Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида
статья по теме

Гребенкина Маргарита Вячеславовна
Сенсорное развитие детей через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, воспринимать с помощью других анализаторов. Сенсомоторика ( от лат. Sensus-чувство, ощущение, motor- двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности, а получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Уже в раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством для этого является сенсорное освоение за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсомоторного опыта детей заменяя его визуальными и виртуальными образами. Вернуть всю полноту восприятия – главное назначение сенсомоторного уголка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное обозначение этих свойств - словом. Обследование восприятия и мелкой моторики на начало учебного года показало низкий уровень у 70% детей, 30% - средний уровень, так группу посещают 4 ребенка - инвалида. Поэтому мы решили, что важно организовать сенсомоторный уголок в группе. Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на занятиях, так и самостоятельной деятельности. Среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшим для коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников являются: - создание условий способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире - формирование обобщающих способов обследования предметов их свойств и отношений, системы перцептивных действий - усвоение необходимой сенсорной базы - развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов - развитие всех видов восприятия -формирование зрительно- моторной координации, межсенсорных связей, перцептивных операций - формирование умений обозначать сенсорные признаки и перцептивные действия словом. Для определения уровня сенсомоторного развития детей используются критерии Н.О.Озерецкого и карта состояния сенсорной сферы у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Е.Ф.Войлоковой, Ю.В.Андруховича, Л.Ю. Ковалёвой. Сенсомоторный уголок помогает - развить вестибулярный аппарат, координацию движений, двигательную активность - профилактике плоскостопия и носит оздоровительно - закаливающий эффект -снизить нервное и эмоциональное напряжение, создаёт психический комфорт, создать положительный эмоциональный фон - развить воображение, пространственное представление, мышление, память, внимание, восприятие - развить умение дифференцировать звуки - снизить уровень агрессивности и тревожности - закрепить цвет, форму, величину - развить мелкую моторику - развить кинестетические и тактильные, вкусовые и обонятельные, зрительные и слуховые ощущения - повысить познавательную активность, исследовательский интерес, коммуникабельность. В нашей группе силами родителей и педагогов создана предметно-развивающая среда, способствующая сенсорному развитию. При оформлении группы учитываются индивидуальные особенности детей и возраст. При организации уголка особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Содержание сенсомоторного уголка № п/п Виды восприятия Содержание 1 Зрительное восприятие - картинки с контурным, силуэтным изображением предметов картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован) - геометрические формы разного цвета, цветовые пятна кляксы различной формы - разноцветные полупрозрачные шарфы - разноцветные песочные часы, калейдоскопы, переливающиеся капельки Природный материал - горох, орехи, фасоль, греча, крупа, шишки, камни, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.) Бытовые материалы -карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, зеркала, пуфики и т. д. Дидактические игры и материалы - различные мозаики, шнуровки, коврики, различные конструкторы («Фермер», «Лего», деревянный строитель, металлические и пластмассовые конструкторы), пластилин, тесто, глина, краски (гуашь, пальчиковые, витражные, акварельные), коврики, мячи, центр воды и песка, материалы Монтессори, пальчиковый и кукольный театры, вкладыши, парные картинки, «умные фигуры» и т.д. 2 Слуховое восприятие - кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки 3 Осязание -кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги - предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда - выпуклые буквы, цифры, различные фигурки - разные по форме мелкие предметы - различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки 4 Обоняние - различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях 5 Вкус - стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов - овощи, фрукты, леденцы и т.д. Также была проведена работа с педагогами детского сада и с родителями: - проведён смотр – конкурс сенсомоторных уголков - проведён семинар- практикум по данной теме - проведены родительские собрания - родители приняли активное участие в оформлении сенсомоторных уголков - собран консультативно- методический и практический материал - проведен мастер- класс по работе в сенсомоторном уголке В результате проводимой работы высокого уровня сенсомоторного развития достигли 20% детей, среднего – 50%, на низком уровне осталось 30% обследуемых детей (дети – инвалиды). Организация сенсомоторного уголка способствовала тому, что дети овладели более рациональными приёмами обследования, более эффективно формируются знания об определённых сенсорных эталонах, повысилась работоспособность, познавательная и поисковая активность, улучшилось состояние общей и мелкой моторики. Ключевые слова: сенсомоторика, сенсомоторный уголок, восприятие, дети с ограниченными возможностями, здоровья, технологизация, зрение, слух, обоняние, осязание, дидактические игры, природный материал, диагностика Аннотация: в статье представлен материал о возможности сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья через все виды восприятия (дидактические игры, природный, бросовый материал), на примере организации сенсомоторного уголка в детском саду компенсирующей направленности в группе 8 вида. Отмечена важность совместной работы родителей и педагогов. Список литературы: 1. Е.Ф. Войлокова ,Ю.З. Андрухович, Л.Ю. Ковалёва «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» 2. Т.П. Высокова « Сенсорное развитие детей раннего возраста» издательство «Учитель» Волгоград 2010 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ручной моторики в коррекционной группе VIII вида на тему «Мебель»

Конспект занятия имеет практическую значимость. может быть использован учителями    - дефектологами при организации подгрупповых занятий...

"Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада"

Консультация для воспитателей детского сада....

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Вторая младшая группа

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, на...

Тема: «Организация речевого уголка в группе комбинированного вида».

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприя...

Консультация Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.

Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...