Статьи, доклады.
материал на тему

Эссе: "Радуга эмоций в капельках детского творчества""-

Эссе : " Профессия воспитателя- это мой выбор" эссе было написано для конкурса "Воспитатель года-2012"

 Доклад "Методика работы с портфолио дошкольника"

Доклад "Художествено- эстетическое воспитание дошкольников средствами  нетрадиционных техник в рисовании"

Доклад " Ознакомление детей с нетрадиционными техниками в процессе кружковой работы"

 Статья напечатана в  Бакушинском сборнике :" УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №62 «Золотой улей»  в рамках комплексного сопровождения развития ребёнка используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной – является создание портфолио дошкольника.

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития.  Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Педагогами МДОУ детский сад № 62  используется следующий алгоритм работы по составлению портфолио:

1.     Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно, зачем нужен  портфолио.

2.     Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.

3.     Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору автора.

4. Определение критериев оценивания: критерии обсуждаются и определяются совместно с родителями, детьми и педагогом. В критерии можно включать такие пункты, как, например, наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.

5.     Презентация портфолио: может проходить в виде выставки, конкурса или др.

От того, какие результаты получит педагог в процессе выполнения алгоритма работы по составлению портфолио, зависит, как оно будет выглядеть. Вид портфолио в нашем детском саду индивидуален в каждой группе. Различия имеются как во внешнем оформлении, так и в структуре портфолио.

При организации работы по составлению портфолио обязательными являются следующие этапы:

1 этап: Установочный: определение цели создания портфолио.

Например, портфолио может создаваться как «инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко) Оценочно-диагностический портфолио  является индивидуальной программой  развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка).

В нашей группе мы создаем накопительный портфолио, или «книжку обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника. Он составляется воспитателями  с помощью родителей  и хранится в группе.

2 этап: Поисковый, на котором происходит сбор информации. Воспитатели совместно с родителями  отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д.)  на основе интересных событий или проявлений ребенка.  

На этом этапе проводится индивидуальная работа с детьми с целью определения значимых, по их мнению, событий в жизни, выяснения их интересов.

Работа над созданием  портфолио можем проводить как индивидуально, так и с подгруппой  детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

Работа по созданию портфолио проводится в тесном взаимодействии с родителями. Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать к составлению портфолио  активных, неравнодушных родителей.  Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.  Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы отмечаем, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

3 этап: Заключительный, на котором происходит систематизация полученных на поисковом этапе сведений и оформление самого портфолио.

Как пример предлагаем вашему вниманию портфолио Кати Бочаровой, воспитанницы подготовительной группы № 9 МДОУ детский сад №62 «Золотой улей».

При создании портфолио учитывались индивидуальные особенности и интересы девочки. Исходя из них был выбран дизайн портфолио.

Первый раздел называется «Обо мне». В нём размещены самые первые сведения о ребёнке: дата и время появления на свет, рост и вес при рождении.

Второй раздел называется «Моя семья». В нём представлено генеалогическое древо семьи Бочаровых.

Третий раздел «Полюбуйтесь на меня», где размещены самые яркие и интересные моменты жизни ребёнка.

В четвёртом разделе «Мои достижения за год» родителям предлагается записать изменения, произошедшие в развитии ребенка за прошедший год.

Пятый раздел называется «Мои любимые игры». Здесь со слов ребёнка записываются его любимые занятия и игры.

В портфолио Кати мы решили выделить такой раздел как «Наш любимый праздник». Наш выбор объясняется тем, что сама Катя считает этот праздник самым замечательным и радостным в их семье.

Следующий раздел - «Мои путешествия» - посвящен поездке на море, где Катя получила массу положительных эмоций и впечатлений.

Раздел «Мои приключения» включает интересные фотографии, сделанные родителями Кати во время посещения цирка.

В разделе «Волшебные пальчики» представлены творческие работы ребёнка.

