистую воду.

    Ну, а  пока для меня впереди – не растерять достигнутое,  а  шаг за  шагом двигаться вперед по дороге воспитания, развития творчества.

    Убеждена,   что  воспитатель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов воспитания.

    Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность, только, отдавая работе себя, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной  мере свою значимость в жизни  и  радости труда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая концепция учителя-логопеда

    Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

    Моя педагогическая концепция

    Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

    Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

    Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

    Моя педагогическая концепция

    «Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...

    Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

    Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

    Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

    Концепция педагога о выборе своей профессии....