Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников
методическая разработка по теме

Серебрянская Ирина Алексеевна

Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad__rmo.docx26.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение.

          Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать именно в дошкольном возрасте. Потому, что музыкальное развитие ребёнка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее его развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится более чутким к окружающей его красоте и в жизни и в искусстве. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой, так как, все мы знаем, что занятия в детском саду проводятся на более высоком уровне, чем в школе у детей уроки пения.

          Подготовить ребёнка к школе – значит научить его действовать самостоятельно, активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально – игровой, изобразительной, художественно – речевой и музыкальной.

          В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают простые мелодии на металлофоне и других музыкальных инструментах,  придумывают и исполняют несложные пляски. Они могут сами организовывать игры в «концерт», «театр», «спектакль» и другие с использованием игрушек, плоскостных фигур, кукол.

          Детское самостоятельное музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке – сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

          Возникновение этой самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующийся определёнными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребёнок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересами желаниям.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

          Самостоятельная музыкальная деятельность это деятельность, возникшая непосредственно по инициативе детей. Каждый ребёнок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет понравившийся элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и так далее. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребёнка, музыкальный руководитель развивает у него навык самостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения или самим сочинить вариант какого-то перестроения, хоровода и так далее.

                                             П О К А З

          Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно – ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника, развлечения, музыкального занятия, просмотра телевизионной передачи и так далее. Сюда относятся игра в «концерт», «музыкальное занятие»…

                                            П О К А З

          Наблюдая игры детей вне музыкального занятия, постоянно руководит и тактично помогает детям  в их творческой самостоятельной деятельности – воспитатель, который должен непременно учитывать интересы и способности каждого ребёнка. Задача музыкального руководителя проконтролировать создание в группе соответствующих условий: определить место в группе, где ребята могут музицировать, показывать спектакли, чтобы было достаточно игрового материала.

                                       П О К А З  (муз уголок и изготовление муз инструментов  детьми, родителями, воспитателями).

Источники самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

          Источником возникновения детского музицирования  являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Музыкальный руководитель должен систематически побуждать к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента, но если чаще учить петь без инструмента, то они смогут сами, вне занятий, по своему желанию, петь и без инструмента.

                                       П О К А З  

          Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку.  Если в группе есть магнитофон и набор записей с мелодиями маршей, танцев, плясовых, то уже сами дети, без помощи взрослых, могут выбрать сопровождение к движениям придуманного ими танца или маршевого перестроения.

                                     П О К А З  

          Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы в жизни ребёнка. Многие воспитатели и родители отмечают, что сразу после проведения праздника дети обязательно откликаются на них в своих играх, чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети импровизируют и музицируют.

          Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка в семье. Это и просмотр детских музыкальных телепередач, видеофильмов, где используется музыкальное сопровождение , а так же мультфильмов с увлекательными поющими персонажами. Всё это вызывает у ребёнка желание показать друзьям понравившийся персонаж, а для этого исполнить понравившуюся песню, исполняемую этим персонажем.

Виды самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

          Для самостоятельного музицирования дети используют различные виды музыкальной деятельности.

          Музыкальные игры и танцы имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно- ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

          Среди игр основное место занимают «музыкальное занятие» и «концерт», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях.

          Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют между собой роли взрослых: музыкального руководителя, воспитателя. В процессе игры копируют не только поведение и интонации взрослых, но и структуру самого занятия.

      П О К А З  ( игра в «муз. занятие» в группе – пение песни)

          «Музыкальное занятие» в детской игре может иметь и более сложную форму, объединяя несколько видов музыкальной деятельности.

                                  П О К А З   фото ?( игра в «муз. занятие» в группе – пение песни +танец + игра)

          В игре «Концерт» дети организуют чередование различных  «номеров» , исполняемых группой детей – «артистов», для своих друзей, играющих роль «зрителей». Здесь непременно участие ребёнка – «ведущего».

          Ещё одним из вариантов музыкальной игры детей можно назвать «оркестр». Выбирается «Дирижёр», назначаются «Оркестранты» и дети выбирают несложную мелодию, исполняя её, они беспрекословно подчиняются управлению «Дирижёра».

                                П О К А З  ( игра в «оркестр» в группе)

          Очень значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сами сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

          В других сюжетно – ролевых играх они используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» дети просят воспитателя поставить «Марш», который звучал на празднике, посвящённом «Дню Победы» или «Дню защитника Отечества». Или девочки, укладывая кукол спать, поют им колыбельные.

                                   П О К А З   фото

          В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Угадай, на чём играю?», «Узнай песню по картинке» и другие. Например в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивает ритмический рисунок, а второй должен точно его воспроизвести на другом барабане или выложить на фланелеграфе.

                                  П О К А З   музыкально  дидактические игры.