Так как Катя обладает способностями к занятиям спортом, то следующие разделы ее портфолио посвящены её спортивным достижениям. Здесь представлены фотографии ее выступлений на городских соревнованиях и полученные ею награды.

Последней страничкой Катиного портфолио, как и каждого портфолио детей нашей группы, является «Страничка пожеланий», где воспитатели, родители и друзья могут записать свои пожелания.

Работа над портфолио ведется в течение нескольких лет пребывания ребенка в детском саду вплоть до его выпуска в школу. Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопится достаточно большой материал, который будет отражать их жизнь в детском саду и за его пределами.  

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребёнку на выпускном вечере.  

Портфолио-  это своеобразный маршрут его развития, возможность лучше понять ребенка, способ взаимодействия педагогов с ребенком и его родителями. Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей начальной школе. При поступлении выпускников детского сада в школу, учителя начальных классов могут просмотреть, изучить портфолио дошкольника и   выявить развитие его способностей. В дальнейшем  это помогает учителю осуществлять индивидуально- дифферцированный  подход к каждому будущему ученику.



Огромную помощь в оформлении портфолио оказали педагогам   мамы и папы. Они с любовью и душевным теплом писали о своём ребёнке в пожеланиях, выражали свои надежды и чаяния. Делясь своими мыслями, родители, возможно, меняют свой взгляд на ребёнка, стараются встать на его позиции, принять его точку зрения. Это  значит, они меняются сами, становятся   ближе  и роднее своему сыну или дочке. А это как раз и есть главная цель  нашей работы.

Работа над созданием портфолио позволила нам сблизить интересы родителей, воспитателей  и специалистов образовательного учреждения.

       Работа по составлению портфолио  :

Работа  педагога        

1.Познакомиться  с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2.Разработать структуру портфолио.

3.Оформить  образец портфолио ребенка.

4.Презентация образца портфолио для родителей.        

Работа с детьми

1.Рассматривание детьми образцов портфолио.

2.Индивидуальная беседа с детьми о назначении портфолио        

Взаимодействие с родителями

1.Мотивация родителей в целесообразности составления портфолио ребёнка.

2.Индивидуальная работа педагога дошкольного учреждения с родителями по ознакомлению с портфолио  ребенка.

      Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Кроме этого, мы предлагаем примерную тематику структуры портфолио.

Структура  портфолио  дошкольника представлена в таком  направлениями.

  1. Раздел «Давайте познакомимся»

·        Фото. Фамилия, имя ребенка.

·        Рубрика: «Я люблю…»,

·        «Мне нравится…»,

·        «Обожаю, когда…»

  1. Раздел «Я расту!»

 ·        Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):

 ·        «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д

3.     Раздел «Портрет моего ребенка»

4.     Раздел «Волшебные пальчики »

·        Продукты творчества ребенка (рисунки, поделки , вышивки…)

   5.     Раздел «Мои достижения»

·        Грамоты, дипломы, фотографии.

Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни  в детском саду и за его пределами.


Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Кроме этого, мы предложили примерную тематику того содержания, которое может быть помещено в разделах.

Структура портфолио:

  1. Раздел «Давайте познакомимся»

Фото. Фамилия, имя ребенка, № группы.

Рубрика: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…

  1. Раздел «Я расту!»

Антропометрические данные (в художественно-графическом решении): «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д.

3. Раздел «Портрет моего ребенка»

4. Раздел «Я мечтаю…»

5. Раздел «Вот что я могу!»

Продукты творчества ребенка (рисунки, поделки, вышивки…)

6. Раздел «Мои достижения»

Грамоты, дипломы, фотографии.

7. Раздел «Посоветуйте мне…»

 

Три раза в год воспитателями, медицинскими работниками, специалистами даются рекомендации по вопросам развития и воспитания ребёнка. В тактичной форме  высказываются пожелания по поводу здоровья, познавательного, физического, эстетического, нравственного развития ребёнка.  Благодаря портфолио, устанавливается более тёплая, тесная взаимосвязь, предмет общения между педагогами и родителями становится более конкретным. Родители, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и набором игр, предложенными в родительском уголке на каждой группе, а также задать вопросы любому из специалистов, работающему с данными детьми.

