НРК в воспитании детей дошкольного возраста.
материал по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_ruscha_samatovna.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ №46 “Земляничка”

Города Набережные Челны РТ

Шафигуллина Гульнара Саматовна

           

НРК в воспитании детей дошкольного возраста.

( Консультация для воспитателей)

Современная педагогика представляет многовековой опыт народов по воспитанию  бу-

дущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям жизни общества и пред-

принимать шаги к его переустройству и творческому созиданию.

Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе

активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и цен-

ностями. У народов Поволжья особое внимание уделялось детям в возрасте 5-10 лет. Счи-

талось, что каждый ребёнок изначально является творцом окружающей жизни, а его пред-

ставления о добре и зле, любви и ненависти естественны в своих проявлениях.

Каждый любит землю, на которой он родился, вырос. Поля и луга, горы и долины, леса, бес-

крайние степи ,где он бегал в босоногое детство,-для него самое дорогое, вечное, как сама

жизнь. Многое повидали они за долгие века, и будь у них язык – столько могли бы рассказать.

Но молчат поля и луга. Безмолвствуют горы и долины, леса и крайние степи. Безгласны де-

ревья и трава. О чём они шепчутся на ветру- кто знает? Земля умеет хранить свои тайны. Но

всё таки многое из них становится известно людям... Раскрывает эти тайны вечно живой и

беспокойный народный язык. Из поколения в поколение люди как самую большую драгоценность проносят легенды, сказания ,песни ,которые ярко и точно рассказывают о «делах  давно минувших дней».

«Сказка- река мудрости, наполняющая мир. Сказка –бесконечный океан. Сказка-сама жизнь,

правда. Ложь в ней, как змея, размазанная разноцветными красками»,-так говорят древние мудрецы.

Башкиры, татары и чуваши-три крупных тюркоязычных  народа, живущие с незапамятных

времен между Волгой и Уралом. Они родственны не только по языку, но и по происхождению.

Башкиры и татары Волгу называют Идель, а чуваши-Адыл. И у всех трех народов есть легенды о том, что так звали предводителя, который привел тюркские племена из бескрайних южных степей в эти места. И его именем названа была великая река, на берегах которой обосновались башкиры, татары и чуваши. Жили они на этой земли как добрые соседи, и писали свою историю вместе не острием сабли, а плугом землепашца, прекрасными народными орнаментами, легендами и преданиями, песнями и сказками.

Для тюркских народов Поволжья рек с названием Волга была несколько:Великая Волга,Бе-

лая Волга-Агидель,Черная/Каменная/ Волга,или Кама,Серебряная Волга-Вятка.Но самая,так

сказать, сказочная из всех-Агидель, река Белая, Белая Волга. Именно на её берегах происходят основные действия многих волшебных сказок, легенд и преданий башкир, татар и чувашей.

Башкиры.

Башкиры - один из древнейших народов, населяющих земли между Волгой и Уралом. Мно-

гие прекрасные памятники устного народного творчества башкир дошли до наших дней. Особено большое значение в башкирском народном творчестве имеют эпические сказания

кубаиры, они состовляют наиболее широко распространенный жанр устно- поэтического наследия этого трудолюбивого и героического народа. В них отражены древние мифологические представления, быт, идеалы башкирского народа, наиболее важные исторические события - борьба за счастье людей, поворотные моменты  жизни племен и многочисленных родов.

Хранителями кубаиров и всех других жанров башкирского фольклора были сэсэны – народ-

ные сказители и былинники. Наиболее известные эпические сказания башкир- «Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша», «Кусякбии», «Зухра и Алдар», «Заятулек и Хухылу», «Кара юрга».

Ни одно событие, ни один праздник башкир не проходил без мудрых и уважаемых сэсэнов.

Народная память сохранила имена древнейших башкирскихсэсэнов, хранителей мудрых эпи-

ческих сказаний, прекрасных легенд и достоверных преданий, волшебных сказок.

До наших дней сохранились имена таких популярных в народе сэсэнов, как Хабрау, Ераже-

сэсэн и Кубагуш.

Кубагуш известен тем, что боролся против баев и ханов за счастье простых людей.

Не власть имущий- простолюдин я.

Иду против ханов оседлавших тулпар,

Иду против захватчиков...