          В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на различных детских музыкальных инструментах, исполняя разученные на музыкальных занятиях попевки, песенки, услышанные где-то мелодии, или сочиняют свои. Интересно у старших дошкольников проходят инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Инструменты в этом случае характеризуют какого-то персонажа или говорят за него. Музыкальные инструменты дети могут использовать индивидуально, объединяясь по 2-3 человека или, по своей инициативе, объединяется в оркестр вся группа.

          Так же в самостоятельной практике детей может иметь место и слушанье. Когда воспитатель, по просьбе детей, ставит кассету или диск, и вся группа слушает вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника.

            Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, зарядке, прогулках. Быт ребёнка обеднеет, если исключить музыку. Это ещё раз подтверждает большую силу её воздействия на человека и возлагает особую ответственность на музыкального руководителя, воспитателя, а так же родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребёнка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и музыка на праздниках.

          Формы организации, непосредственно самостоятельной музыкальной деятельности детей очень разнообразны.

          Индивидуальные самостоятельные упражнения  ребёнка выступают как закрепление умений и навыков, приобретённых на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, песни и танцы, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в исполнении тех или иных действий, показывают, как надо спеть или станцевать.

          Игра -  следующая форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно- ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в  игре свои замыслы.

          Музыкально – дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «Музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты и выбирают нужную карточку. Переставляя игрушку по ступенькам  «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков по высоте, воспроизводят на разных инструментах тихое и громкое звучание.

          Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретённом опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Условия формирования самостоятельной деятельности у дошкольников.

           Многое, что ребёнок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях.

           Прежде всего, это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на детских музыкальных инструментах и так далее, которые ребёнок хорошо усвоил.  Всё это с большим удовольствием исполняется в играх, как в группе, так и на прогулке. Вот почему так важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

          Помимо занятий, определённое влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности у детей оказывает участие в утренниках и развлечениях в роли сказочных или выдуманных героев. Наиболее яркие моменты игр, построений, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированных плясках и хороводах. Надо ставить их в такие ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и в других моментах. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную музыкальную деятельность детей тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках и развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

          Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий.  Детям необходимо иметь свой  «музыкальный уголок», в котором должно находиться небольшое количество, соответствующих возрастной группе музыкальных инструментов и  игр, как приобретённых, так и изготовленных своими руками под руководством родителей или воспитателей.

                                  П О К А З   (изготовление музыкальных инструментов и игр)

          Сегодня все семьи имеют в доме телевизоры, DVD проигрыватели, музыкальные центры. Дети с удовольствием (иногда многовато) смотрят художественные, мультипликационные фильмы.  Очень оживлённо обсуждают просмотренное со сверстниками. На родительских собраниях мы рекомендуем родителям обращать внимание на количество времени, проведённого ребёнком перед телевизором, на то, что бы при покупке новых дисков родители отдавали бы большее предпочтение музыкальным фильмам и мультфильмам, снятым по произведениям композиторов классиков. («Щелкунчик», по балету П. И. Чайковского, «Фантазия», серия мультфильмов по произведениям русских и зарубежных классиков, «Правдивая история Кота в сапогах» в которой использованы фрагменты из оперы Ж. Бизе «Кармен» и другие.)

          Совместный просмотр мультфильмов в музыкальном зале во второй половине дня доставляет детям огромное эмоциональное наслаждение, вызывает бурю эмоций и задача музыкального руководителя нацелить детей не только на просмотр, но и на слушанье музыки. Впоследствии, при обсуждении просмотренного, в качестве закрепления, мы обсуждаем, как же музыка выражала эмоции и чувства.

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

          Подводя итог всего вышеперечисленного, мы можем сказать, что музыкальный руководитель принимает непосредственное и самое активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах.

          Совместно продумывается  планирование  работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать, содержание музыкального уголка.

          Музыкальный руководитель должен заходить в группы и наблюдать за детьми вне занятий. Ведь многое в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились, а главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя,  воспитателя и непременно родителей, кроется секрет успехов детей.

          Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность музыкальному руководителю вместе с воспитателем осуществлять художественное воспитание детей в детском саду. Музыкальный руководитель консультирует воспитателей, родителей, даёт необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в организации театрализованной деятельности.

Данная статья позволяет увидеть совместно решаемые задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем. А также показывает основные направления взаимодействия специалистов на примере постановк...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.

На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть напр...

Практико-ориентированная работа Роль музыкального руководителя в организации и проведении фольклорно-экологических праздников для детей 5-7 лет в ДОУ

Методические реомендации для музыкального руководителя в процессе организации и проведении фольколорно-экологических праздников для детей 5-7 лет....

Консультация для педагогов на педагогический совет детского сада "Роль музыкального руководителя в организации логоритмики"

Раскрывает тему значимости музыкального руководителя на занятиях по логоритмике....

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Консультация музыкального руководителя "Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей"

Музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности....

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"

Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...