 

       

           Одной из современной и эффективной  форм работы с родителями – является портфолио с дошкольниками.  

          Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.  Цель портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.          Создание портфолио дошкольника  - это новая и пока ещё не освоенная технология .              

Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания – адекватного представления отдельных творческих достижений ребёнка, так и способом развития его способностей, ведь учитываются и результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности: социальной, коммуникативной, познавательной. Результаты работы показали, что в большинстве случаев – это накопительное портфолио, «Всё обо мне» - так его называют дети

        Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребёнком, намного легче представить маршрут его развития.    Таким образом, портфолио дошкольника можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, как способ анализа индивидуальных достижений.

Портфолио дошкольника в практике нашего детского сада используется с 2009г, оформляется  на детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). Портфолио   показывает динамику развития ребёнка, «картину» того, как он «расцветает», кто ему в этом помогает.  

Портфолио дошкольника способствует установлению преемственных связей начальной школе. При поступлении выпускников детского сада в школу, учителя начальных классов могут просмотреть, изучить портфолио дошкольника и   выявить развитие его способностей. В дальнейшем  это помогает учителю осуществлять индивидуально-дифферцированный  подход к каждому будущему ученику.

         Принципы работы по составлению портфолио:

Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.

Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание  минут радости, огорчений, открытий.

Алгоритм работы по составлению портфолио.

1.     Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно, зачем нужен  портфолио.

2.     Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.

3.     Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.

4.     Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с родителями , детьми и педагогом (наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.)

5.     Презентация.

Этапы работы по составлению портфолио :

1 этап: Постановочный.

  Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания. Цель может быть, как:

·        оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И.Адаменко) Оценочно-диагностический портфолио  является индивидуальной программой  развития ребёнка (составляется педагогом, и хранится он у педагога) (личная папка ребёнка).

·        накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника.

       В нашем  дошкольном учреждении  портфолио составляется воспитателями  с помощью родителей  и хранится он в группе. Структуру портфолио определяем мы сами  в зависимости   от интересов и индивидуальных особенностей.

2 этап: Поисковый.

.  Сбор информации

       Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагоги выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание.  Воспитатель и родители  отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д)  на основе интересных событий или проявлений ребенка.  

·        Индивидуальная работа с детьми.

Работа над созданием  портфолио можем проводить как индивидуально, так и с подгруппой  детей. Работа с подгруппой детей имеет возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

·        Взаимодействие с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать к составлению портфолио  активных, неравнодушных родителей.  Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и, непременно, фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.  Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи - уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, мы отмечаем, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

         Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

3 этап: Заключительный.

Работа над созданием портфолио позволила нам сблизить интересы родителей, воспитателей  и специалистов образовательного учреждения.

       Работа по составлению портфолио  :

Работа  педагога        

1.Познакомиться  с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

2.Разработать структуру портфолио.

3.Оформить  образец портфолио ребенка.

4.Презентация образца портфолио для родителей.        

Работа с детьми

1.Рассматривание детьми образцов портфолио.

2.Индивидуальная беседа с детьми о назначении портфолио        

Взаимодействие с родителями

1.Мотивация родителей в целесообразности составления портфолио ребёнка.

2.Индивидуальная работа педагога дошкольного учреждения с родителями по ознакомлению с портфолио  ребенка.

      Портфолио имеет свою структуру. Каждый раздел имеет название. Кроме этого, мы предлагаем примерную тематику структуры портфолио.

Структура  портфолио  дошкольника представлена в таком  направлениями.

  1. Раздел «Давайте познакомимся»

·        Фото. Фамилия, имя ребенка.

·        Рубрика: «Я люблю…»,

·        «Мне нравится…»,

·        «Обожаю, когда…»

  1. Раздел «Я расту!»