Позже оставили большой след в памяти народной сэсэны Ишмухамет Мырзакаев, Габит, Га-

тиатулла Биккужин ,Сабирьян Мухаметкулов, Хайрулла Ишмурзин и другие.  Крупнейшим собирателям произведений фольклора башкир и их исполнителе был Мухаметша Бурангулов, высоко чтимый в народе. Благодоря его неустанному труду сохранились замечательные сводные тексты лучших творений многих древних сэсэнов.

Изучение кубаиров этих сэсэнов и других многочисленных безымянных сказителей, былин-

ников дает богатейший материал устного народного творчество свободолюбивого, гордого

и героического народа – Башкир.

Современные казанские татары ичуваши, как пишут историки, своими корнями восходят к одному народу –волжским болгарам /Булгарам/. Они –две крупные ветки одного и того же тюркского ствола-булгар.

Ученые утверждают, что булгары восходят к древнейшим тюракским племенам, входившим

в состав могущественный Хуннской державы. В поисках пастбищ и лучшей доли они, гордые труженики степей, продвигались на запад и дошли до Приазовья.

До седьмого века до н.э. булгары жили в Северном Причерноморье. После смерти хана Ку-

брата они разделились на несколько групп. Одна из них во главе с ханом Аспарухом, ушла на запад и обосновалась на Балканах. Другая группа откочевала в глубь Кавказа, а третья, под предводительством хана Котрага, поднялась на север. И на Среднем Поволжье эти булгарские племена создали свое государство. Столицей Волжской Булгарии был город Булгар. Волжская Болгария была могущественном государством, и его высокой культуры восхищались путешественники и купцы. А изделия волжских булгар-кольчуги и меха-были известны во многих странах, славились по всему Востоку. Славился и собираемый им мед.

Предки чувашей и татар жили мирно с соседями. Особенно крепкая дружба была у них со

славянскими княжествами. Славяне и булгары говорили друг другу: «Наша дружба поблекнет только тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетить по воздуху, как хмель. » Как мы знаем, хмель никогда не утонет в воде, как камень, и камень не полетить по воздуху, как хмель. Значит, дружба эта никогда не поблекнет, она на вечные времена.

Татары.

Татары –народ, наиболее активно пользовавшийся с древних времен арабской письмен-ностью. И принято считать, что письменная литература у татар восходит к средневековью.

Наравне с литературными памятниками среди татарского народа создавались бессмертные

сказки, легенды и предания о богатырях и героях, которые сражались за счастье народа с ба-

ями, ханами и дэвами-огромными человекоподамными существами, живущими среди людей.

Среди произведений народного творчества особенной любовью народа пользовались такие

произведения эпического плана, как, например, «Алпамыш», «Джик-Мэргэн» и «Чура батыр».

Своеобразным жанром татарского фольклора является мэзэк-короткий, рассказ-шутка.

Уникальными памятниками устного народного творчества татар являются баиты-своего

рода реалистические поэтические рассказы, основанные на подлинных событиях.

История-это поиск истины, -говорили древние восточные мудрецы. Татарское устное  на-

родное творчествов этом отношении-подлинная история народа, оставленная потомкам па-

мятью ушедших поколении. Которыми по праву гордиться татарский народ.

Чуваши

Чуваши долгое время не имели письменности. Народ, не имеющий письменности особенно

бережно относился к фольклору, к памятникам устного народного творчества. Десятки безы-

мянных юрась-певцов и оста-сказителей донесли до наших дней и оствили нынешнему поко-

лению бессмертные творения – сказки и легенды, предания и хайла, мыскара и песни. И великую эпическую поэму «Улып», которую собрал и составил Хведер Сюин.

Наиболее древние мотивы т сюжеты сохранились в таких Чувашских сказках, как «В стране

Светлого дня», «Сыер –батыр», «Удикан и Эдикан». Сказка –это иногда таинственная, скрытая, а иногда раскрытая настежь душа народа с его поэтическим видением мира, окружающей природы, погодных условий и географии.

Это очень хорошо выразил А.С.Пушкин: «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обы-

чаев поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому – нибудь народу »

Устное народное творчество предлагает многочисленные пословицы и поговорки, народные

приметы как концентрированное наблюдение за жизнью людей и природы через примене-ние на практике знаний народная мудрость эффективно выполняет образовательную и вос-

питательную задачу, настраивает на дальнейшие развитие познавательной активности детей.

Пустым ненужным знаниям детей не обучали, а то с чем знакомили было обязательно под-

тверждено практикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...