 ·        Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):

 ·        «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д

3.     Раздел «Портрет моего ребенка»

4.     Раздел «Волшебные пальчики »

·        Продукты творчества ребенка (рисунки, поделки , вышивки…)

   5.     Раздел «Мои достижения»

·        Грамоты, дипломы, фотографии.

Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизни  в детском саду и за его пределами.

         Памятка для педагогов и родителей  по созданию портфолио.

              1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.

                2.  Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.

               3.  При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д.

               4.  Рассказ, рассуждения, пожелания ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

               5.  По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений.

                 6.  По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях.

                7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться.

            Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку на выпускном вечере. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.



Предварительный просмотр:

        Художественное-эстетическое развитие-это  развитие целостной гармонически развитой личности, для которых характерна сформированность эстетического сознания , наличие системы эстетических потребностей и интересов , способностей к творчеству , правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве .

(Т.Н.Фокина)

Поиск эффективных путей, воплощение идей гуманизации в педагогическом процессе дошкольного учреждения дали новый импульс исследованиям в области эстетического развития детей, определили новый взгляд на значение художественной деятельности в развитии личности ребенка. На  современном этапе дошкольного образования художественная деятельность, ее влияние на развитие ребенка рассматривается не узко, как средство эстетического развития, а широко, как средство социализации личности. Актуальность приобретают аспекты, связанные с изучением и внедрением в практику системы работы, стимулирующей развитие художественной деятельности и эмоциональной сферы личности.

Актуальность выбранной мною темы определяется необходимостью воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного.

Вступив в муниципальный системный эксперимент по теме «Развитие творческих способностей в процессе использования нетрадиционных художественных техник» наш детский сад стал усиленно работать над проблемой художественно-эстетического развития ребенка. В программе Т.И. Логиновой большое внимание уделяется ознакомлению детей с традиционной техникой рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционным изобразительным техникам.

Работая воспитателем группы, я провела диагностику детей в ходе которой выяснила, что большинство детей имеют низкий уровень художественно-эстетического развития: они не могут создавать художественный образ, не владеют основными средствами выразительности, у них недостаточно сформированы практические умения и технические навыки.

Проведя опрос родителей, я выяснила ,что большинство из них считают, что ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования в детском саду необходимо, однако сами родители не обладают знаниями в данной области и не владеют приемами руководства творческой деятельностью дошкольников.

Заинтересовавшись этой темой, я ознакомилась с трудами таких авторов, как В.Н.Шацкая, Е.М.Торошилова, И.Д.Запорожец, изучила программы изобразительной деятельности в детском саду авторов Казаковой Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников», Копцевой Т.А. «Природа и художник».

Изучив содержание программ, посвященных художественно-эстетическому развитию дошкольников, я выяснила, что изобразительная  деятельность в них рассматривается в большей мере как средство усвоения детьми реалистического рисования средствами традиционных техник. Однако,  в них недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с нетрадиционными изобразительными техниками, хотя учеными доказано их положительное влияние на развитие детского творчества. Поэтому назрела необходимость в создании системы работы по ознакомлению детей 3-7 лет с нетрадиционными изобразительными техниками.

Проведя исследования, я обнаружила противоречия  между необходимостью повышения уровня художественно-эстетического развития дошкольников  и:

  1. ограничением круга используемых в детском саду художественных техник;
  2. недостаточной методической разработанностью направления художественно-эстетического воспитания дошкольников в программе «Детство» (В.И. Логинова);
  3. низким уровнем компетентности родителей по данному вопросу.

Целью моей деятельности стало развитие художественно-эстетической культуры дошкольников через использование нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе.

Актуальность выбранной темы определила постановку следующих задач:

  1. создать условия для художественного творчества;
  2. поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности;
  3. .

       Работа велась по двум направлениям:

  1. работа с детьми;
  2. работа с родителями.

Основным направлением работы была работа с детьми.

Мной был составлен перспективный план работы по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе.

Во второй младшей группе работу в этом направлении я начинаю с ознакомления с такими техниками как: рисование пальчиками, печатками из картофеля, обрывание.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Такой способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Работу начинаю с использования одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Я демонстрирую детям разные приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее я формирую  детей умение рисовать обеими руками. Здесь предлагаю детям варианты рисования: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому во время работы  внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».

Со второй младшей группы я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток  на бумаге. Иногда  «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы:  «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».

Уже с младшей группы я учу рисовать пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».

Со средней группы я учу детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».  

         С 4 лет мы пользуюсь техникой «тампонирование».

Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет,  нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо  нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».

         Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном  наносили  акварельную краску.  Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».

Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И  создать новый образ.  Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.

Со  старшей группы я учу рисовать техникой «Монотипия».      Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно  были выполнены работы на следующие темы:

«Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», « «Чудесный букет».

Например, когда мы рисовали волшебное дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть

непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.

             Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.

А еще мы ставим  большую яркую кляксу, берем  трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…

Очень интересно рисовать отпечатками листьев.  Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги, на нем получался отпечаток.

Со старшей группы используем «набрызг».  Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».

В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

Для того, чтобы заинтересовать   родителей  своей работой, я регулярно организую  выставки детских работ. Провела консультацию, на которой показывала родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.

             Анализ источников по проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи.  Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении.



Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕХНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Травкина О.В.,

воспитатель МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

город Старый Оскол Белгородской области

В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача семейного и общественного воспитания и образования детей. Целью работы нашего детского сада является обеспечение всестороннего и гармоничного развития воспитанников. Для достижения этой цели в МБДОУ детский сад №62, помимо реализации содержания основной комплексной программы «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.), организована кружковая работа по приоритетным направлениям развития.

Работа с детьми в рамках кружка (т.е. небольшого количества участников) позволяет оказать более интенсивное влияние на индивидуальное развитие личности каждого дошкольника.

С апреля 2010 года наш детский сад принимает участие в опытно-экспериментальной работе по теме «Развитие творческих способностей ребенка в процессе использования нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе». В связи с этим перед нашим коллективом встала задача обновления содержания, форм и методов работы, создания условий для развития творческой личности.

С целью более эффективного решения задачи экспериментальной работы в нашей группе мною был организован кружок «Завиток», где с небольшой подгруппой детей в количестве 10 человек я проводила углубленную работу по ознакомлению с нетрадиционными художественными техниками. Такая организация работы позволила построить образовательную работу по методу личностно ориентированного взаимодействия с детьми, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов.

При наборе детей в кружок дополнительного образования я учитывала три момента: желание ребенка, желание родителей, а также способности ребенка.

Целью кружка изобразительного искусства «Завиток» стало развитие художественно-эстетической культуры дошкольников через использование нетрадиционной художественной техники в образовательном процессе.

Занятия по дополнительному образованию проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Мной был составлен перспективный план работы кружка, который  предусматривал ознакомление детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования, направленными на формирование художественно-образного и пространственного мышления, расширение диапазона чувств, воображения и фантазии детей.

В процессе кружковых занятий дошкольники учились работать с различными художественными материалами (гуашь, пластилин, тушь и др.), овладевали различными техническими приёмами в рисовании.

Использование разных видов нетрадиционной изобразительной технике определяется возрастными особенностями дошкольников.

Во второй младшей группе работу в этом направлении я начинала с ознакомления с такими техниками как рисование пальчиками, печатками из картофеля, обрывание.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Я стараюсь  показать  много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы  маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).

Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

Детям очень нравится рисовать ладошкой: обмакивать ладонь в краску и ставить ей отпечаток  на бумаге. Иногда  «раскрашиваем» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы:  «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».

Уже с младшей группы я учу рисовать пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.  Таким способом мы рисовали «Ягоды», «Яблоки», «Солнышко лучистое», «Мои рукавички» и др.

Со средней группы дети рисуют «тычком жесткой полусухой кистью». Эту технику мы используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Ежик».  

С 4 лет пользую технику «тампонирование». В этой технике хорошо  нарисовать что-нибудь легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Цыплята».

Детям очень понравилось рисовать свечкой и восковыми мелками. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».

Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И  создать новый образ.  Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона и много другого.

Со  старшей группы я учу рисовать в технике «монотипия».   В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно  были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».

Очень интересно рисовать отпечатками листьев.  Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным. А еще мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги, на нем получался отпечаток.

Со старшей группы используем «набрызг».  Темы для рисования могут быть следующие: «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».

В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.

Для того, чтобы заинтересовать   родителей  своей работой, я регулярно организую выставки работ детей. Наши юные художники являются участниками городских детских выставок творческих работ, победителями и лауреатами региональных, всероссийских и международных творческих конкурсов.

Проводя кружковую работу по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, я отметила, что каждый малыш стремится к творчеству. Оно приносит детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг. Занятия в кружках  позволяют ребенку раскрыться, а нам увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов.

Список литературы:

  1. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. / сост. И.А.Лыкова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. – 160 с.
  2. Давыдова, Г.Н. Цветочные мотивы. / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 72 с.
  3. Давыдова, Г.Н. Анималистическая живопись. / Г.Н. Давыдова. – Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 88 с.
  4. Дубровская, Н.В. Рисование нетрадиционными техниками. / Н.В. Дубровская. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 64 с.
  5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз», 2010. – 144 с.


Предварительный просмотр:

Травкина Оксана Витальевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

Эссе на тему: «Радуга эмоций в капельках детского творчества»

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде”.

Роден

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух-трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети?  По моему мнению, это – один из путей совершенствования человека. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

С самого детства рисование было моим любимым занятием. Оно доставляло мне много радости. Став педагогом, у меня появилась возможность научить детей видеть прекрасное в том, с чем мы сталкиваемся ежедневно, выражать свои эмоции и чувства в процессе рисования. В начале моей педагогической карьеры я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Уже с раннего возраста я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках, ведь именно в этот период закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное, чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга, если ты хочешь, чтобы каждая встреча с изобразительным творчеством стала для детей праздником, если ты желаешь общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. И мне нравится, что дети учатся замечать цветовые нюансы (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), особенности композиции и средств художественной выразительности, учатся выражать свои впечатления от увиденного. Ребенку еще  трудно выразить свои мысли и чувства, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.

В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись мне и детям по душе. Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками, начиная с младшей группы, и печать от руки в старшей и подготовительной группах. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники – художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях. Пальчиковое рисование далеко не единственный способ, который я использовала и использую в своей работе с детьми при ознакомлении с нетрадиционными художественными техниками. Есть и другие: это и и печатка, и монотипия, и набрызг  и др.

Ребенок имеет право и возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, также должен принадлежать ребенку. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга. Моя задача в данном случае помочь детям сделать свой выбор и обеспечить свободный  доступ к различному материалу.

Работая по этой методике, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Интерес у детей появляется еще и потому, что я знакомлю их с тем, что любые известные им художественные материалы и способы  рисования можно комбинировать. Так, например, сначала способом монотипии мы рисуем фон будущего пейзажа, затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и все остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом – обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и меня.

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. В результате совместной творческой деятельности и я, и дети, - мы все ощущаем теплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а ведь самое главное в нашей работе – радость и теплота!



Предварительный просмотр:

Травкина Оксана Витальевна

МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей»

Эссе «Профессия воспитателя – это мой выбор»

Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук

Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.

Кто-то в шутку сказал, что важно родиться в нужное время и в нужной семье. Я как раз угадала и время, и семью. Мне было года три, когда я в первый раз оказалась в стенах детского сада, где работала воспитателем  моя дорогая и любимая мама. Сердце мое замирало от удивления. Ведь для меня моя мама была обычным человеком, заботившимся о нас с сестрой и о папе, которая готовила, стирала и убирала. А здесь, в детском саду, эти чужие мальчики и девочки смотрят на нее такими восхищенными и удивленными глазами! Ей безоговорочно верят, надеются на ее помощь в любой ситуации, хотят быть похожими на нее. Именно тогда у меня появилось желание стать педагогом.

И вот прошло уже 17 лет, как я работаю воспитателем, и теперь уже я ловлю восхищенные взгляды моих воспитанников. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Воспитателю важно уметь окунуться в мир детства, оставаясь собой, найти с ребенком общие точки соприкосновения. А для этого необходимо соблюдать некоторые правила в общении с детьми: играть, но не заигрываться; уметь слушать и быть услышанным; мыслить, но не домысливать, а вникать, помогать, сопереживать. И помнить вечную заповедь: не навреди. Ведь душа ребёнка – это не каменистая почва, а цветок, которому необходимо помочь раскрыться. И, более того, необходимо научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания. Вот поэтому моя задача как воспитателя заключается в том, чтобы не просто заполнить сосуд готовыми знаниями, а привить детям тягу к самопознанию.

Я точно знаю, что сегодня меня ценят родители, как партнера в деле воспитания детей, за то, что их дети любимы мною, понимаемы и принимаемы такими, какие они есть, ценят за тот интерес, с которым преподношу новое, неизведанное, за те знания, умения и навыки, которые дети приобретают в общении со мной, за то, что дети получили от меня «в наследство» и радуют окружающих своими знаниями и умениями.

Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной не отворачивают взгляд, а улыбаются мне своей особой улыбкой, в которой лучится благодарность за то, что я вложила в них капельку своей души.

Если бы у меня спросили, хочу ли я поменять свою профессию, ответ был бы однозначным – нет! И хочется закончить строками из стихотворения И.Н. Ольховик:

Трудно порою бывает,

Но в детские глазки взгляни:

Сколько они излучают

Света, добра и любви!

И пусть возразит мне кто-то:

«Работа – покоя нет».

Я говорю всем твердо,

Слушайте мой ответ:

Я – воспитатель, и горжусь этим,

Ведь жизнь свою посвящаю детям!



Предварительный просмотр:

Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте

О.В.Травкина,

воспитатель МДОУ детского сада №62

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Изучением этой проблемы занимались многие видные отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Например, Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

 Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание» состоит в следующем:

  1. это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
  2. это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  3. задача  художественно-эстетического воспитания заключается в  формировании художественного вкуса.
  4. развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.

Понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает его цель. Наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание – воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Именно поэтому в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

Уже в период раннего детства ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее. В это период поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играет его ближайшее окружение: семья и детский сад. Поэтому и родителям, и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

Адрес:

Белгородская обл., г.Старый Оскол, м-н Рудничный, д.16,кв.90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительское собрание. "Ваш ребенок готовится стать школьником".

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь ...

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...

Выступление на районном семинаре с докладом по теме "Из опыта работы группы кратковременного пребывания в д.Юильск с «кочующим» педагогом». Презентация к статье.

Открытие группы кратковременного пребывания  с «кочующим» педагогом является еще одним шагом на пути обеспечения доступности дошкольного образования  для детей, ведущих с родителями кочевой ...

Статья.Доклад для пед совета."Использование нетрадиционных техник в работе по изобразительной деятельности с детьми 3-5 лет ".

 Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом м...

Доклад на тему Как стать чемпионом

Добрый  день уважаемая конкурсная комиссия! Я – инструктор по физической культуре Титор Светлана Ивановна, представляю  для рассмотрения проект «Как стать чемпионом?», разр...

Статья - доклад "Союз музыки и архитектуры"

Интересная статья - наблюдение о связи музыки и архитектуры...